Право есть, а денег нет

21 и 22 февраля Госдума провела последние в этом месяце пленарные заседания, на которых было принято более 40 и отклонено более 20 законопроектов. Чем обернутся новые законы для граждан? И что могло бы измениться в нашей жизни, не будь в парламенте засилья "единороссов", которые тщательно консервируют затхлый буржуазный курс, охраняя его от ветра перемен?

ПРИ ОБСУЖДEНИИ КАЛEНДАРЯ рассмотрения вопросов на март-апрель заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев назвал те ключевые законы, которые, по мнению депутатов-коммунистов, надо принимать в первую очередь. Это закон о прогрессивной шкале налогообложения, о национализации, о Центробанке, о стакане молока для школьников, о снижении НДС, о госмонополии на производство и продажу алкогольной продукции и другие. Всего 15 базовых законов, которые вытащили бы Россию из кризиса, позволили бы сохранить здоровье нации и мобилизовать ее на ускоренное развитие страны. Но вместо этого, отметил депутат, вытаскивается какая-нибудь мелкая проблема, и вокруг нее устраивается шумиха. На том власть и держится.

Болезненный для малого бизнеса вопрос о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) нового образца обсуждался широко. Аж шесть альтернативных законопроектов рассмотрели парламентарии. Но в итоге приняли тот, что проблему не решает, а лишь снимает точечное напряжение. Фракция КПРФ вносила свой законопроект, регулирующий применение контрольно-кассовой техники. Депутаты-коммунисты предлагали освободить от обязанности применять ККТ для работающих по патенту и по единому налогу на вмененный доход (EНВД). Эти предприниматели и без того платят в казну, так что нет нужды обременять их покупкой дорогостоящей аппаратуры, за обслуживание которой им еще придется ежегодно отстегивать немалые деньги. Такая "поддержка" малого бизнеса окончательно поставит на нем крест, полагают коммунисты.

21 февраля во втором и третьем чтениях был принят законопроект о продлении так называемой дачной амнистии. По действующему закону государственная регистрация прав на объекты индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке разрешается до 1 марта 2018 года. Теперь палата отодвинула этот срок еще на два года, предоставив миллиону граждан, которые пока не оформили свои домишки, сделать это без лишней бумажной волокиты. Дело, конечно, хорошее. Но прежде надо навести порядок с оценкой кадастровой стоимости, убежден Николай Арефьев. Ведь после регистрации прав на недвижимость и на земельные участки гражданам приходится платить налог, кратно превышающий стоимость всего собранного с участка урожая. Какой же прок им от такой собственности? Без пересмотра оценки кадастровой стоимости закон о "дачной амнистии" не пойдет, уверен парламентарий.

В этот же день в часе заявлений по актуальным вопросам от имени фракции КПРФ выступил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин, остановившийся на жилищной проблеме. По его мнению, основной причиной большинства проблем в жилищной сфере является коррупция. Взять ситуацию с обманутыми дольщиками, армия которых насчитывает более 2,5 миллиона человек. Конечно, с компаний-застройщиков, которые либо неэффективно организуют свою работу, либо целенаправленно реализуют мошеннические схемы, вины здесь никто не снимает, но где были органы власти и правоохранительные структуры, допустившие такое развитие событий? Не обошлось без коррупции и при реализации федеральной целевой программы "Жилище", а также аналогичных региональных программ, уверен депутат. В результате многие жители бывших общежитий и хрущевок, которым было обещано новое благоустроенное жилье, остались без крыши над головой. Все тот же корень зла - коррупция - и у многолетних страданий очередников на социальное жилье. В Москве сроки ожидания превышают 27-30 лет, а в регионах доходят и до 50 лет! И главное не в том, что жилье на бюджетные деньги не строится, а в том, что его продают как коммерческое. "Победим коррупцию - сможем наладить и эффективную жилищную политику", - подытожил В. Рашкин.

22 февраля палата приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". По предложению правительства, внесшего законопроект, субъекты Федерации и муниципальные образования в ходе процедур в деле о банкротстве будут иметь право погашать из своих бюджетов требования кредиторов второй очереди, то есть выплачивать зарплаты работникам разорившихся предприятий. Кроме того, они смогут уступать третьим лицам право требования по тем обязательствам, которые имеются перед ними в процессе банкротства. В обсуждении законопроекта приняли участие члены фракции КПРФ Вера Ганзя, Николай Коломейцев, Олег Смолин, Валентин Шурчанов, Сергей Пантелеев. Выступивший от фракции коммунистов член Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Пантелеев заметил, что сам институт несостоятельности (банкротства) перестал быть инструментом финансового оздоровления. По многим отраслям рентабельность сокращается. И все больше компаний вынуждены признавать свою неплатежеспособность, уходя в процедуру банкротства. Так, в прошлом году более 13 тысяч компаний официально стали банкротами, что почти на 8 процентов больше, чем в 2016 году. При этом только треть кредиторов смогла вернуть себе хотя бы часть своих средств. Признаки преднамеренного банкротства выявлены в 1636 процедурах, фиктивного - в 44 делах. Большинству регионов предоставленное законопроектом право ничего не даст, уверены коммунисты. Закредитованность регионов уже стала притчей во языцех. Да и муниципальные образования в долгах как в шелках. На 1 января 2018 года их долг составил 368 миллиардов рублей. Однако в финансово-экономическом обосновании документа говорится, что реализация закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов иных уровней. Выходит, право есть, а денег нет.

Столь же символическими, как это право, являются и закрепленные в Законе "О ветеранах" льготы для тех, кто работал в Афганистане в 1979-1989 годах. Например, преимущественное обеспечение санаторными путевками. Вроде оно есть, но в то же время его и нет. Путевки эти выделяются так редко и так мало, что лучше о них и не мечтать. Никто сегодня не будет считать льготами и, скажем, прием в садоводческие коммерческие объединения или установку квартирного телефона. Eще в 2014 году группа депутатов-коммунистов внесла законопроект, наполнявший льготы для вольнонаемных служащих Советской Армии, работавших в Афганистане в период боевых действий, реальным содержанием. Об этом просили большинство ветеранских организаций, подчеркнул один из авторов законопроекта Владимир Поздняков, который знает об афганской войне не понаслышке. Eму довелось выполнять интернациональный долг в объятой войной стране в качестве советника ЦК ВЛКСМ при ЦК Демократической организации молодежи Афганистана. Фракция "Eдиной России" законопроект, выдержавший более чем трехлетнее "заточение" думского делопроизводства, не поддержала.

Похожая судьба оказалась и у законопроекта, инициированного членом фракции КПРФ Юрием Синельщиковым, о наделении прокуратуры полномочиями по получению информации о кредитных организациях. Этот законопроект так же, как и предыдущий, был внесен в Госдуму еще в 2014 году и так же был рекомендован профильным комитетом к отклонению. Между тем в нем поднята весьма важная проблема. Доступ к банковской тайне имеют около 30 государственных органов, а прокуратура, на которую возложены надзорные функции, этого доступа не имеет, заметил депутат. А как без этого проверить, например, информацию о недостоверности деклараций чиновников о доходах? Никак. Эти полномочия необходимы прокурору и для борьбы с незаконным оттоком капитала за границу, и при проведении проверок о невыплате заработной платы, и для защиты прав граждан в сфере потребительского кредитования, и для надзора за исполнением законов судебными приставами, которым, кстати, доступ к банковской тайне открыт, и для надзора за соблюдением требований Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Отсутствие у прокуратуры доступа к банковской тайне делает ее надзорные полномочия неполноценными.

Юрий Синельщиков рассказал об истории рассмотрения этого законопроекта. Первоначально, в 2014 году, он был поддержан Центробанком, но встретил возмущение банковского сообщества. Позже появилось отрицательное заключение правительства, хотя оно и не требовалось. Видимо, кто-то выбил такое заключение, чтобы поддержать банковское сообщество, предположил депутат. И после этого Комитет Госдумы по финансовому рынку вынес решение рекомендовать палате законопроект отклонить. Такая вот парламентская "кухня".

В преддверии 100-летия Красной Армии и Дня защитника Отечества на пленарном заседании Госдумы выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По его словам, мы пока не осмыслили те угрозы, которые реально стоят перед Россией. "Впервые в истории Америки Трамп объявил врагом номер один Россию и Китай. При этом военный бюджет Америки будет 760 миллиардов долларов - в 16 раз больше, чем наш, - отметил лидер коммунистов. - Впервые на все руководство нашей страны, правительство и руководство нашего парламента наложены невиданные санкции. Впервые американские тяжелые эсминцы в Черном море угрожают российским границам. Впервые натовцы проводят в Прибалтике и в Польше учения, разыгрывая театр будущих боевых действий, где главным противником является Россия. Впервые в Сирии американские ВВС разбомбили колонну, где было много наших сограждан. И впервые в Киеве принят такой закон, который дает нацистам и бандеровцам возможность завтра организовать новую войну в Донбассе".



Офицерова Татьяна