Леонид Куббель - талант во всех жанрах

Под редакцией международного гроссмейстера Константина Чернышова

Если бы существовало звание чемпиона мира по композиции, то им бы безусловно стал Леонид Иванович Куббель (1891 - 1942 гг.), крупнейший русский композитор с мировой известностью. Он создал 3000 шахматных композиций, в том числе 500 этюдов.

В ПРЕДЫДУЩЕМ ВЫПУСКЕ "Шахмат" мы рассказывали о творчестве Алексея Алексеевича Троицкого, первого в стране мастера спорта СССР по шахматной композиции, ставшего заслуженным деятелем искусств РСФСР еще в 1928 году. Именно он написал предисловие к редкой теперь книге Леонида Куббеля "250 избранных этюдов", изданной в 1938 году. Вот выдержки из этого предисловия, мастер говорит о мастере:

"Советский мастер шахматной композиции Леонид Иванович Куббель замечателен многогранностью своего творчества: он раскрыл свой талант не только в области шахматных этюдов, но и во всех жанрах задач, сказочных шахмат и т.д.

Я хочу в нескольких словах отметить те черты, которые в этюдном творчестве Куббеля представляют для меня, как, я уверен, и для каждого любителя композиции, самый существенный интерес.

Л.И. Куббель всегда в своих художественных исканиях отправляется от идеи, подчиняет выбор материала идее; содержание для него важнее формы. Но вместе с тем он блестяще умеет оформить любую самую трудную идею. Форма и содержание в его произведениях образуют неразрывное единство.

Каждый этюд Куббеля насыщен живой, жизненной борьбой. Обе стороны - и белые, и черные - равноправны в возможностях нападения и защиты. Раскрывая эту борьбу, Куббель обнаруживает замечательную изобретательность. Вот почему его этюды могут доставить большое эстетическое наслаждение и вместе с тем содействовать развитию стратегических и тактических способностей шахматиста-практика любой категории, не исключая и мастера. Идейное богатство Куббеля чрезвычайно широко. Он прекрасно развивает уже известные идеи и находит новые. Он переносит в область этюда и задачные темы и выражает их в экономичной игровой форме. Он использует весьма охотно и яркие моменты практической игры.

В большинстве этюдов Куббеля борьба развивается следующим образом: сперва - умелое наступление, тонкое, глубокое, словно два больших мастера доигрывают прерванную партию; затем - красивая обоюдоострая игра, она заводит как будто в тупик, не видно, что делать дальше, - и вот в этот-то момент вдруг находится неожиданный ход, замечательная куббелевская пуанта, несущая на себе основную эмоциональную и эстетическую нагрузку. Так, драматически, раскрывается шахматная борьба.

Следует заметить, что Куббель, не в пример многим композиторам зарубежных стран, вовсе не считает, что достоянием этюда является исключительно область эндшпиля. Напротив, он связывает этюд и с другими стадиями шахматной игры: многие этюды у него трактуют различные ситуации миттельшпиля".

Леонид Иванович Куббель умер в начале 1942 года в осажденном врагом Ленинграде. Его товарищ Алексей Алексеевич Троицкий в том же блокадном Ленинграде скончался в августе 1942 года.

А между тем...

Участникам и гостям Олимпийских игр 2014 года в Сочи предложат сыграть в шахматы. Турниры по этому виду спорта могут войти в культурную программу зимних соревнований. С таким предложением выступил посол Игр в Сочи маэстро Юрий Башмет. Он принял участие в сеансе одновременной игры с 12-м чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым.

Стальные нервы и везение понадобились Сергею Карякину для победы в турнире по быстрым шахматам "Аэрофлот Опен". В финале он встречался с извечным соперником Александром Грищуком. Несмотря на упорную борьбу, ни одному из них не удалось одержать победу в основное время. Все решилось в "Армагеддоне" - при ничьей победа отдается игравшему черными фигурами, где удача была на стороне Карякина.

БЕЗ АВТОРА