Дебют два столетия спустя

Одним из заметных событий юбилейного 120-го сезона во МХАТ им. М. Горького по праву можно назвать премьеру комедии Александра Сергеевича Грибоедова "Студент". Благодаря усилиям прославленного творческого коллектива под управлением народной артистки СССР Татьяны Дорониной малоизвестная пьеса создателя "Горя от ума", написанная им в 1817 году в соавторстве с поэтом и драматургом Павлом Катениным, спустя 200 лет наконец-то обрела сценическое воплощение.

Надо отметить: классику - как русскую, так и зарубежную - в храме искусства на Тверском бульваре, 22 всегда ставят с особым блеском и мастерством. Секрет успеха, на мой взгляд, заключается в том, что МХАТ не затронула одна из пагубных тенденций сегодняшнего театра - вульгарное осовременивание бессмертных произведений мировой драматургии. Здесь не отходят от принципов академизма, отдают дань традициям, а посему не пытаются в угоду модным веяниям переиначить трактовку "Вишневого сада", "Трех сестер", "Школы злословия" или "Пигмалиона": ведь прочитать классическую пьесу глазами современного человека - не значит перенести ее действие в наши дни, переодев героев в джинсы и мини-юбки и вложив им в уста непечатные выражения. В спектаклях МХАТ сохраняется дух и атмосфера той эпохи, о которой идет речь в творении автора, что нисколько не мешает им оставаться актуальными и привлекательными даже по прошествии десятилетий.

Все основополагающие мхатовские принципы инсценировки классики соблюдены и в "Студенте", идущем с аншлагом в Малом зале театра. Одно из ранних сочинений Грибоедова, безусловно, еще не в полной мере раскрывает его драматургический талант, но тем не менее вызывает неподдельный интерес публики: ведь для большинства поклонников Мельпомены Грибоедов, несмотря на свою многостороннюю одаренность (полиглот, поэт, пианист, композитор, дипломат, политик), известен лишь как создатель гениальной комедии "Горе от ума", вписавшей имя ее творца в число величайших деятелей русской культуры.

"Студент" - совместный, как уже говорилось выше, труд Грибоедова и Катенина, при жизни авторов не публиковался (он увидел свет лишь в 1860-м) и не ставился на сцене. Скорее всего незавидная судьба произведения, созданного в литературно-полемических целях, связана с тем, что в нем довольно откровенно высмеивается сентиментально-элегическое направление русской поэзии начала XIX века: прозаическая комедия изобилует пародиями на стихи Батюшкова, Жуковского, Карамзина. Eдва ли цензорам пришлись по душе нападки на маститых лириков того времени. Налицо также направленность против Михаила Загоскина, директора московских театров и литературного противника Грибоедова, давшего нелестный отзыв на его пьесу "Молодые супруги": фамилия главного героя "Студента" - Беневольский, образованная от латинского bene-volens (любезный, благожелательный), - совпадает с псевдонимом Загоскина Ювеналий Беневольский, под которым тот печатался в журнале "Северный наблюдатель".

Начинающие драматурги Грибоедов и Катенин, четко обозначая свою позицию литераторов нового поколения, откровенно подтрунивают над сентиментализмом и романтизмом предшественников, над "слезливостью", "напыщенностью" и "вычурностью" их языка, вялым многословием и "тощими мечтаниями любви идеальной". Именно Грибоедов едва ли не первым в XIX столетии заговорил о необходимости иной, не романтической литературы. "Ныне в какую книжку ни заглянешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос", - писал автор "Горя от ума" в 1816 году в критической статье "О разборе вольного перевода бюргеровой баллады "Ленора".

Главный герой бытовой комедии в трех действиях - восторженный студент из Казани, молодой поэт средней руки Eвлампий Аристархович Беневольский, публикующийся во второсортных изданиях, - прибывает в дом богатого петербургского сановника Александра Петровича Звездова в надежде сделать карьеру и составить выгодную партию: Звездов когда-то был знаком с отцом Беневольского, которому по неосторожности обещал в будущем устроить судьбу его сына. Увы, надежды наивного и простодушного стихоплета, далекого от интриг высшего света, рушатся: после ряда курьезных и нелепых ситуаций ему отказывают как в протекции, так и в женитьбе на Вареньке - воспитаннице Звездова, влюбленной в завсегдатая дома статского советника Полюбина.

Пьеса с водевильным сюжетом построена на постоянных контрастах. Так, столичный Петербург противопоставляется провинциальной Казани, утрированное пышнословие Беневольского - четкости речи Полюбина ("Как кратко- словен! Он меня убивает", - отмечает Eвлампий), житейская хитрость супруги Звездова Настасьи Ивановны - тупому упрямству ее мужа (Варенька объясняет Полюбину, что барин в стремлении выдать ее за Беневольского руководствуется не практическими соображениями, а просто поступает наперекор жене).

Кстати, Звездов (в этой роли очень хорош Сергей Кисличенко, тонко передающий нюансы темперамента своего персонажа) не менее забавен, чем его провинциальный протеже: петербургский сановник считает себя умнее всех, хотя постоянно попадает в дурацкое положение, забывая о собственных распоряжениях и обещаниях домочадцам и знакомым. Eго образ - воплощение типичного барского самодурства, так претившего Грибоедову. Глупость Александра Петровича часто получает комическое речевое подтверждение: не узнав Беневольского, он оправдывается: "Да как тебя узнать? Вырос, постарел, помолодел".

Совершенно очевидно, что пьеса предвосхищает грибоедовские реализм и сатиру, во всей мощи проявившиеся затем в "Горе от ума". Зрители наверняка заметят параллели между характерами Звездова и Фамусова, Беневольского и Чацкого, Полюбина и Молчалина, Саблина и Скалозуба.

Конечно, сентиментальный Eвлампий выглядит смешным, причем не только вследствие манерной, витиеватой, преувеличенно метафорической речи и страсти к декламации стихов, но и из-за того, что все принимает за чистую монету - даже издевательские комплименты. Так, Полюбин, представляя его брату Звездовой, гусару Саблину, иронично изрекает: "Господин Беневольский, честь и краса казанского Парнаса". Однако, несмотря на массу своих недостатков, доверчивый провинциал, которого все, включая его слугу - татарина Федьку, считают дураком и безумцем, куда чище и искреннее окружающих.

К сожалению, юноша не в состоянии состязаться в хитрости с остальными домочадцами, и его поражение закономерно. После того как Звездов, решив выдать Вареньку за Полюбина (сработала ловкая комбинация Настасьи Ивановны), отправляется в деревню требовать с крестьян оброк, а остальные члены семьи уезжают на дачу, швейцар попросту вышвыривает Беневольского из дома. Покидает незадачливого рифмоплета и его слуга, рассчитывающий найти хозяина "потолковее". Кстати, на вопрос домашних, что же делать с гостем из Казани, когда особняк опустеет, Звездов бросает: "Ну! Да что об нем много думать? Дураки в Петербурге не бывают без места".

В итоге, оставшись один, без средств к существованию (поддавшись на уговоры Саблина, главный герой садится за карточный стол и вчистую проигрывается), Беневольский, грезивший о головокружительном взлете на поэтический олимп, после мучительных колебаний соглашается на предложение издателя Прохорова - "человека очень умного, со всеми авторами знакомого" - занять незавидную и прозаическую должность корректора.

Появлением "Студента" в своем репертуаре МХАТ обязан одному из ведущих актеров театра, народному артисту РФ Михаилу Кабанову, не так давно ступившему на режиссерскую стезю и, помимо произведения Грибоедова, с успехом уже поставившему такие пьесы, как "Жорж Данден, или Сон одураченного мужа" Мольера и "Мой бедный Марат" Арбузова.

Как-то в интервью Михаил Кабанов заметил, что хороший спектакль может состояться только в условиях гармонии режиссерского замысла и актерского воплощения. "Студент" - наглядное тому подтверждение. Кабанов-постановщик сумел сохранить интонации, заложенные в тексте искрометной комедии Грибоедова, и тщательно подобрал ансамбль артистов, сделав ставку на начинающие мхатовские дарования, которые блестяще справились с авторской и режиссерской задумками.

Роль Беневольского - бесспорный успех Максима Бойцова. Талантливый молодой актер доказал, что способен играть не только драматических героев, но и прекрасно справляется с комедийным амплуа. Среди других артистов хотелось бы отметить Ирину Рудоминскую, создавшую образ обольстительной интриганки Звездовой, Анастасию Рубеко, исполнительницу роли насмешливой Вареньки, Антона Наумова - бравого гусара Саблина и Тимофея Ивашину - издателя Прохорова.

Дополнительное очарование спектаклю придают тщательно подобранное музыкальное оформление (на протяжении всего действия пьесы звучат произведения Алябьева, Глинки, Гурилева и, конечно же, прелестный вальс самого Грибоедова), великолепные декорации и костюмы. Словом, "Студент" удался!



Морозова Елена