Во имя мира, против войны

В городе-герое Туле прошел XV Международный фестиваль военного кино имени лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженного деятеля искусств Польши, Чехии и Словакии кинорежиссера Юрия Озерова.

Участник Великой Отечественной войны, создатель масштабных киноэпопей "Освобождение", "Солдаты свободы", "Битва за Москву" и "Сталинград" Ю.Н. Озеров говорил в своих интервью, что во время штурма Кенигсберга загадал: если останусь жив, обязательно расскажу людям, как все происходило. Доносить правду, препятствовать фальсификации исторических событий, защищать память и подвиг русского солдата, показывать, какой ужас несет человечеству война, - этим задачам и посвятил всю свою дальнейшую жизнь Юрий Николаевич. И не случайно сегодня фестиваль его имени проходит под девизом "Через войну в кино - против войны в мире".

Война - это чудовищно и противоестественно, и об этом постоянно нужно напоминать. Продолжать традиции, заложенные мастером, стремятся организаторы кинофестиваля. Ведь события, которые происходят сегодня в мире, к сожалению, показывают, что история ничему не учит: в Польше сносят памятники советским воинам-освободителям, на Украине подняли голову бандеровцы, да и в нашей стране активно действует "пятая колонна".

Сейчас, когда против России ведется грязная информационная война, когда идет борьба за умы молодого поколения между различными силами, особенно важно включиться в это противостояние всем по-настоящему народно- патриотическим силам. И кинематограф в этом отношении - мощнейшее средство воздействия. К сожалению, нынешнее российское телевидение порой откровенно помогает нашим врагам: на телеэкранах появляются насквозь лживые и очерняющие историю Великой Отечественной войны и ее героев фильмы и передачи. Что ж, в "демократической" России режиссер отныне свободен в самовыражении, в чем бы оно ни проявлялось: давно канули в Лету художественные советы, обеспечивавшие высокий творческий уровень кинопроизведений.

- Не думаю, что сейчас есть смысл возрождать что-то подобное, - сказал корреспонденту "Правды" народный артист РФ Юрий Назаров. - Eсть такое выражение: все, что делает дурак, все он делает не так. Бывает цензура холуйская, идиотская, и это один вопрос. С другой стороны, сегодня, в эпоху бесцензурья, появляется очень много "произведений искусства", в том числе кинолент, со знаком минус. У искусства должна быть цель: воспитание, образование, передача опыта. Сейчас во многих случаях это все отсутствует. Но какими-то запретительными мерами проблему засилья такого "искусства" вряд ли возможно решить. Нужно соображать что к чему. Только тогда можно противостоять чудовищной лжи, которая льется на нас. Многие в мире, кстати, уверены, что на Хиросиму и Нагасаки бомбу сбросил Советский Союз. Потому что американская пропаганда работает едва ли не со времен окончания Второй мировой войны. И в нашей стране так же извращенно некоторые "эксперты"-конъюнктурщики очерняют историю Советского Союза, в том числе Победу в Великой Отечественной войне. Кино - это чистейшая политика.

Например, в свое время наделавший немало шуму телесериал "Штрафбат". В нем все от начала до конца - вранье. Геббельсовская пропаганда: чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее поверят. Поэтому прежде всего каждому из нас для борьбы с этим явлением нужно иметь свою голову на плечах, разум, нужно трезво мыслить и рассуждать, отличая зерна от плевел. А без этого никакие художественные советы не помогут.

В нынешнем году кинематографисты привезли в город-герой Тулу около семидесяти новых фильмов, которые были представлены в программах игрового кино "Боевая десятка", документального кино "Битва за жизнь", короткого метра "АКМ", а также детско-юношеского кино "Соколенок". Создана отдельная ретроспективная программа "Солдаты свободы". Фильмы демонстрировались на 24 площадках города и области. Количество площадок по сравнению с прошлым годом увеличилось в два раза, и зрители - традиционно бесплатно - могли посмотреть фильмы и пообщаться с любимыми артистами и режиссерами в школах, вузах, домах культуры, музеях, театрах городов Тула, Венев, Новомосковск, Суворов, Узловая, поселков Дубна, Первомайский и др. В самый разгар фестиваля в Тульской филармонии состоялся творческий вечер популярного киноактера Сергея Маховикова "От Пушкина до Высоцкого".

В программе фестиваля - военные фильмы и о Великой Отечественной войне, и о современных локальных войнах. Казалось бы, самая страшная и кровопролитная война ХХ века - Вторая мировая - должна была надолго сделать прививку человечеству от желания разжечь очередной мировой пожар, от которого страдают прежде всего невинные люди. Но нет. Войны продолжают вспыхивать в разных частях земного шара. К примеру, фильм Эмира Кустурицы "По Млечному Пути" метафорично рассказывает о боснийской войне.

Документалистика - особый жанр. Здесь явственно ощущаешь весь трагизм, который несет с собой война.

В программе документального кино - работы китайских, сербских, русских режиссеров. Всего более двадцати картин о разных войнах - от Второй мировой до событий в Сирии и Донбассе... Например, документальная лента Вячеслава Серкеза "Красные камни Тавриды". Она рассказывает о партизанском движении в Крыму во время Великой Отечественной войны. Или фильм "Ленинград. Номер 7", который режиссер Ю. Рыбакова посвятила истории создания композитором Шостаковичем легендарного произведения, ставшего символом непокоренного Ленинграда, - симфонии №7. Кинолента "Русские соколы в небе Китая" Г. Илугдина - об участии советских летчиков-добровольцев, помогавших Китаю сражаться с японскими милитаристами в войне 1937-1945 годов. Этим же событиям были посвящены два игровых китайских фильма "Храбрые воины" и "Битва у реки Сянцзян".

Особое внимание в документальном кино привлекают фильмы военного корреспондента Максима Фадеева о современной войне в Донбассе.

"Донбасс. Моя Спарта" - так называется фильм режиссера, посвященный жителям и защитникам Донецка. Это хроникальный рассказ с передовой без авторского текста о том, как в условиях войны выживают простые люди, о бойцах армии ДНР, вставших на защиту своей родины от неофашистов. В программе и фильм "Одесса. Черная весна" сценариста и режиссера Андрея Демина - о событиях в Одессе 2 мая 2014 года. Здесь комментарии излишни.

Но вернемся к главной программе игрового кино "Боевая десятка".

- Мы включили в программу игрового кино "Боевая десятка" фильмы, на первый взгляд, с военной темой не связанные, - говорит президент фестиваля, режиссер, выпускник мастерской Ю.Н. Озерова Олег Урюмцев. - Это лента о космосе Дмитрия Киселева "Время первых". Считаем, что это все-таки наш фильм, имеющий прямое отношение к теме фестиваля, так как космос всегда был связан с военной промышленностью, освоением новых технологий. Кинокартина "Землетрясение" Сарика Андреасяна - о землетрясении 1988 года в Армении - фильм-катастрофа о героизме и самопожертвовании. Фильм "Сноуден", можно сказать, тоже о войне, только о войне в информационном пространстве и технологиях. "Притяжение" Федора Бондарчука - также в сущности не о войне, но о действиях нашей современной армии в экстремальных, пусть и фантастических, условиях, своего рода фильм- метафора. И это очень интересно! Словом, ленты в программе разноплановые.

22 сентября состоялась церемония закрытия фестиваля, на которой были оглашены результаты и вручены призы "Золотой меч". Главную награду - Гран-при - в номинации "Лучший игровой фильм" решено было не присуждать. Как пояснили организаторы, это связано с тем, что в программе фестиваля оказались равно сильные фильмы и авторы: Стоун, Кустурица, Шахназаров, Чухрай, Бондарчук.

Главную награду в программе документального кино получил фильм о Великой Отечественной войне "Равная величайшим битвам" (г. Eкатеринбург, режиссеры Г. Негашев, П. Фаттахутдинов, А. Титов). В начале войны Сталин принял решение об эвакуации промышленных предприятий. О том, как происходил этот поистине грандиозный процесс, обеспечивший бесперебойную работу предприятий в тылу и имевший важнейшее значение для армии и для Победы, и рассказывает фильм. Всего было эвакуировано 667 предприятий (научные институты, целые заводы и фабрики), которые через две недели после переезда уже начали работу.

"Золотой меч" "За лучшую мужскую роль второго плана" получил китайский актер Сунь Вейминь (фильм "Битва у реки Сянцзян"). В номинации "За лучшую женскую роль" награда досталась актрисе Eлене Лотовой (фильм "Три дня до весны" режиссера А. Касаткина). Кинолента А. Шальопы и К. Дружинина "28 панфиловцев" награждена "Золотым мечом" в номинации "Лучший дебют" ("Правда" подробно писала об этом фильме в №135 от 2-5 декабря 2016 года в статье Л. Ягунковой "Подвиг шагнул на экран"). В номинации "Лучший сценарий" награду взял фильм Оливера Стоуна "Сноуден".

"Золотой меч" в номинации "Лучшая режиссура" жюри присудило молодому венгерскому режиссеру Ласло Немешу за фильм "Сын Саула", уже ставшему обладателем Гранпри Каннского кинофестиваля и "Оскара" за "Лучший фильм на иностранном языке". Фильм сложный и во многом неоднозначный. Главный герой Саул - пленный, член так называемой зондеркоманды, в которую входят заключенные, брошенные фашистами на "вспомогательные" работы, связанные с сопровождением узников в газовые камеры, сжиганием их тел и одежды, дальнейшей очисткой помещений. Буквально на несколько минут выживший после газовой камеры мальчик кажется Саулу его сыном, хотя на самом деле детей у него нет. Но Саул хочет думать, что это его сын, он уверен в этом. Герой решает похоронить его по всем канонам - с еврейской молитвой (кадишем). Для этого ему во что бы то ни стало надо найти раввина. Тем временем товарищи Саула, члены зондеркоманды, узнают, что скоро их всех планируют уничтожить. Начинается подготовка к побегу, в которую вовлечен и герой.

С маниакальным упорством Саул ищет раввина и вдобавок ко всему таскает с собой тело ребенка. Актер гениально сыграл одержимость, которая овладевает Саулом. Eго цель - выжить и похоронить своего сына (как кажется ему) обязательно по всем канонам. Саул словно пытается остаться человеком, а не ходячей тенью, подчинив свое безумное существование рядом со смертью, кровью, смрадом, страданием какой-то высшей, "человеческой цели" из той, другой жизни. Ведь хоронить умерших по правилам возможно где угодно, только не в концентрационном лагере, где ты сам на волоске от смерти. Замысел режиссера интересен, но к его воплощению на экране у зрителя может возникнуть ряд вопросов. Можно ли остаться человеком, достигнув желанной цели за счет людей, которые рядом с тобой? Для Саула словно не существует товарищей, которых он подвергает смертельной опасности своими неосторожными действиями: в суматохе, связанной с задачей спрятать тело, он теряет порох, который ему поручают достать для побега, угрожает другим членам зондеркоманды сдать их немцам, если они будут пытаться остановить его... Действия героя не поддаются обыкновенной логике, и задача зрителя - самому найти ответ на те вопросы, которые будут возникать у него во время просмотра.

Геза Рериг, играющий Саула, - непрофессиональный актер, но со своей ролью справился великолепно. После выхода фильма он сказал, что это его последняя роль.

"Землетрясение" армянского режиссера Сарика Андреасяна не получило наград, хотя это довольно интересная картина. Сюжет основан на реальных событиях. 7 декабря 1988 года в Армении произошло мощное разрушительное землетрясение, которое затронуло территорию с населением около миллиона человек. За 30 секунд были полностью разрушены город Спитак, оказавшийся в эпицентре землетрясения, и более пятидесяти сел; частичному разрушению подвергся город Ленинакан и около 300 населенных пунктов. По меньшей мере, 25 тысяч человек погибли; 19 тысяч стали инвалидами, десятки тысяч остались без крова.

История главных героев разворачивается в городе Ленинакане буквально за считанные часы до стихийного бедствия. Режиссер показывает зрителю первые четыре дня трагедии (с 7 по 10 декабря). Он не увлекается эффектной натуралистичностью, к которой зачастую прибегают авторы подобных кинолент, стремящиеся воздействовать на зрителя. Тем не менее сцены разрушений сняты действительно сильно, их масштаб поистине поражает. Но это отнюдь не давление на психику зрителя, на его эмоции, на выжимание слезы, в чем некоторые кинокритики пытаются упрекнуть фильм.

Да, в кинокартине много смертей, много горя. Но он не об этом. Это фильм о дружбе народов, о взаимовыручке, о братстве, героизме и мужестве людей разных национальностей, о прощении и сплочении перед общей бедой. Недаром картина сопровождается девизом "Трагедия, объединившая мир": в восстановлении пострадавших от разрушительного землетрясения районов приняли участие все республики СССР, помогали и другие страны мира.

XV фестиваль военного кино имени Ю.Н. Озерова завершился. Следующий, XVI, пройдет тоже в Туле: с прошлого года он получил здесь постоянную "прописку".



Еркина Алена