На главном конвейере не осталось рабочих

Профсоюз "Единство", что создан в Тольятти на АвтоВАЗе, создал реальные возможности бороться за свои права не отдельным одиночкам, а целому коллективу единомышленников. Здесь друг друга подстраховывают. Недавно этот профсоюз написал открытое письмо министру труда и соцзащиты РФ М. Топилину. В письме говорится, что руководство завода ежегодно горделиво заявляет о росте производительности труда. А за счет чего и какой ценой?

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК так называемого роста производительности труда на автогиганте - сокращение сотрудников. В прошлом году избавились от 14 тысяч человек. Сокращения продолжаются и сейчас. Это увеличивает нагрузку на оставшихся работников. Нормы выработки увеличиваются, а заработная плата застыла на месте. Иначе говоря, растет не производительность труда, а его интенсивность. Налицо усиление эксплуатации рабочей силы.

Заставляют работать до упора. Нет пятиминутных перерывов, нельзя отлучиться даже в туалет. Вот и весь секрет "повышения эффективности". Одного из членов свободного профсоюза заставили писать объяснительную за то, что тот покинул территорию завода на 1 минуту раньше. Причем речь идет о работнике цеха, в котором не проведена аттестация рабочих мест, не установлены нормы вредности для работников. Потеря одной минуты - это преступление, а ежеминутная потеря здоровья десятками работников на сварке и окраске из-за невыносимых условий труда - это норма.

На одном из конвейеров принято перемещать людей с одного участка на другой. Это делается довольно часто. Сварка идет по 40 контактным точкам. На каждом новом рабочем месте эти точки сварки расположены в других точках. К их новому для работника расположению нужно еще привыкнуть. Пока привыкаешь - "ловишь зайчика", обжигаешь глаза.

У сварщика Смирнова от поиска всех этих новых точек постоянно опухшие красные веки. Получив очередное распоряжение о переходе на новое рабочее место, он отказался подписывать соответствующий документ. В ответ ему заявили, что он нарушил статьи Трудового кодекса, стал нарушителем трудовой дисциплины.

Профсоюз в письме к министру просит его проверить правомерность действий руководства завода и о результатах сообщить рабочему коллективу. Например, правительство выделило автогиганту субсидию в размере 9 миллиардов рублей. Эти деньги предназначались государством для сохранения рабочих мест. Деньги получили, но людей все равно увольняют.

На этом промышленном гиганте два профсоюза: один профком из гнезда ФНПР, который обслуживает прежде всего интересы администрации предприятия, другой - "Единство", профсоюз настоящий, независимый, родившийся в результате борьбы за права работника.

Два года назад руководство АвтоВАЗа, спекулируя на 99-й статье нового Трудового кодекса, которая разрешает работодателям увеличивать продолжительность рабочего дня "по желанию работников", решило перевести автомобилестроителей на 9-часовой рабочий день. Для совершения сомнительной операции не хватало только одного: горячего желания трудового коллектива истязать себя на радость чужестранного капитала. И тут по наущению администрации сразу подсуетился профком, входящий в шмаковско-исаевскую ФНПР. Он завизировал приказ об удлинении рабочего дня от имени всех работников.

Однако профсоюз "Единство", который пока что во много раз уступает по численности традиционному профсоюзу, провел разъяснительную работу в 92 бригадах. На собраниях были приняты резолюции с требованием аннулирования подписи карманного профсоюза социал-соглашателей под приказом администрации. По заводу были расклеены яркие заявления. Они были у многих даже на спецодежде: "Я не буду работать 9-й час".

Люди отказывались от рабских условий. В их сторону посыпались угрозы от мастеров и начальников цехов.

Независимо от массового протеста был назначен день, когда должны были перейти на удлиненную рабочую смену. Кругом сновала служба безопасности. Пришло начальство. А смотреть, оказывается, было не на что. Мероприятие сорвалось. После окончания обычной восьмичасовой смены на главном конвейере не осталось ни одного рабочего.

Один за всех и все за одного. Это и есть общие действия пролетариев. Это и есть классовая солидарность!

Руководство предприятия старается разрушить рабочий профсоюз. У каждого активиста отыскивают болевые точки и постоянно давят на них. Вот, например, один из лидеров профсоюза Леонид Емшанов. На него старались действовать через отца, который тоже работает на заводе. Родителю заявили: если сын не выйдет из профсоюза "Единство", то и тебе, папаша, несдобровать.

В большинство случаев такой шантаж не действует. Да у рабочего и нет другой альтернативы в наших трудовых отношениях, кроме как не поддаваться провокациям и шантажу. К тому же на АвтоВАЗе пролетарии знают, что настоящий, а не фальшивый профсоюз к ним обязательно придет на помощь в трудную минуту. Не случайно он называется "Единство". Его девиз: "Если не хочешь стать рабом у хозяйчика, объединяйся с коллегами и борись!"



Альберт БЕНЕДИКТОВ.