Пшик вместо импортозамещения

По сообщениям СМИ, участники заседания Морской коллегии при правительстве РФ под председательством Д. Рогозина сошлись во мнении, что миллиардные вложения в импортозамещение в области строительства кораблей и судов потрачены впустую. Доля иностранных комплектующих в российских судовых машинах и приборах может доходить до 95%.

КОНЕЧНО, похвально, что лексикон российской власти год от года пополняется новыми словами, как то: "модернизация", "инновации". Теперь вот настала очередь "импортозамещения". Однако дальше выученных, несомненно, правильных слов дело, к сожалению, не движется.

Ведь посмотрите, что получается: громкие лозунги о переходе страны на инновационные рельсы откровенно провалились. Россия как сидела, так и продолжает сидеть на нефтегазовой игле. Примерно то же самое происходит и с импортозамещением. Заместили одних поставщиков другими и успокоились. Более того, это преподносится чуть ли не как достижение.

К сожалению, российская экономика в ряде отраслей даже не сильно, а критично зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Это несет в себе угрозу национальной безопасности страны. Россия за последние два с лишним десятилетия все больше превращается в площадку для отверточной сборки.

По результатам анализа, проведенного минпромторгом в июне 2014 года, доля импорта в станкостроении составляет, по разным оценкам, более 90%, в тяжелом машиностроении - 60 - 80%, в легкой промышленности - 70 - 90%, в электронной промышленности - 80 - 90%, в фармацевтической, медицинской промышленности - 70 - 80%, в машиностроении для пищевой промышленности - 60 - 80%. Такая удручающая статистика, однако, не помешала министру промышленности и торговли РФ г-ну Мантурову заявить, что программы импортозамещения будут реализованы уже в ближайшие 2,5 - 3 года.

Как депутат от Тюменской области, Югры и Ямала - регионов, богатейших углеводородами, - плотно занимаюсь проблемами нефтегазовой отрасли. Так вот, до начала санкций 70 - 80% нефтесервисного оборудования было импортного производства, несмотря на наличие собственных производств.

Станков в "возрасте" до 10 лет - менее 30%. Причем каждый второй из них - зарубежный, и, как правило, из Китая. "Уралмаш" в середине 1980-х выпускал ежегодно до 365 комплектов бурового оборудования. А сейчас - десятка три. Впрочем, наши нынешние станки представляют собой лишь российское "железо", нашпигованное иностранным оборудованием. Прошел уже почти год с момента введения ограничений против нашей нефтянки, но с тех пор малочто изменилось.

В авиационной промышленности под разговоры об импортозамещении сворачивается производство конкурентоспособных моделей Ил-96 и Ту-204/214. А пресловутый Суперджет на 70 - 80% состоит из импортных комплектующих.

Что касается перспективного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21, то, по оценкам специалистов, он появится в лучшем случае лишь к 2020 году. Но опять-таки встает вопрос о проценте импортного оборудования на нем. Корпорация "Иркут" - разработчик самолета - уже заключила контракты с американской фирмой на поставку 350 двигателей. Такая безрадостная картина, к сожалению, во многих отраслях. Здесь нужно сказать о причинах - так сказать, побудительных мотивах - импортозамещения. К сожалению, для верхушки РФ - это вынужденная мера, на которую ей пришлось пойти по причине введения Западом санкций. Более того, российская верхушка не чает, когда ограничения будут сняты и все вернется на круги своя.

Глубоко убежден, что санкции - это для нашей страны возможность для ускоренного подъема отечественного производства во многих отраслях. Вовсе не экономические санкции, а действия прозападного либерального блока в правительстве РФ вгоняют нашу страну в стремительное пике.




Вячеслав ТЕТЁКИН. Депутат Государственной думы от КПРФ, член думского Комитета по обороне.




Вячеслав ТЕТЁКИН