Автоград - наша судьба

РАБОЧИЙ ФРОНТ

"Руководить трудящимися и эксплуатируемыми массами может только класс, без колебаний идущий по своему пути, не падающий духом и не впадающий в отчаяние на самых трудных, тяжелых и опасных переходах. Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата".

В.И. ЛЕНИН.

Поскольку я вхожу в состав Автозаводского райкома КПРФ, то о его работе могу дать более детальную информацию. К тому же в Тольятти градообразующим предприятием является АвтоВАЗ, ему и приоритет. Причем не только на уровне Автозаводского райкома, но и на городском. Тем более что на предприятии сейчас сложная ситуация: идет сокращение персонала. Кроме того, объявлено о значительных сокращениях на двух дочерних предприятиях. В Автозаводском районе вообще много предприятий, которые являются поставщиками АвтоВАЗа и напрямую зависят от его работы.

Вместе с профсоюзом

Работа коммунистов с трудовым коллективом Волжского автозавода осуществляется по многим направлениям.

Прежде всего отмечу взаимодействие с профкомом независимого профсоюза "Единство", активно действующего на автогиганте. Этот профсоюз является составной частью МПРА. Его возглавляет Петр Золотарев, который избран вице-председателем МПРА, а также вице-председателем Конфедерации труда России.

МПРА представлен и на других предприятиях нашего города, в частности на Волжском машиностроительном заводе.

Ранее аббревиатура МПРА расшифровывалась как Межрегиональный профсоюз работников автопрома. Но поскольку сфера его деятельности расширилась, то сейчас он называется Межрегиональным профсоюзом "Рабочая ассоциация". В ноябре прошлого года в его устав были внесены изменения, которые позволяют формировать первичные организации по территориальному принципу.

Это позволяет вступать в него работникам, занятым в разных отраслях экономики. Не удивительно, что МПРА расширяет свое влияние в нашем городе. Ясно, что в такой ситуации тольяттинские коммунисты с ним тесно взаимодействуют и намерены и впредь расширять наше сотрудничество.

"Единство" является самым боевым и самым известным независимым профсоюзом в Тольятти. Признаюсь, что между ним и городским отделением КПРФ не всегда было полное взаимопонимание. Но когда в 2009 году в городе проходили многотысячные митинги рабочих АвтоВАЗа, организованные "Единством", представители КПРФ принимали в них непосредственное участие. Однако систематическая работа тогда не была отлажена. К доле скепсиса, с которой на первых порах некоторые активисты "Единства" относились к инициативе КПРФ по сближению, мы были готовы.

Низкая активность рабочих, их неготовность принимать участие в акциях протеста, где отстаиваются их же интересы, тоже не стали для нас сюрпризом. К тому же сейчас, когда идут сокращения, люди боятся потерять свои рабочие места. Те, кто не боится, как раз и составляют актив профсоюза "Единство". В таких условиях тем более необходимо единство действий КПРФ и профсоюзов.

В определенном смысле поворотным стал 2012 год. Тогда началось наше систематическое взаимодействие в рамках работы Координационного совета оппозиционно-патриотических сил Тольятти. Он был создан по инициативе активистов местного отделения КПРФ. В него, помимо отделений Компартии и ЛКСМ, вошли представители профсоюзов "Единство" и "Солидарность" (в нашем городе эта рабочая организация малочисленная), общественных движений "Суть времени" и "Народный собор". Несмотря на такой, мягко говоря, разноплановый состав, Координационному совету удалось организовать ряд акций, получивших заметный общественный резонанс.

Например, горожане не могли не заметить "Верст протеста" - одиночных пикетов против ювенальной юстиции от здания мэрии до местной Думы. После этой акции Тольяттинская городская дума, в которой "единороссы" имеют большинство, единогласно высказалась против введения ювенальной юстиции. Причем сделала это первой в стране. Кроме серии пикетов против ювенальной юстиции, в городе прошли массовые акции против вступления России в ВТО и против базы НАТО в Ульяновске. Заметным событием стал и пикет против осквернения Вечного огня.

Правда, профсоюз "Единство" был представлен на этих протестных мероприятиях лишь отдельными лицами, а не организацией. Они не были на этих акциях сторонними наблюдателями, а принимали в них с одобрения профкома активное участие.

Но все же официально они не были уполномочены выступать, так сказать, под своими флагами. Руководители профсоюза объяснили свою позицию так: все эти мероприятия имели политический характер, экономических требований на них не выдвигалось, поэтому профсоюз и уклонялся от прямого участия. Коммунисты не стали оспаривать такую позицию.

Между тем в эти акции, организаторами которых являлись КПРФ, а также "Суть времени" и "Народный собор", были вовлечены по большей части рабочие.

Избирательная кампания лета 2013 года свела на нет деятельность Координационного совета, члены которого принимали участие в выборах депутатов Тольяттинской городской думы. Дело в том, что они выступали в той избирательной кампании в качестве кандидатов от различных политических сил. По этой же причине приостановили взаимодействие и с Петром Золотаревым, который, как и ряд других активистов профсоюза, на выборах депутатов Тольяттинской городской думы был выдвинут партией "Справедливая Россия" Однако вскоре после выборов, в ноябре того же года, между Автозаводским райкомом КПРФ и профкомом "Единство" было достигнуто устное соглашение о сотрудничестве. Примечательно, что первым шагом, демонстрировавшим восстановление совместных действий, стали публикации интервью Петра Золотарева и других материалов о деятельности профсоюза "Единство" в информационном бюллетене Тольяттинского горкома КПРФ "Правда Автограда" (он выходит один раз в месяц тиражом 10 - 20 тысяч экземпляров; в настоящее время проходит регистрацию как средство массовой информации). Активисты профсоюза регулярно помогают коммунистам распространять бюллетень среди рабочих АвтоВАЗа, а Автозаводский райком партии передает информацию о "Единстве" в орган обкома КПРФ - газету "Трудовая Самара".

Первой совместной акцией протеста после "выборного перерыва" стал митинг против массовых сокращений на АвтоВАЗе, инициатором которого выступил Автозаводский райком КПРФ. "Единство" помогало в организационных вопросах. Резолюция была основана на предложениях, также подготовленных "Единством". На митинге поднимался в том числе и вопрос о задержках с выплатой зарплаты на Волжском машиностроительном заводе. Из-за этого часть сотрудников предприятия отказалась выполнять свою работу. Вскоре после митинга задолженность перед работниками была ликвидирована.

Акция протеста не была многочисленной, но получила неплохой резонанс в СМИ и Интернете. А поскольку массовые сокращения продолжаются, то в настоящее время готовится новый митинг по той же теме. Его организатором сейчас выступает профсоюз "Единство", а коммунисты примут в нем активное участие. Райком находится в постоянном контакте с профкомом. Планируются другие совместные мероприятия.

Из традиционных форм работы райкома КПРФ с трудовым коллективом АвтоВАЗа нельзя не отметить регулярные (с 2011 года) выезды на проходные предприятия с целью распространения партийной прессы: "Правды", информационных бюллетеней ЦК КПРФ, "Трудовой Самары", "Правды Автограда".

Не надо также забывать, что партийные комитеты Центрального и Комсомольского районов Тольятти тоже помнят о трудовых коллективах. В поле их внимания прежде всего рабочие, занятые на предприятиях химической промышленности: "Куйбышевазот", "Тольяттикаучук", "Тольяттисинтез". К другим крупным заводам, с рабочими которых наши райкомы тоже тесно сотрудничают, можно отнести "Волгоцеммаш" и "Тольяттинский трансформатор".

В то же время я не хотел бы создавать впечатление, что работа коммунистов Тольятти с рабочими идет гладко и беспроблемно. В целом жители города в последние годы не отличаются активным участием в политической жизни.

Партийное поручение

В начале апреля во всех трех районных отделениях города прошли отчетно-выборные конференции. В каждом из них избран "классический" секретариат - первый секретарь, секретари по оргработе и по идеологии. Такие направления деятельности, как работа с общественными организациями и молодежью, закреплены за членами райкомов без наделения их статусом секретаря. Неформально работа с трудовыми коллективами закреплена за конкретными секретарями. В Автозаводском райкоме ее ведут секретарь по оргработе Сергей Егоров (он - депутат гордумы, работает электромонтером на АвтоВАЗе) и секретарь по идеологии Виктор Козлов. В Центральном районе эти функции выполняет первый секретарь райкома Максим Гусейнов (он - главный сварщик "Волгоцеммаша" и руководитель фракции КПРФ в гордуме).

Активом являются все члены райкомов и секретари первичных отделений, между которыми распределяются те или иные функции при подготовке и проведении различных мероприятий. Любой из них может в зависимости от ситуации получить разовое задание по взаимодействию с рабочими и сотрудничеству с трудовыми коллективами.

Несколько слов о рабочих, избранных в партийные органы.

В Автозаводском райкоме на данный момент один рабочий промышленного предприятия - секретарь по оргработе Сергей Егоров, а также один электрик, обслуживающий жилфонд, - Ярослав Погодин. Еще есть инженер, работающий на одном из средних предприятий, - Александр Марков.

В прошлом году рабочих в составе райкомов было больше. Но многие из них, не дожидаясь начала массовых сокращений, по собственному желанию покинули автозавод, найдя работу не в промышленной сфере. Кстати, Погодину и Маркову в разное время тоже приходилось уходить со своих рабочих мест под давлением администрации в связи с их активной партийной деятельностью (оба были кандидатами на выборах различного уровня, и во время избирательных кампаний начинались проблемы на работе).

Центральный райком, как уже я отмечал, возглавляет главный сварщик крупного завода Максим Гусейнов.

Сергей Егоров, помимо должности секретаря по оргработе, выполняет часть работы по взаимодействию с трудовыми коллективами.

Кроме того, он является заместителем председателя комитета по местному самоуправлению городской Думы, работает с общественными организациями (ТОС, Советы ветеранов и т.д.). Ярослав Погодин отвечает в райкоме за работу с ЛКСМ и другими молодежными организациями. Александр Марков - секретарь первички.

"Агенты "Искры"

"Правда" спрашивает, есть ли у партийного комитета свои "агенты" (по аналогии с агентами "Искры") на каждом предприятии города (района)?

Как организовано взаимодействие с ними? Постоянно ли партком получает информацию о жизни предприятия?

Вести партийную работу на предприятиях сложно из-за давления администрации. А такое случалось не раз. Тем более сложно заниматься партийной работой активистам, которые на виду. Те, кто побывал кандидатом на выборах, уже "засветились" и на роль "агентов "Искры" не годятся.

Есть отдельные товарищи, в том числе сторонники, которые доставляют партийную прессу - по несколько экземпляров - за проходные.

В прошлом составе райкома у нас был один товарищ, который, работая на АвтоВАЗе, пытался развернуть там активную партийную деятельность, как он ее понимал: постоянно конфликтовал с администрацией. Вступив в профсоюз "Единство", он вскоре возглавил профком одного из производств. В настоящее время уволен и судится с администрацией.

Несколько слов о депутатах-рабочих. В составе фракции КПРФ в Тольяттинской городской думе работают на протяжении двух созывов три депутата. И в том, и в этом созыве один из них - рабочий. Степан Филатов, депутат пятого созыва, трудился токарем на заводе "Тольяттихлеб". Но в декабре 2011 года был избран депутатом Самарской губернской думы, где в настоящее время работает на постоянной основе. О Сергее Егорове, который сейчас является депутатом гордумы, уже многое сказано. В других фракциях рабочих никогда не было и нет.

Партийные комитеты взаимодействуют с нашими фракциями в полном объеме. Чтобы горком и фракция действовали сами по себе, такого нет.

Больших возможностей бывать на предприятиях, за исключением своего рабочего места, у депутатов-коммунистов нет. На АвтоВАЗ даже Зюганову не дали пройти.

О нашей социальной базе

В настоящее время в Автозаводском районном отделении рабочих - около 20% (без учета ИТР). Опять же хочется обратить внимание, что процентное соотношение снизилось в прошлом году из-за перехода ряда рабочих АвтоВАЗа на другую работу (в связи со сложной ситуацией на предприятии, низкой зарплатой и т.д.). В Автозаводском районе большинство жителей имеют за плечами вазовский стаж, и многие члены КПРФ из тех, кто сейчас не занят на промышленных предприятиях, получали рабочие специальности и хотя бы какое-то время отработали на автогиганте. Коммунисты-пенсионеры - практически все ветераны ВАЗа.

Те, кто в настоящее время работает на ВАЗе или других промышленных предприятиях, являются активными членами партии, практически все имеют постоянные партийные поручения.

В связи с ожидаемым ростом безработицы, несмотря на работу коммунистов, которая отлаживается на предприятиях, рассчитывать на пополнение рядов партии рабочими не приходится. И виной тому, наверное, не только страх потерять рабочее место. После мощных протестных выступлений рабочих АвтоВАЗа в 2009 году, возглавляемых "Единством" при активном участии левых сил, в том числе КПРФ, волна рабочего сопротивления спала. Этому неожиданно для нас поспособствовала и... победа, одержанная КПРФ в городе на выборах в Государственную думу РФ и Самарскую губернскую думу в декабре 2011 года. Обыватель ждал быстрых результатов, но не видит никаких изменений.

Он зачастую даже не хочет слышать объяснений, что в целом область "проголосовала" так, что значительно усилить фракцию КПРФ количественно в облдуме не удалось.

И вот сейчас - затишье.

Это наглядно показали результаты выборов в Тольяттинскую гордуму в сентябре прошлого года. Коммунисты города отмобилизовались на них не хуже, чем в декабре 2011 года. А итоги - заметно хуже. И это при полной самоотдаче.

Сами же мы впадать в спячку не собираемся.



Сергей ИОНОВ. Заведующий отделом организационно-партийной работы Тольяттинского горкома КПРФ. Самарская область.