Сельхозавиация канула в тень

ВРЯД ЛИ нужно доказывать, какую пользу приносит земледельцам малая сельская авиация. Достаточно сказать, что опрыскивание с самолета - самый распространенный метод борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. Особенно это касается саранчи и лугового мотылька, когда для того, чтобы остановить их нашествие, требуется быстрая обработка больших площадей. Наземная техника в этих случаях может оказаться просто бессильной. Или взять подкормку растений ранней весной или поздней осенью, когда из-за распутицы трактора вязнут в поле. К тому же при обработке посевов с воздуха они не повреждаются колесами и гусеницами. Хотя, конечно, использование крылатых помощников - удовольствие дорогое и не каждому даже вполне крепкому хозяйству нынче по карману.

В Советском Союзе достойно оценивали возможности малой сельской авиации. Уже к 1960 году легкие самолеты - "кукурузники" обрабатывали более 10 млн. га земли. А в конце 70-х - середине 80-х годов эта цифра достигла 90 - 105 млн. га угодий.

Сегодня об этом можно лишь вспоминать: в России налицо нехватка авиатехники для обработки сельскохозяйственных полей, имеющиеся действующие самолеты зачастую проводят работы нелегально. К такому выводу пришли аналитики Ассоциации участников закупок (АУЗ) после изучения отчетов маркетингового агентства MegaResearch. Согласно представленному исследованию, в нашей стране отсутствует полноценная официальная статистика об объемах обработки сельхозугодий с воздуха. Авиация фактически ушла в тень, существуя на незаконных или полузаконных основаниях. Сотни воздушных судов работают в полях без разрешительных документов, даже не регистрируя свои вылеты.

Авиапарк, который обслуживает поля, морально и технически устарел. Былая слава забыта. За последние 25 лет объемы обработки полей с воздуха сократились в десятки раз. Между тем потребность в сельской авиатехнике высочайшая: обработка сельхозкультур с воздуха позволяет увеличить урожайность до 20%. Время на обработку химикатами в период нашествия насекомых-вредителей снижается до 10 раз. На что наземной технике требуется 10 дней - самолет выполняет за один.

Специалисты АУЗ отмечают, что единичные закупки новой техники отдельными аграрными предприятиями не решат масштабных задач по комплексному развитию сельхозотрасли. Для этого необходимо создать централизованную структуру управления сельхозавиацией, которая обеспечит приток современной техники по оптимальной для всех цене, решит вопросы создания сети аэродромов, проведет обучение летного состава и т.д. Прежде эта функция лежала на плечах Министерства гражданской авиации. Разрозненные бизнесмены, по мнению АУЗ, с такими масштабными задачами не справятся. Но нынешнему государству они, видимо, "не интересны".



Краснолуцкая Елена