Последнее детище Германа Титова

11 сентября космонавту Герману Титову исполнилось бы 76. Но и 65 прожитых им лет были наполнены многими яркими событиями и достойными делами. Последнее из них - создание станции "Космос - Земля". Основой ее стал технологический образец космического корабля "Буран".

НА НЁМ в период создания многоразового орбитального корабля отрабатывались нагрузки, испытываемые в реальном полете. После успешного полета "Бурана" 15 ноября 1988 года, который прошел в автоматическом режиме, этот технологический образец стоял одиноко в исследовательском павильоне НПО "Молния".

Мысль продлить жизнь выполнившему свою задачу кораблю, найти ему другую профессию возникла в начале 90х в международном научно-техническом центре космонавтики и электроники "Космофлот", президентом которого был Герман Титов. Здесь родилась идея использовать "Буран" в составе космического образовательного комплекса.

Поиски подходящего места для комплекса заняли немало времени. Куда только не обращались энтузиасты создания станции "Космос - Земля". Все безуспешно. И только когда их предложение попало к П. Киселеву, директору Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького, тот сразу ухватился за эту идею. Он привел ее авторов на Пушкинскую набережную, имевшую свою авиационно-выставочную биографию.

Парк культуры и отдыха возник на месте первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, открывшейся в 1923 году. Выставка стала и крупнейшим международным событием. В ней участвовали более шестисот фирм из 18 стран Европы, Азии и Америки. Именно здесь, на Пушкинской набережной, общество друзей Воздушного флота разместило на Москвереке гидропланы и катало на них желающих.

В 1928 году, когда на месте выставки был открыт Центральный парк культуры и отдыха, получивший в 1932 году имя М. Горького, на Пушкинской набережной разместилась выставка авиационной и воздухоплавательной техники, где демонстрировались самолеты того времени, дирижабли и аэростаты. В 1943 - 1948 годах на этой же территории располагалась выставка трофейного вооружения, где были собраны различные образцы военной техники - от гаубиц и танков до самолетов.

Вот так с легкой руки П. Киселева "Буран" обрел свое место. Транспортировка макета с Тушинского машиностроительного завода, конечно, была уникальной операцией, но утром 22 октября 1993 года в Парке им. М. Горького "приземлился" космический корабль. А затем вокруг него разместилась и станция "Космос - Земля".

Было решено установить на ней уникальный имитатор, доступный для любого гражданина, на котором можно было бы испытать все особенности взлета и посадки, показать нашу планету, какой ее видят космонавты из иллюминатора, дать возможность посетителям потрогать все то, что они видели только по телевизору.

В создании станции участвовало большинство ведущих аэрокосмических институтов и предприятий России. Личный вклад внесли космонавты П. Попович, А. Леонов, Г. Гречко, А. Арцибарский, В. Поляков, а также астронавты США, которые при посещении станции давали свои советы и консультировали по аспектам физических ощущений пребывания в космосе.

К 1996 году за счет внешних инвестиций была реализована познавательно-развлекательная программа "Космическое путешествие". В течение 1996 - 1997 годов такое путешествие совершили десятки тысяч посетителей. В арсенале станции, кроме челнока, имелись космическая оранжерея, салон космической медицины, космический ресторан, планетарий. Площадка была оборудована для прямого выхода на связь со станцией "Мир". В день 35летия полета Германа Титова отсюда в течение 20 минут космонавты первого отряда общались с экипажем на орбите.

К сожалению, в начале 1998 года станция погибла в пожаре. Сам "Буран" выстоял в огне и какое-то время еще использовался в качестве не то аттракциона, не то кинозала.

Но идея, реализованная под эгидой второго космонавта планеты, не умерла. Продолжателем традиций станции "Космос - Земля" стало некоммерческое партнерство "Земля и космос Германа Титова", работающее при поддержке Роскосмоса, Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Федерации космонавтики России, Всероссийского молодежного аэрокосмического общества "Союз", Академии государственной безопасности и других заинтересованных организаций и предприятий.

Президент партнерства - летчик-космонавт СССР Игорь Петрович Волк, учивший в свое время один из "Буранов" летать.

Партнерство готово в любой момент возродить зарекомендовавший себя в 90е годы проект, а также дополнить его другими, не менее интересными и актуальными программами. Для этого есть все - специалисты, материальная часть, финансирование. Вот только новым хозяевам Парка им. М. Горького "Буран" почему-то пришелся не ко двору. Владельцам корабля предложено "забрать" объект.

Что такое "забрать" в отношении 50тонной машины? Куда вывезти? Назад в ангар? Но ведь за 18 лет космоплан на берегу Москвы-реки удачно вписался в облик этой части города, стал своего рода визитной карточкой Парка им. М. Горького. Именно эта площадка вокруг "Бурана" в 1997 году была внесена в перечень достопримечательностей столицы. Кроме того, надо иметь в виду, что "Буран" в окружении павильонов-куполов, работающих вкупе с ним, - это образовательный комплекс, а отдельно стоящий где-нибудь (в лучшем случае - в музее) - просто экспонат.

Остается надеяться, что чиновники правительства Москвы, курирующие процесс реконструкции Парка им. М. Горького, все же не будут принимать поспешных решений по "Бурану" и успеют разобраться в ситуации раньше, чем найдется деятель, готовый "забрать", то есть уничтожить, этот уникальный корабль, и что последнее детище второго космонавта Земли не постигнет судьба программы "ЭнергияБуран" и затопленной космической станции "Мир".

Хочется верить, что космическая площадка на Пушкинской набережной не только превратится в вечную стоянку самого умного космического корабля, но и будет служить делу просвещения и воспитания следующих поколений россиян, а гражданам страны не придется зажигать поминальные свечи на месте очередного загубленного шедевра технической мысли.



Любовь ВЕРШИНИНА