Схватка за кулисами

Над театром имени Н.В. Гоголя по-прежнему нависает дамоклов меч

"Правда" неоднократно писала о ситуации, сложившейся в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя, где в августе нынешнего года был уволен художественный руководитель Сергей Иванович Яшин, много лет возглавлявший театр, а на его место назначен "новомодный" режиссер Кирилл Серебренников. Едва вступив в должность, он сообщил труппе о своих планах по реорганизации театра, в частности, было заявлено о создании некоего "Гоголь-центра", а заодно и о снятии с репертуара всех нынешних спектаклей.

ЕДВА оправившись от шока, вызванного такими откровенно циничными действиями по уничтожению театра, которому отданы годы творческой жизни, актеры объединились, чтобы отстоять справедливость. Несколько месяцев СМИ шумели о конфликте между актерами и новым руководством, об акциях протеста, проводимых служителями Мельпомены. Прошло время. Страсти утихли. Телевидение и печатные СМИ переключились на другие темы. Что же сейчас происходит в театре?

- В данный момент в здании полным ходом идет ремонт, - рассказывает актер Андрей Андреев. - "Гоголь-центр" планируется открыть в феврале 2013-го. Что это будет? Какие спектакли будут там ставить? Толком нам никто ничего не объясняет.

Мы вынуждены довольствоваться отрывочными, разрозненными сведениями.

Вроде бы ближайшие планы Серебренникова - постановка спектаклей по известным киносценариям (предположительно - "Рокко и его братья" Висконти, "Страх съедает душу" Фассбиндера, "Идиоты" Ларса фон Триера). А вот спектакли по произведениям Александра Островского, Бернарда Шоу, Оскара Уайльда, которые успешно ставились в нашем театре, объявлены нынешними руководителями "низкопробными". По сути, уничтожается классический театр.

Актеры пока находятся, что называется, в подвешенном состоянии.

По задумке "реформаторов", в "Гоголь-центре" заработает несколько площадок, на которых приглашенные режиссеры, в том числе зарубежные, и сам Серебренников будут ставить свои спектакли. Новый худрук хочет перенести в театр те постановки, которые были в репертуаре его экспериментального проекта "Платформа". Актеры, работавшие с ним на "Платформе", уже приглашены в "Гоголь-центр". - Серебренников заявляет, что общался чуть ли не со всеми актерами театра по поводу сложившейся ситуации, что он стремится найти общий язык с творческим коллективом. Но это не так! Его сообщения о том, что половина труппы уже согласна работать в обновленном "Гоголь-центре", также не соответствуют действительности, - продолжает Андрей Андреев. - Человек десять, пожалуй, готовы сотрудничать с ним, но какова судьба остальных? Пока мы находимся в "творческом" отпуске, зарплату получаем. Но мы хотимтрудиться и продолжим борьбу за право играть классический репертуар, который ценит и любит зритель.

Между тем, как сообщают СМИ, творческие планы Серебренникова расписаны уже вплоть до 2015 года. В следующем сезоне планируется поставить "Мандат" Николая Эрдмана, "Священную книгу оборотня" Виктора Пелевина и мюзикл "Пробуждение весны" по мотивам Франка Ведекинда. Далее вроде бы запланирована "грандиозная" постановка "Декамерона": в течение 10 дней - 10 спектаклей по книге Боккаччо, поставленные разными режиссерами.

Действительно, "грандиозно"! Что там Александр Островский, что - Василий Шукшин или Максим Горький! Низкопробщина, считают нынешние руководители театра. А вот в "Гоголь-центре" жизнь будет кипеть и бурлить: тут планируются и кафе, и магазины, ну и прочие непременные атрибуты коммерческих проектов. В том, что "Гоголь-центр" - именно коммерческий проект, сомнений нет. Иначе ведь и информационная кампания по дискредитации части труппы, не согласной с действиями нового руководства, не была бы столь сокрушительной.

- Многие СМИ неоднократно печатали "благодушно-прекрасные" интервью руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова и Кирилла Серебренникова о том, какой плохой репертуар был в театре, какие неблагодарные и скандальные актеры в нем работают, что заполняемость зала якобы была нулевой, будто бы премьер вообще не было. Не обходилось и без других измышлений такого рода, - говорит Андрей Андреев. - Но, думаю, зрители, приходившие на наши спектакли, считают иначе. В театре шла настоящая творческая жизнь. На сборе труппы перед началом сезона Сергей Яшин назвал пять-шесть пьес, по которым планировалось ставить спектакли. Для этого он пригласил нескольких выпускников Театрального института имени Б.В. Щукина.

Если взял молодежь, надо на нее делать ставку, раскрывать творческий потенциал, помочь состояться как высокому профессионалу. Любому новичку, взятому в труппу, Сергей Яшин всегда предлагал либо главную роль, либо очень значимую, тем самым стимулируя актера, убеждая, что в него верят.

Но ныне обществу "хозяевами жизни" навязываются другие "ценности", а если называть вещи своими именами - безвкусица, пошлость, разврат. Вызывает особую тревогу тот факт, что в сферу культуры и искусства все чаще вторгаются люди, руководствующиеся именно такими "ценностями". Словом, в новый, 2013 год актеры театра имени Н.В. Гоголя вступят в состоянии полной неопределенности. Не будет радости в ожидании праздника, в предвкушении новых творческих работ. Но остается надежда, что, объединив усилия в борьбе за будущее театра, все-таки возможно отвести от него губительный удар временщиков.



Алена ЕРКИНА.