Сохранить бы тебя, прекрасная "Березка"

О трудной судьбе хореографического чуда

О том, как начинался этот ансамбль русского народного танца, ставший вскоре прославленным на весь мир, не раз мне рассказывал с неизменным волнением один из его ветеранов - Виктор Иванович Радькин.

Послевоенная Москва. Весна 1948 года. Вечером 15 мая, как обычно этой теплой порой, в переполненном Зеленом театре сада "Эрмитаж" - концерт. И выходят на сцену шестнадцать девушек-красавиц в нарядных сарафанах, каждая - с ажурной веточкой молодой березки в руке. Да нет, они не идут, а словно плывут под мелодию всем знакомой песни "Во поле березонька стояла", и зрители уже зачарованы поэтической картиной Родины, которая открывается им как необыкновенное чудо...

ПО ЗОВУ ТАЛАНТА И ЛЮБВИ

Именно хореографическое чудо сотворено было тогда, 70 лет назад, Надеждой Сергеевной Надеждиной, чье 110-летие со дня рождения исполняется 3 июня нынешнего года.

Легко вычислить, что в день памятного майского концерта, считающегося днем рождения легендарной "Березки", ее основательница приближалась к своему сорокалетию. Значит, немало уже прожито и пережито, прежде чем состоялось, а вернее началось, то, что будет единственно главным для нее, смыслом всех дальнейших трудов и поисков, да что там - самого существования на земле.

Более трех десятков оставшихся ей лет, до ухода в 1979-м, она безраздельно посвятит родной "Березке", поднимая ее волшебное искусство все выше и выше. Однако в случае с Надеждиной особенно хочется понять, как человек шел и пришел к этому своей сорокалетней дорогой. И тут для меня, когда оглядываю вехи ее жизни, твердо определяется основное: призвание.

Да, конечно, это его зову она следовала. Дочь талантливой писательницы и драматурга Александры Бруштейн (с детства я зачитывался ее книгами), а также заслуженного деятеля науки РСФСР Сергея Бруштейна, профессора медицины и одного из основоположников советской физиотерапии, она в трудном 1918-м, вопреки желаниям родителей, идет в Петроградскую балетную школу.

Становится ученицей знаменитой Агриппины Вагановой, и успехи ее несомненны. Это подтверждено после окончания училища в 1925 году приглашением на работу в Большой театр, причем она оказывается самой молодой артисткой, принятой в труппу главного театра страны.

Здесь тоже был успех. Но влекло ее стремление ставить танцы самой, а в глубине души все время жила и мечта о том, какие это будут танцы. Позднее она рассказывала, насколько сильное впечатление произвели на нее сельские народные гулянья, которые в детстве видела, проводя лето с родителями на живописном берегу Камы. Пляски, песни, хороводы - все это в красках и звуках, в завораживающих движениях воспринималось ею как дивная русская сказка.

Тогда она пробовала воспроизвести такую красоту для школьных подружек. Теперь же принимает серьезное решение: в 1934-м расстается с Большим театром, чтобы испытать себя как хореографа-постановщика на эстраде.

Напомню: в 1937-м, тоже покинув Большой, создает свой прославленный танцевальный ансамбль Игорь Моисеев. Eго коллектив и "Березка" со временем станут первейшими в стране. Но у каждого - свое лицо.

ЗАСЛУЖEННЫМИ НАГРАДАМИ EЁ НE ОБОШЛИ

Никто из нас от судьбы своей страны неотделим. Во время Великой Отечественной Надежда Сергеевна служит балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта. Ставит танцы во фронтовых бригадах, ездит с ними в части Действующей армии. Уже после узнает, что ее дедушка, отец матери, погиб в Вильнюсском гетто...

По-своему судьбоносным для нее, работавшей теперь в Мосэстраде, стало приглашение в Русский народный хор города Калинина (ныне Тверь) - на должность руководителя постановки танцев. Это можно назвать настоящей удачей! Хотя... как посмотреть.

По области Калининской катком прошел фашист. А деревни-то и по всей стране в тяжелейшем упадке. Представляю, чего стоило в 1948 году тверякам-калининцам достойно снарядить своих девчат на первый послевоенный фестиваль сельских талантов в Москву. Им надлежало выступить не где-нибудь, а на сцене Большого театра, где посчастливилось танцевать юной Надежде. Вот куда привезла Надежда Сергеевна своих воспитанниц - молодых колхозниц с Волги, подготовив восхитительный танец на основе тщательно изучавшегося ею русского фольклора.

Действительно, был взрыв восхищения всего многоярусного зала, когда произошло сказочно прекрасное явление "Березки". Так что в "Эрмитаже" Надеждина выполняла уже просьбу руководства Мосэстрады, повторив созданный танец теперь с профессиональными, а не самодеятельными артистами.

Повторился и бурный зрительский восторг. Скоро название танца станет именем ансамбля, а потом.

Здесь я задержусь. Надо сказать не только о достигнутом успехе, но и об оценке его. Об оценке таланта, о создании для него нужных условий. Все это происходит не просто скоро, а очень скоро. Особенно если опять-таки учесть, какое трудное послевоенное время переживала Советская страна.

Проявившему себя мастеру вверяют становление совершенно нового художественного коллектива. И уже через два года после дебюта, в 1950-м, художественному руководителю хореографического ансамбля русского народного танца "Березка" Надежде Сергеевне Надеждиной присуждается Сталинская премия.

Далее она станет и народной артисткой СССР, и Героем Социалистического Труда. То есть все самые почетные государственные звания и награды увенчают ее высокий талант и беззаветный труд.

Однако в сериале под названием "Березка", показанном недавно по телеканалу "Россия 1" (я писал о нем в "Правде" за 24-25 апреля), про это ничего не говорится. Случайно ли? Нет, конечно.

"СEРИАЛЬЩИКИ" ДEЙСТВУЮТ КАК ЖУЛИКИ И АНТИСОВEТЧИКИ

Уже признано, в том числе и нынешним художественным руководителем знаменитого ансамбля - народной артисткой СССР Мирой Михайловной Кольцовой, достойно продолжающей дело Надеждиной, что по содержанию сериал не имеет никакого отношения к подлинной "Березке", а факты биографии телегероини - к реальным фактам жизни основательницы уникального коллектива. Хорошо, что хоть фамилию сменили на Светлову.

Но остается вопрос: а зачем вообще надо было "Березку" сюда вмешивать, да еще объявлять, что это "подарок" к ее 70-летию? Значит, магия имени вроде бы полузабытого ансамбля, что я слышу иногда, таинственным образом продолжает действовать. И не только его.

Критик "Литературной газеты", откликаясь на новый сериал, написала: "Давно подмечено, что с гарантией привлечь зрителя и собрать рейтинг можно на советских брендах: значимых событиях, знаковых людях, коллективах". Для примера, наряду с вождями и полководцами она называет "отработанные" в сериалах лица и коллективы, причастные к искусству и культуре: Фурцеву, Орлову и Александрова, Симонова и Серову, Утесова, Зыкину, Московский дом моды, Большой театр.

Вот и добрались теперь до "Березки", соорудив очередной, по выражению критика "Литгазеты", спекулятивный сериал. Но, кроме очевидной спекулятивности, требуется отметить еще одно для этих "произведений" общее: антисоветскую заданность.

В каждом или почти каждом сериале и фильме, посвященном советскому времени, изображается оно таким, чтобы жить в нем никому и ни в коем разе не захотелось. Одним из рекордных в этом смысле стал недавний сериал "Таинственная страсть" - о популярных поэтах-"шестидесятниках". Благополучнейшие в жизни, на экране они до того затравлены, что хоть плачь.

А Светлова в "Березке"? Мало того, что для пущей мелодраматичности ей сочинили никогда не существовавшего у Надеждиной сына, рожденного якобы от американца и оставшегося в конце концов после гастролей в США. Плюс ко всему - буквально ни с того, ни с сего - на нее взъедается высокопоставленный чиновник из Министерства культуры, а потом в тандем с ним вступает еще более высокопоставленный деятель из ЦК. Мотивы преследований нелепые и непонятные, но ведь выживают талантливую руководительницу из родного ансамбля! Итог - смерть в безвестности, сиротливая могила в затерянной сельской глуши.

О великой славе в Советском Союзе реальной Надеждиной, которую, конечно, из созданного ею ансамбля никто и никогда не выживал, сказано выше. Остается добавить: похоронили Надежду Сергеевну в 1979 году со всеми государственными почестями на Новодевичьем кладбище, что, согласитесь, тоже о чем-то говорит.

А как сложилось у ее "Березки" годы спустя? Воспитанницы и воспитанники Надеждиной работали, вкладывая по-прежнему в любимое дело все силы и душу, но.

ЧТО ПРИШЛОСЬ КОЛЛEКТИВУ ИСПЫТАТЬ

Иногда о тяжких жизненных ситуациях, которые могли бы стать слишком большим горем для ушедшего ранее человека, доводится слышать: "Хорошо, что не дожил". Я не говорю этого о Надежде Сергеевне, права не имею. Однако нет сомнений, происшедшее через одиннадцать лет после ее смерти, в 1990-м, она переживала бы крайне тяжело.

Дело в том, что вместе с концом Советской власти (специально это отмечаю) "Березку" выгнали из репетиционного помещения, где они проработали много лет. Да, выгнали на улицу - в никуда!

И это постигло далеко не их одних. Многие творческие коллективы оказались в аналогичном положении. В результате некоторые просто погибли. Так, долгие годы отстаивал я на страницах "Правды" замечательный русский оркестр "Боян", возглавляемый народным артистом СССР Анатолием Полетаевым. Тщетно. Добили его.

Добивали и добивают не только лишением нормальных условий для творческой работы, но и глухим замалчиванием. Это в первую очередь относится к тем коллективам, которые несут русское народное искусство. Много ли вы слышали с телеэкрана за последние три десятка лет, когда все заполонила оголтелая и бездарная попса, знаменитейший хор имени Пятницкого? Даже 100-летие его в 2011-м прошло незамеченным. А Северный русский народный хор, а Воронежский, а Рязанский?..

Да и ту же "Березку" часто ли нам показывают? Кратко скажу про ее судьбу. Восемнадцать (!) лет они оставались без постоянного помещения, скитаясь для репетиций от одной случайной площадки к другой. Мне рассказывали, как нелегко приходилось: неприспособленность, холод, всяческие неудобства.

Повезло в 2006-м. Во время саммита ШОС в Пекине увидел их на концерте Путин. Тогда все зрители, среди которых были руководители и делегации ряда государств, как обычно бывает при выступлении "Березки", пришли в неописуемый восторг. Российский президент - тоже. Ну и спросил потом, наверное, как им живется.

Надо же было для этого лететь так далеко!

Согласно высочайшему распоряжению, "Березка" была взята в ведение управления делами президента. И через два года, в 2008-м, коллективу предоставили особняк в Леонтьевском переулке. Кстати, многие съемки пресловутого сериала проходили именно здесь.

EСТЬ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ТРEВОГ

Что же - хеппи-энд? Счастливый лотерейный билет? Можно считать и так. По крайней мере в бытовом отношении на ближайшие годы они, видимо, обеспечены. Но вот что касается творчества, есть основания для больших тревог.

Не в изолированном пространстве коллектив существует. Ветры разных влияний, зачастую неблаготворных, бьются со всех сторон. Устоят ли? Согласие на сериал, какой мы увидели, да еще их участие в его создании - симптомы плохие. А ведь соблазны, денежные и снижения требовательности к себе, будут продолжаться и даже нарастать.

До сих пор, насколько я понимаю, очень многое держалось на Мире Кольцовой, лучшей ученице и преемнице Надеждиной, но она готовится отметить в конце года свой личный большой юбилей. Проблема ее преемницы (или преемника) исключительно серьезна, и она, увы, тоже нарастает. Понятно, это по-разному может отразиться на творческой направленности и самочувствии коллектива.

Совершенно ясно: искусство и шире - культура в нашей стране пребывают сегодня с основательно сбитыми ориентирами и кардинально подорванным вкусом. Вытеснение советского и русского народного искусства на обочину общественного внимания, а нередко и прямое уничтожение их грозят дальнейшей деградацией отечественной культуры и массового художественного вкуса. Даже более того - утратой искреннего и глубинного чувства Родины.

Преступно воображать, будто бесконечные телевизионные разборки на тему "кто с кем, как и когда" - с привлечением людей искусства и культуры, используемых просто как "медиа-лица", несут зрителям хоть нечто похожее на подлинное искусство и настоящую культуру. Да ничего же подобного! Наоборот, расчеловечивают людей, не поднимают их, а тащат вниз.

И к этому тянет все больше и больше. Вот показали сериал якобы про "Березку", но в котором нет главного - ее красоты, а зато с лихвой - интриг и всяческих интрижек. Так едва это закончилось, на том же телеканале "Россия 1" устраивают "Прямой эфир" Андрея Малахова под завлекательным названием "Березка": все, что осталось за кадром".

А ищут "за кадром", натужно ищут (правда, не очень успешно) что-нибудь в духе сериала. Хотя художественный руководитель "Березки" про него сразу сказала: с нами тут - ничего общего!

И вот после всего этого, представьте себе, в газете "Культура" появляется абсолютно противоположный отзыв директора Государственного российского дома народного творчества имени В.Д. Поленова Тамары Пуртовой, носящий характер назидания на будущее. Сделав в адрес телесериала несколько мелких замечаний, руководитель нынешнего "народного творчества" пишет следующее:

"Однако в целом и сама идея, и ее танцевальный разворот(?) - замечательны. Успех последних космических и "спортивных" фильмов свидетельствует об интересе зрительской аудитории к выдающимся достижениям нашей страны. "Березка" - уникальный ансамбль, представлявший СССР, а теперь - Россию. Истории других творческих коллективов могут быть не менее интересными и поучительными с эстетической и нравственной точек зрения. Так что путь кинематографической летописи, отражающей триумфы и успехи отечественного искусства, выбран правильно".

Только вот КАК отражающей? Неужели именно ЭТОТ путь будет продолжен? О, ужас!



Кожемяко Виктор