Осторожно: жизнь под напряжением!

Наша реакция на очередной рост суммы в извещении за газо-, водо-, энергопотребление стала до неприличия обыденной и стандартной. "Эти хапуги в ЖКХ вконец обнаглели", - взглянув на коварную строку в квитанции "Итого к оплате", покорно-обреченно вздыхает хозяин квартиры, швыряя на стол ненавистную бумажку.

ПРИУЧИЛИ. Инстинкт самозащиты от грабежа властей за четверть века практически атрофировался, душа с мозгами провалились в пятки. Вот только нелицеприятная критика чиновников из управляющей компании, "рисующих" суммы к оплате, не совсем корректна. Они являются всего лишь винтиками, исполнителями приказов и распоряжений своих высокопоставленных коллег, которые с помощью постоянно растущих тарифов пытаются штопать госбюджет. И глупо надеяться, что власть, как она уверяет, "обязательно возьмется за наведение порядка в этой жизненно важной сфере". Обещать - пожалуйста, но собственноручно пилить спасительный для себя сук - извините.

Примечательно, что наши правители без устали совершенствуют свои формы и методы в освоении весьма непростого искусства компенсировать ущерб от собственных ошибок и явных ляпов в управлении экономикой страны за счет кармана "дорогих сограждан". И в этом плане их запросто можно ставить на одну доску с академиками! В самом деле, чтобы заставить народ десятилетиями расхлебывать безвкусную, вредную для здоровья кашу, которую варят в кабинетах эти деятели, выдавая бурду за первоклассное блюдо, - требуется недюжинный талант. И, безусловно, упорство в достижении нужного результата.

Давайте заглянем на кухню этих стряпчих. Поинтересуемся, к примеру, "технологией" роста тарифов на потребление электроэнергии - позиции, которая по размеру суммы оплаты в реестре коммунальных услуг занимает лидирующее место.

Как известно, после кризиса 2008 года правительство страны решило восполнить потери бюджета за счет интенсивного развития ведущих отраслей промышленности, причем со скоростью, даже превышающей темпы советского периода.

В российском минэнерго хорошо понимали, какая роль в "экономическом чуде" будет отведена ЕЭС РФ, и потому срочно взялись за разработку соответствующего плана, рассчитанного на семилетку. А поскольку самым "узким местом" на то время у естественного монополиста являлись объекты инфраструктуры, в частности прокладка новых и реконструкция изношенных сетей от энергоисточников к потребителям, это направление в министерствестало определяющим.

Однако вскоре выяснилось, что инвестиции ЕЭС вряд ли когда-нибудь окупятся: уложенные сети, построенные здания подстанций, смонтированные современные трансформаторы и т.д. - все это оказалось невостребованным, а значит, финансовые ресурсы были потрачены впустую, потому что сами производственники не в состоянии были "переварить" дополнительный, подготовленный для них приток энергомощностей. Они стагнирующей экономике были совсем ни к чему. Достаточно сказать, что новые центры энергопитания, которыми занимались "Межрегиональные распределительные сети компаний Урала", были загружены лишь на 23 процента, объекты генерации после восстановительных работ - на 60 процентов.

- В настоящее время "МРСК Урала" находятся в жесткой зависимости от планов потребителей, - комментирует ситуацию заместитель главного инженера этой организации Георгий Бураков. - Корректировка своих программ потенциальными потребителями наших услуг приводит к тому, что мы крайне неэффективно распоряжаемся финансовыми средствами. В итоге наш коллектив отнюдь не по своему желанию оказывается у разбитого корыта - не только не получает запланированной прибыли, а несет прямые убытки. Особо подчеркнем, что этот парадокс характерен не для одного Уральского федерального округа. У общероссийских "Россетей", контролирующих 75 процентов распределительных и 90 процентов магистральных энергетических сетей страны, с каждым годом растет число объектов, в услугах которых потребитель совсем не нуждается.

Но куда же в таком случае смотрит главный инициатор "экономического рывка" - правительство страны, если за все минувшие годы с начала "оздоровительной послекризисной кампании" оно даже не попыталось отладить механизм, устранить очевидные нестыковки между поставщиком и потребителем энергоресурсов? Или опять расчет на чудодейственный рыночный регулятор, который "сам все расставит по местам"?

Мониторинг заявок на подключение к центрам питания показал, что только 15 - 25 процентов заказчиков реально готовы к присоединению. Еще 35 - 40 процентов смогут это сделать не ранее чем через полгода. А всем оставшимся напряжение потребуется в отдаленной перспективе.

Откуда "растут ноги" у подобной вольницы, от которой финансовые издержки несут другие участники производственного процесса, а в конечном счете за самоуправство расплачивается рядовой потребитель - владелец жилья? Все оказывается очень просто: предприниматели следуют примеру садоводов, которые стараются побольше закупить сахара зимой, чтобы не переплачивать за него в сезон массовой заготовки варенья, соков и компотов. Наши бизнесмены четко просчитывают, что стоимость земельного участка, обеспеченного тем же электроснабжением, при продаже возрастает в разы, и подают заявки впрок. Удастся ли реализовать "цивильный уголок" - вопрос десятый. Отсюда постоянный разрыв между возможным, зарезервированным отпуском ресурса и его фактическим потреблением.

Значит, в создании нелепой и дорогостоящей для населения проблемы виновато не одно правительство, занимающее стороннюю позицию, но и корыстолюбивые предприниматели? Можно сказать и так. Только к этой паре следует еще подключить и самих "страдальцев" - поставщиков электроэнергии, которые слепо исполняют прихоти лжепотребителей.

Дело в том, что любая сетевая компания несет обязательства перед заказчиком услуг в рамках договора о техприсоединении, даже если тот "не выбирает" требуемую мощность в течение многих лет. При этом никакие санкции к недобросовестному партнеру официальным документом не предусмотрены. И только, например, в прошлом году "Россети" удосужились обсудить варианты ответственности потребителя за его самовольный и необоснованный отказ от "киловатт-часов", указанных в договоре.

По большому счету, истоки рассматриваемой нами проблемы кроются в игнорировании планового метода в разработке и реализации социально-экономических программ, о которых с завидным постоянством и громогласно объявляет руководство страны. Отсутствие глубокого предварительного анализа в "реформируемой" сфере, определения объемов и источников финансирования, тщательного подбора "действующих лиц" в реализации стратегического плана и прочих обязательных составляющих оборачивается бесполезными тратами огромных денежных, материальных и трудовых ресурсов, восполнять которые власть стремится за счет ввода новых и ужесточения действующих налогов, сборов, тарифов, акцизов, роста цен на самое необходимое для нормальной жизни человека.

Скажем, что мешает муниципалитетам Свердловской области при разработке планов территориальной комплексной застройки согласовывать их с теми же "МРСК Урала"? Выгода, безусловно, была бы обоюдной. Особенно от этого могут выиграть местные власти, постоянно испытывающие острый дефицит финансовых средств. Правда, стоит отметить, что сетевики Урала совместно с рядом профильных министерств региона в 2014 году разработали методику сотрудничества с органами местного самоуправления. Однако, как признал глава минэнерго и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов, практическая "раскрутка" проекта началась лишь в конце прошлого года, причем работы все еще идут на уровне эксперимента.

Итак, мы познакомились с одним из "рецептов" приготовления блюда под названием "тариф заоблачный", где главными ингредиентами являются дремучий непрофессионализм и абсолютная безответственность поварской братии за свои действия (бездействие). Причем блюдо то за последние годы все чаще подается под патриотическим соусом в виде борьбы с санкциями Запада, укрепления курса рубля и роста стоимости барреля нефти. И заявление главы государства в Послании Федеральному собранию в конце прошлого года о том, что экономика России через несколько лет по темпам развития выйдет на уровень ведущих стран мира - из той же, как говорится, оперы, то бишь пирога с патриотической начинкой.

Спрашивается, почему власть не хочет хотя бы приструнить естественных монополистов в части бесконечных накруток тарифов на коммунальные услуги? Потому что чиновникам это выгодно: в казну отчисляется большая сумма налогов с прибыли производителядиктатора, следовательно, появляется база для роста зарплаты и самих "реформаторов". Сам же монополист всегда имеет возможность свои издержки и просчеты компенсировать за счет потребителя. Тем более что человек готов последнюю рубаху отдать, скажем, энергетикам, лишь бы в его квартире не гасла привычная лампочка. Так что альянс - государство и естественные монополии - и дальше будет жить и крепить свою связку, не выказывая особых претензий друг к другу. Ну а для тех, кто вдруг в очередной раз потребует покончить с произволом в коммунальной сфере, у власти готов надежный, крепкий, проверенный в подобного рода делах непробиваемый щит, на котором ярко начертан девиз альянса: "Наведем порядок в ЖКХ!"

Как свидетельствуют факты, этот лозунг-заклинание умиротворяюще действует на бунтарей-ослушников.

Но, может, довольно имитировать чувство оскорбленного достоинства, на что власть в ответ только ухмыляется и продолжает творить свои черные делишки? Организованность, массовость, напор и решительность - вот факторы, которые могут заставить ее остановить коммунальный произвол. Тем более правительство само дает возможность в полную силу использовать эти качества: до 1 июля, очередного повышения тарифов на услуги ЖКХ, еще есть время доказать свои права на ту самую социальную справедливость.


Государство и естественные монополии кровно заинтересованы в постоянном повышении стоимости тарифов на коммунальные услуги населению.








Рябов Сергей