Диалог с глухим

Никаких корректировок социально-экономического курса в бюджет не заложено

Каждую осень повторяется одна и та же история: правительство предлагает проект бюджета на следующий год, основанный на давно доказавшем свою безрезультатность неолиберальном курсе, а потом, после косметических поправок, "партия власти" этот бюджет продавливает в Думе. Нынешний год не стал исключением.

Начнем с того, что никаких реформ и корректировок социально-экономического курса в бюджет снова не заложено. Правительство явно планирует плыть по течению. Российскую экономику можно сравнить с больным, которого годами неправильно лечат. Eй много лет выписывают либеральный рецепт. Вот только от этих "пилюль" нашей экономике все хуже и хуже. Так, может, пора наконец сменить сам подход?

Ведь что нужно стране сегодня? Мобилизовать ресурсы и направить их на развитие экономики, на рост благосостояния населения, на долгосрочные вложения в человеческий капитал. Однако вместо этого с учетом инфляции расходы по основным статьям только сокращаются. Расходы на социальную политику в этом году составили 5,5% прогнозируемого ВВП, в 2018-м эта доля сократится до 4,8%. В частности, экономить планируется на развитии пенсионной системы. Работающим пенсионерам пенсии индексировать опять не будут. Это повторяется уже третий год, и, очевидно, от этой меры никто отказываться не собирается.

Расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение остаются на крайне низком уровне: 0,66% и 0,46% от прогнозируемого ВВП соответственно. Все эксперты-экономисты соглашаются: расходы на развитие человеческого капитала нужно увеличивать, во всех передовых странах на развитие здравоохранения, образования и науки тратится все больше средств, и только в России который год в этих сферах проводится антисоциальная политика "оптимизации". Неудивительно, что те, кто может себе это позволить, едут учиться, лечиться, заниматься научными исследованиями за границу. Ну а большинство россиян попросту постепенно лишаются доступа к высококачественным образованию и медицине. Когда- то наша страна была на передовых позициях в науке, образовании и здравоохранении, но годы либеральной политики постепенно лишили ее этого статуса.

Eсли расходы на развитие экономики и социальной сферы жизненно необходимы, то государству не мешало бы "затянуть пояса". Однако общегосударственные расходы на национальную оборону, на безопасность и на правоохранительную деятельность, а также на так называемые засекреченные статьи составляют в сумме около 40% (38,7%) всех расходов бюджета. Доля общегосударственных расходов в общей структуре расходов бюджета выросла по сравнению с бюджетом на текущий год, увеличилась и их доля от ВВП: в 2017 году общегосударственные расходы составили 1,24% от ВВП, в 2018-м - уже 1,27%.

При этом расходы государства в размере около 3 трлн рублей будут спрятаны: в проекте бюджета на следующий год почти пятая часть всех расходов - 17,61% - засекречена. Понятно, что засекреченность части статей таких разделов, как национальная оборона или национальная безопасность, обусловлена объективной необходимостью, однако вопрос в масштабах. Ведь секретные расходы нельзя публично проконтролировать, вынести на широкое обсуждение, оценить их эффективность, а избыток секретных статей в бюджете создает непрозрачную, закрытую систему.

Бюджет непрозрачен, зато как никогда прозрачна политика нашего правительства: экономить на гражданах - урезать где только можно, ведь денег у нас традиционно ни на что не хватает. При этом коммунисты из года в год повторяют свои предложения о том, как можно в разы (!) увеличить доходную часть бюджета, а заодно разрешить ряд ключевых социально-экономических противоречий в стране.

Во-первых, мы предлагаем реальные меры по борьбе со всеми теми явлениями, которые стали мертвым грузом и тянут нашу экономику на дно: коррупцией, утечкой капиталов за рубеж, уходом предпринимателей в теневой сектор экономики. Нельзя недооценивать объем денежных средств, которые страна теряет из-за всего этого.

Сегодня в бюджет закладываются огромные расходы на госаппарат, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, но это не помогает ответственным органам справиться с самой главной угрозой для благополучия нашей страны - коррупцией. Нынешняя борьба с ней - это одни слова. Наша страна занимает 131-е место из 176 в рейтинге стран по индексу восприятия коррупции за 2016 год, соседствуя с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. В этом рейтинге Россию обходят такие страны, как Гондурас, Того, Пакистан, Лесото, Танзания и др.

Коррупция - это настоящая "черная дыра" российской экономики. Пресловутые "откаты" на проектах, связанных с распределением бюджетных средств на всех уровнях, достигают 50%. Eсли провести реальную борьбу с коррупцией, то высвободится огромная сумма - как минимум около трети, а то и половина бюджета.

Неэффективна в настоящее время и борьба с выводом капиталов за рубеж. Российский крупный бизнес по-прежнему предпочитает выводить деньги через офшоры, вместо того чтобы инвестировать в развитие внутри страны. Из-за этого национальная экономика ежегодно теряет миллиарды рублей.

КПРФ подготовила и внесла в Госдуму законопроекты о борьбе с коррупцией: о ратификации 20-й статьи Конвенции ООН и об ужесточении ответственности чиновников, а также о валютном регулировании. Таким образом, сегодня в Госдуме лежат законопроекты, позволяющие направить в экономику огромный объем средств, а также бороться с преступными явлениями, но "партия власти" предпочитает их игнорировать и повторять, что "денег нет".

Во-вторых, мы предлагаем навести порядок в экономике: построить экономику развития. Сегодня Россия и на треть не реализует свой промышленный потенциал. Олигархи удобно устроились, продавая за рубеж российские природные ресурсы, им невыгодно что-то менять и уходить от сырьевой модели. Однако для страны это гибельный путь "проедания" своих запасов, ведущий нас всех к зависимости от капризов рынка и покупателей нашего сырья. Государство должно мобилизовать свои ресурсы для реализации продуманной промышленной политики. На первоначальном этапе это потребует вложений, но уже за несколько лет можно обеспечить устойчивый промышленный рост, реальное импортозамещение и отдачу в бюджет в виде налогового прироста от предприятий.

Коммунисты подготовили законопроект, реализация которого позволит перейти к этой системе. Однако и данный документ "партия власти" и правительство предпочитают игнорировать, не желая отказываться от проолигархического либерального курса. Тем более что наш законопроект предусматривает внедрение элементов государственного социально-экономического стратегического планирования, а для российского правительства привычнее плыть по течению и ждать высоких цен на рынках углеводородов.

Также мы предлагаем провести национализацию в ряде отраслей. В частности, пора навести порядок в ресурсодобывающей отрасли, где крупнейшие компании свободно распоряжаются огромными доходами, которые они получают от добычи и продажи минеральных ресурсов, являющихся общенародным достоянием. Полномочия государства по контролю за их сверхприбылями ограничены, поскольку оно в данном случае выступает лишь в роли акционера, а не полноправного собственника. В результате эти сверхприбыли тратятся произвольно: например, на неадекватно высокие зарплаты и премии топ-менеджеров. Национализация этих предприятий позволит государству получить полный контроль над их доходами и распределять прибыли в соответствии с национальными интересами страны.

Отдельно мы настаиваем на национализации компаний ликероводочной, пивной и табачной отраслей. Это не только позволит мобилизовать значительный объем денежных средств в бюджет страны, поскольку в настоящее время крупнейшие производители в этой сфере получают сверхприбыли, но и даст государству возможность контролировать производство и обеспечивать высокие стандарты продукции в этих отраслях, к тому же с учетом социально вредного их характера государство должно иметь доступ к полноценному контролю над этими предприятиями.

Наконец, есть еще одна группа предприятий, имеющих внушительную прибыль, распределение которой в настоящее время недостаточно прозрачно, - это госкорпорации. Необходимо оптимизировать их расходы, обеспечить полную открытость и подконтрольность их отчетности, пересмотреть эффективность и целесообразность государственных инвестиций туда. За счет оптимизации политики в отношении госкорпораций можно мобилизовать значительный объем ресурсов в бюджет страны.

В-третьих, мы предлагаем пересмотреть параметры налоговой системы, а также поработать над оптимизацией ряда бюджетных расходов.

Из года в год правительство идет на поводу у лоббистов нефтегазового сектора, в результате чего эти отрасли не реализуют свой налоговый потенциал в полной мере. Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор должна быть повышена, в особенности это актуально из-за назревшей необходимости мобилизации средств для вложений в развитие обрабатывающих отраслей промышленности. Те, кто распродает общенародное богатство за рубеж и получает на этом сверхприбыли, должны вносить адекватную плату за возможность своей деятельности.

Eще более важная мера для наращивания доходов консолидированного бюджета страны, а также для решения проблемы социального неравенства и сильных социальных разрывов в современной России - это введение прогрессивной ставки НДФЛ. Согласно проекту коммунистов, повышение налоговой ставки коснется только лиц с высокими доходами, и эта мера не затронет "средний класс" и основную массу населения.

Возврат к дифференцированной системе налогообложения - это эффективный способ снижения степени социального расслоения и, как следствие, уменьшения социального напряжения из-за несправедливого распределения доходов. Однако "Eдиная Россия" регулярно отклоняет все предложения о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Понятно, чьи интересы защищают "партия власти" и правительство, отказываясь обсуждать эту меру, - интересы капиталистов и чиновников, а не простого народа.

Что же касается оптимизации бюджетных расходов, то мы предлагаем сократить избыточные затраты на бюрократию. Недопустимо иметь дорогое государство и при этом экономить на пенсионерах, медицине и образовании. Так, если довести уровень общегосударственных расходов хотя бы до 1% от ВВП, то можно высвободить сумму, более чем в два раза превышающую все расходы, заложенные в бюджет на жилищно-коммунальное хозяйство. Поэтому нужно тщательно проанализировать эффективность работы конкретных органов власти и подвергнуть пересмотру расходы на их содержание. Вот где должна проводиться оптимизация, а не в образовании и здравоохранении!

Eсли предпринять все перечисленные шаги, можно как минимум утроить доходную часть бюджета. Не говоря уже о том, что все указанные меры работают не только на мобилизацию ресурсов, но и на решение острых социально-экономических проблем, на формирование основы долгосрочного развития страны, так как они предусматривают вложения в инфраструктуру, экономику, человеческий капитал. Коммунисты разработали подробные законопроекты по каждому вопросу, и мы готовы обсуждать и улучшать наши предложения и, главное, активно содействовать их внедрению в жизнь.

Но, к сожалению, власть отказывается нас слышать. В преддверии первого чтения проекта бюджета на 2018 год и плановый период 2019- 2020 годов представители фракции КПРФ в Госдуме встречались с министром финансов РФ Антоном Силуановым. И после этого я вынужден констатировать: это был диалог с глухим. Наши вопросы об актуальных проблемах - о долгах по зарплатам, об обманутых дольщиках и т.д. - игнорируются. В рамках системы эти проблемы якобы решить нельзя, а менять систему никто не собирается. Правительство отвергает наши конструктивные предложения по наращиванию доходной части бюджета, а "партия власти", в свою очередь, всегда готова принять тот бюджет, который ей спустят "сверху". В рамках такой модели ничего не изменится, и страна будет продолжать деградировать.

Госдума уже приняла в первом чтении проект бюджета на следующий год и плановый период 2019-2020 годов. Причем проверку на оппозиционность прошли не все партии: в этом году за бюджет голосовали не только депутаты от "партии власти", но и фракция ЛДПР. Фракция КПРФ правительственный проект бюджета категорически не поддерживает и поддерживать не будет. У нас есть свое видение бюджетной политики и конкретные предложения, которые могут вытянуть нашу экономику из болота. Коммунисты не пойдут на компромиссы по столь принципиальным вопросам и будут добиваться иного будущего для нашей страны.

Валерий Рашкин Член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь МГК КПРФ.

БЕЗ АВТОРА