Счастливые дни

Фильм об одной из ярких страниц французского Сопротивления

"Партизаны Верхней Савойи мужественно отражают натиск гитлеровцев", - писала "Правда" 9 апреля 1944 года. Бои в этой части Франции в предгорьях Альп еще до высадки союзников в Нормандии были особенно тяжелыми. Более двух недель на плато Глиер пятьсот партизан сражались с альпийскими бригадами гитлеровцев, оснащенных горной артиллерией и поддерживаемых авиацией. Сейчас там стоит величественный памятник из белого мрамора, к которому каждый год стекаются тысячи людей, чтобы почтить героев французского Сопротивления.

ДЛЯ ФРАНЦУЗОВ слово "Резистанс!" ("Сопротивление!") священно. Но далеко не все страницы этой замечательной истории хорошо известны даже во Франции. Новый документальный фильм режиссера Жиля Перре "Счастливые дни", который триумфально шествует сегодня по экранам французских кинотеатров, во многом восполняет этот пробел.

"Как утопия Сопротивления стала реальностью" - такое второе название этой ленты, и именно оно раскрывает ее суть. "История Сопротивления всегда подавалась через военные события, - заметил режиссер в одном из интервью. - О политических идеях, которые его сопровождали, нам не рассказывали". Ни во времена де Голля, ни позже, особенно с восьмидесятых годов "с приходом неолиберализма", никто не был заинтересован, по словам Жиля Перре, в том, чтобы вспомнить социальную программу Сопротивления, которая стала "источником общественного прогресса и была по-настоящему левой".

Фильм посвящен Национальному совету Сопротивления - организации, созданной в мае 1943 года на территории оккупированной Франции и призванной объединить разрозненные ранее силы. Инициатором создания Национального совета и его первым руководителем стал герой французского Сопротивления Жан Мулен.

Именно он летал в Лондон к генералу де Голлю, который координировал структуры Сопротивления через организацию "Сражающаяся Франция".

Авторы построили фильм в форме яркого рассказа оставшихся в живых шестерых участников антигитлеровского подполья (к моменту выхода фильма на экраны ушли из жизни двое из них), особенно впечатляют их беседы с молодежью; камера скользит по лицам молодых людей, многие из которых впервые слышат о замечательных страницах истории своей страны. Леон Ландини, бывший партизан из Лиона, ведет зрителей в Лионскую тюрьму, где он содержался вместе с арестованным в июне 1943 года Жаном Муленом, погибшим вскоре под пытками "лионского мясника" Клауса Барбье.

Создатели фильма не могли не рассказать об уникальной личности Мулена, довольно долго остававшегося как бы в тени фигуры генерала де Голля. Рожденный в 1899 году и выросший в интеллигентной семье убежденных сторонников республиканского строя, он был накануне войны преуспевающим государственным чиновником, самым молодым префектом одного из департаментов и талантливым художником - автором блестящих гравюр. В 1943 году трудно было заподозрить в элегантном господине, владельце картинной галереи в Лионе, руководителя Сопротивления. Тайна его ареста, в том числе имя предателя, до сих пор не раскрыта. За два-три месяца он сумел сделать почти невозможное: объединить в Национальном совете Сопротивления 16 человек, представлявших восемь региональных организаций Сопротивления, шесть политических партий широкого спектра - от коммунистов до правых, а именно: коммунистов, социалистов, представителей радикального течения, христианских демократов и других, а также две организации профсоюзов (СЖТ и СФТС), было создано также постоянное бюро из пяти человек.

С осени 1943-го до марта 1944 года члены Национального совета работали над программой, которая должна была "расширить экономические и социальные права" после освобождения. Получившая название "Счастливые дни", эта программа, казавшаяся многим утопией, стала реальностью и легла в основу социального государства, построенного в первые годы после войны. Фильм рассказывает, как реализовалась программа Национального совета в 1944 - 1946 годах: как были восстановлены всеобщее избирательное право и демократические свободы, национализированы Банк Франции, четыре депозитных банка и крупнейшие страховые компании, а также угледобывающая промышленность и электроэнергетика, автомобильные заводы Рено и крупнейшие авиакомпании.

Эта программа все еще находится в основе французской социальной системы, поскольку благодаря ей появились социальное обеспечение, распределение пенсий в зависимости от возраста и тяжести работы, производственные (рабочие) советы на предприятиях, были приняты законы о государственной службе и сорокачасовой рабочей неделе.

"Мы по-прежнему пользуемся этим каждый день, - говорят авторы фильма, - но подавляющее большинство французов не знают источника этих порядков". Отметим здесь, что многие из указанных мер были реализованы потому, что в первые послевоенные правительства входили коммунисты во главе с Морисом Торезом. Вместе с тем фильм обращает внимание на то, как в последующие годы под нажимом правых и "либералов" уничтожались многие позиции программы "Счастливые дни". В эпоху президентства Николя Саркози не скрывали, что нужно "выйти из 1945 года и методично отменять программу Национального совета Сопротивления".

Помимо ветеранов, свое мнение об этой программе высказывают историки и экономисты, заметно оживляет фильм участие в нем крупных политиков современной Франции - от президента Франсуа Олланда до лидера левых Жан-Люка Меланшона, которые дружно выражают свое восхищение деятельностью Национального совета. Не скрывает такого же отношения к той эпохе и режиссер фильма, рожденный в 1968 году в деревне департамента Верхняя Савойя, где сама земля взывала к увековечению памяти погибших партизан. Последние кадры киноленты снова приглашают нас в эти места, к памятнику героям Сопротивления, на митинг, где один из седовласых ветеранов обращается к молодежи с призывом помнить слова Максима Горького о гордости за человека, за людей большого мужества.

Добавим, что все показы фильма, вышедшего на экраны Франции накануне семидесятилетия освобождения страны от фашизма, сопровождаются дискуссиями создателей картины с историками, экономистами, общественными деятелями, всеми желающими принять участие в обсуждении. Это свидетельствует о востребованности фильма, его актуальности. В организации такой широкой демонстрации принимает участие Левая партия в лице одного из ее национальных секретарей - Коринн Морель Дарль и других руководителей. Можно было лично убедиться в прекрасном приеме зрителями всех возрастов этого замечательного фильма и пожелать, чтобы он пришел и в Россию.



Анна СЕМЁНОВА. Доктор исторических наук, профессор. Москва - Париж - Москва.