Осторожно: поверка водосчетчиков

Испытано на себе

Ни для кого не секрет, что постоянно растущая плата за жилищно-коммунальные услуги - неотъемлемая статья расходов в любом семейном бюджете - у многих категорий российского населения съедает львиную долю зарплаты или пенсии. Поэтому, когда лет двенадцать назад москвичам на добровольной основе стали предлагать обзавестись в своих квартирах счетчиками на воду, жители Белокаменной по своей наивности углядели в этом лишь возможность значительной экономии.

Несмотря на дороговизну установки приборов, большинство "первопроходцев" с восторгом рассказывали знакомым, как их затраты окупились всего за год, поскольку отныне они платят только за свой реальный расход воды, а не за какие-то средние установленные нормы потребления на человека (СУНПЧ).

ЛИЧНО я долго отказывалась от водосчетчиков по одной простой причине: в декабре 2007-го жителям нашего района, пришедшим на избирательные участки для голосования на парламентских выборах, официально сообщили: все панельные и кирпичные пятиэтажки (в народе именуемые "хрущоба-ми") в близлежащей округе к 2010 году будут снесены. В этот реестр попало и мое жилище, посему выбрасывать деньги на ветер я не торопилась и исправно платила за тот объем воды, который мне насчитывали, исходя из СУНПЧ.

Однако годы шли, и суматоха вокруг сноса "хрущоб" затихла так же внезапно, как и началась. Достаточно отметить, что в нашем районе исчезло всего лишь несколько панельных пятиэтажек, да и то стоящих вдоль шоссе. А уж до кирпичных, тем более элитных - трехподъездных госснабовских, затерянных где-то в недрах дворов, дело вообще не дошло. Зато приписываемое мне потребление воды приобрело такие масштабы, что порой казалось, будто в моей квартире круглосуточно безвылазно плещутся под душем человек пять... На мое возмущение взятыми с потолка данными в едином информационно-расчетном центре (теперь они называются многофункциональными центрами - МФЦ) отреагировали спокойно и доходчиво объяснили: большинство квартир в доме уже оборудовано индивидуальными приборами учета (ИПУ), поэтому всю остальную израсходованную воду распределяют по жильцам, не имеющим счетчиков. В итоге, устав платить, образно говоря, за себя и за того парня, в конце ноября 2011 года водо-счетчик я все-таки установила.

Казалось бы, жить стало легче - ан нет! Разве нынешние российские власти могут предложить населению что-то выгодное без того, чтобы не извлечь еще большую выгоду для себя? Ответ очевиден. Помимо того, что установка водосчетчиков, которая, кстати, в итоге превратилась в обязаловку, обошлась людям в копеечку, сами приборы подлежали периодической поверке и замене. Вот это-то и открывало неиссякаемый кладезь для махинаций и наживы.

Впервые о существовании межповерочных интервалов жители Первопрестольной узнали 11 лет назад, когда 10 февраля 2004 года столичное правительство издало постановление № 77 "О мерах по улучшению системы учета водопо-требления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москва". В пункте 7.9 приложения № 1 было написано: "Межповерочный интервал, установленный Госстандартом РФ. составляет для ИПУ расхода холодной воды не менее пяти лет, для ИПУ расхода горячей воды - не менее четырех лет. То есть если через четыре года или пять лет у вас возникли сомнения относительно точности работы прибора, можете обратиться в метрологическую службу, где либо выявят погрешности в функционировании прибора, и его придется заменить, либо не обнаружат никаких отклонений, и ИПУ продолжит считать воду дальше. Впрочем, сделать поверку можно было и через шесть, и через семь лет. Однако.

Однако со временем межповерочные интервалы незаметно лишились приставки "не менее" и обрели некий стандарт, превратившись ровно в четыре года для "горячих" счетчиков и в шесть - для "холодных". Если квартиросъемщик вовремя не проводил поверку ИПУ, управляющие компании сообщали об этом в расчетный центр, прибор признавался непригодным для дальнейшей эксплуатации, а оплата воды начислялась по нормативу, заставляя жильцов раскошеливаться на весьма солидные суммы.

Между тем откуда взялись госстандарты, на которые ссылались чиновники московского правительства образца 2004 года, утверждая минимальные межповерочные интервалы, неясно и по сей день. Специалисты ВНИИ метрологической службы Росстандарта честно признались: "Дать информацию о межповерочных интервалах для водосчетчиков как отечественного, так и импортного производства не представляется возможным". Выходит, на протяжении многих лет огромное число граждан (по некоторым данным, в Москве уже установлено свыше пяти миллионов ИПУ холодной и горячей воды) откровенно водили за нос, ссылаясь на официальные документы, основанные на взятых с потолка стандартах. А расплодившиеся как грибы после дождя компании, "обременившие" себя проведением поверок ИПУ (читай: аферисты), стали делать деньги на незадачливых жильцах, откровенно запутавшихся в том, когда и что им поверять или заменять.

Моя "водная" эпопея началась с телефонного звонка в октябре 2014 года. Представительница какой-то структуры с замысловатым названием, в котором фигурировали слова "метрология", "сервис", "монтаж", "тепло"", ссылаясь на федеральные законы и правительственные постановления, сообщила, что у меня подошел срок поверки ИПУ горячей воды и я должна срочно принять представителя их компании, заплатив за визит 800 рублей. Несколько ошарашенная, я обещала перезвонить, а сама кинулась искать договор с компанией "СПК Экономи", установившей мне счетчики. Заглянув в документы, облегченно вздохнула: в графе "дата следующей поверки" значилось 29 ноября... 2015 года. Об этом я вежливо и сообщила возжелавшим "облагодетельствовать" меня досрочно.

Вторая волна жаждущих досконально изучить мой счетчик горячей воды обрушилась на меня в марте 2015 года: в почтовом ящике регулярно стали появляться листки, в которых различные компании угрожали перевести мою квартиру на общедомовой прибор водоучета, если в ближайшие дни (недели) я не свяжусь с ними и не проведу поверку ИПУ. Получив очередное послание, я позвонила по указанному телефону и попросила барышню, занимавшуюся организацией поверок, сообщить конкретные данные о приборе (регистрационный номер, дата монтажа и т.д.), установленном по моему адресу. Увы, такой информацией компания не обладала. Тогда я законно удивилась: на каком основании мне угрожают переводом на общедомовой счетчик, если срок поверки ИПУ подойдет только через девять месяцев?! Извинившись, девушка поведала, что листовки в почтовом ящике имеют чисто рекламный характер, дабы те, кому это необходимо, могли обратиться именно в их компанию.

И я опять успокоилась. До сентября, когда раздался звонок из очередной конторы "добрых услуг". Правда, на сей раз навязчивый молодой человек уже отрекомендовался представителем компании, якобы нанятой МФЦ. Я опять уточнила, что мне еще рано делать поверку, но не тут-то было. Оказалось, срок теперь определяется не датой установки прибора, а. датой первой заводской поверки (в моем случае расхождение составляло два месяца: "заводской срок" истекал 14 сентября). Однако в Акте ввода в эксплуатацию квартирных приборов учета, подписанном "СПК Экономи" и моей управляющей компанией, значилось именно 29 ноября 2015 года. Это я и пыталась втолковать. Тогда меня решили взять на испуг: мол, если я буду делать поверку в ноябре, да еще и в организации-установщике, то тогда мне уже придется менять счетчик на новый и заплатить не 790 рублей, а 4000.

Полное отсутствие логики в подобных рассуждениях вынудило меня позвонить в "СПК Экономи", заключившую со мной, между прочим, еще и договор об обслуживании ИПУ. Там, справившись о номере договора, сразу же правильно сообщили мои личные данные и адрес, а также назвали дату поверки - 29 ноября и стоимость услуги - 890 рублей, которые нужно через Сбербанк перевести на расчетный счет компании. Замечу: все другие конторы требовали отдавать деньги прямо в руки метрологам.

Желая окончательно расставить все по своим местам, я отправилась в МФЦ, где буквально у каждого справочно-информационного окошка уже толпились такие же "утомленные счетчиками" граждане, подвергшиеся массированной атаке сомнительных компаний, жаждущих сделать деньги на поверке их ИПУ. Как заявили представители МФЦ, ни с какими компаниями они договоров не заключали, а посему посоветовали всем руководствоваться исключительно датой поверки, указанной в документах на приборы. И предупредили: звонки из различных лжеметрологических структур продолжатся и после прохождения поверки. В этом я нисколько не сомневаюсь: не успела я вернуться домой, как мне позвонили очередные любители счетчиков горячей воды.



ЕЛЕНА МОРОЗОВА.