Завтраки от "медведей"

Подобно римскому сенатору Катону Старшему, заканчивавшему все свои речи призывом: "Карфаген должен быть разрушен", член фракции КПРФ Олег СМОЛИН в каждом своем выступлении у парламентского микрофона (да и не только) старается поднять вопрос о необходимости отмены принятого в прошлом году закона о коммерциализации бюджетных учреждений (Федерального закона № 83). Его выступление 7 сентября в "часе политических заявлений" на пленарном заседании Госдумы не стало исключением

ЗАКОН ФАКТИЧЕСКИ ПРЕВРАЩАЕТ некоммерческие учреждения в коммерческие, вынуждая бюджетную сферу зарабатывать деньги на платных услугах, что окончательно угробит бесплатные медицину, образование, культуру, подчеркнул О. Смолин. Предусмотренные законом для финансирования бюджетных учреждений госзадания являются прекрасным средством для так называемой их реструктуризации, а фактически ликвидации: выдал задание - учреждение живет, не выдал - закрылось. Этот процесс шел и раньше: с 1995 по 2011 год были закрыты 20 300 школ, а теперь у чиновников и вовсе развязаны руки. Ликвидация учреждений, естествен но, приведет к безработице. Не случайно же министр образования и науки Андрей Фурсенко заявлял, что придется уволить 200 тысяч учителей и 100 тысяч преподавателей вузов. Следствием этого может стать рост социальной напряженности. Призыв Катона, в конце концов, возымел действие: Карфаген был разрушен. Материализуются ли чаяния миллионов российских граждан, вы сказавшихся в ходе Народного референдума за отмену закона о коммерциализации бюджетной сферы? Наверное, это будет зависеть от нашей сплоченности и настойчивости в достижении цели.

Сколь антисоциален упомянутый закон, столь же губителен для экономики другой "единороссовский" опус - закон о госзакупках. Принятый шесть лет назад, он латался многократно, но лучше от этого не стал. Триллионные финансовые нарушения в ходе его реализации (нецелевые расходы, воровство, "откаты") при влекли внимание даже президента. В послании Федеральному собранию на 2011 год он заявил, что пора начинать работать над новой редакцией за кона. К этому времени в Госдуме уже лежали несколько законопроектов с поправками к за кону о госзакупках. Они и бы ли рассмотрены нижней пала той на пленарном заседании в среду.

Авторами одного из них вы ступили депутаты от Нижегородской области, в том числе и член фракции КПРФ Николай Рябов. Впрочем, депутат коммунист остался в итоге единственным, кто не отрекся от своих предложений. Соавторы законопроекта, депутаты от "Единой России", поснимали свои подписи, лишь только узнав об отрицательном отзыве правительства на их творение. Что же предлагалось в законопроекте? Предоставить возможность госзаказчикам по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта изменять не более чем на десять процентов предусмотренный первоначально объем работ (услуг) и цену контракта; расторгать контракты в одно стороннем порядке при неисполнении поставщиками существенных условий контрактов; вносить в реестр недобро совестных поставщиков сведения о тех из них, кто не исполнил гарантийные обязательства; включать в конкурсные требования к исполнителю его квалификацию, опыт работы, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, и т.д.

Все это, по мнению Николая Рябова, позволило бы отчасти навести в сфере госзакупок по рядок. "А ситуация там сегодня такая, - рассказывает депутат. - Главным критерием при заключении контрактов на по ставку продукции или услуг является предлагаемая низкая цена. И зачастую человек, имеющий лишь ручку и телефон, предлагает самую низкую цену, а потом перепродает выигранный заказ. Отсюда и все эти массовые финансовые нарушения, от которых страдает бюджет".

Все пять законопроектов, в том числе и Н. Рябова, были отклонены парламентским большинством под тем предлогом, что в Минэкономразвития уже готов комплексный проект закона "О федеральной контрактной системе", который должен заменить закон о госзакупках. Ведется, дескать, даже его публичное обсуждение на сайте министерства. Правда, мне так и не удалось ознакомиться с сим документом: интернет страница упорно отказывалась загружаться. Видимо, это обсуждение лишь для узкого круга. А министр экономического развития Эльвира Набиуллина, помнится, еще в на чале года пообещала с думской трибуны к апрелю 2011-го выдать готовый законопроект. Но эпопеи этой и конца не видно. Таким же "завтраком" потчуют "медведи" и детей сирот, выходящих из стен детских домов. По закону, бывшие детдомовцы имеют право на получение жилья. Но региональные бюджеты не в состоянии обеспечить выполнение этого обязательства государства. Сего дня ждут своей очереди на квартиру 223 тысячи 700 молодых людей из числа детей си рот и детей, оставшихся без по печения родителей. Вчерашние воспитанники детских домов оказываются нередко просто выброшенными на улицу. Далеко не всем удается найти и работу. Отсюда такая жуткая статистика: 40 процентов этих молодых людей совершают преступления, столько же становятся алкоголиками, наркоманами, проститутками, 10 процентов заканчивают жизнь самоубийством, и лишь оставшиеся 10 процентов адаптируются во взрослой жизни.

Власть только имитирует заботу. На встрече президента с выпускниками детских домов в Кремле одна юная тамбовчанка задала главе государства вопрос: "Что делать, если жилье не предоставляют?" На что Дмитрий Медведев ответил: "Идти в суд". "Но эта девочка не знала, - говорит депутат Нина Останина, - что за три года таких судебных исков было подано приблизительно три тысячи, 889 из них удовлетворены и переданы судебным приставам, но никто не торопится исполнять решения судов". Напомнила Нина Александровна и другой случай. Когда весной этого года Дума рассматривала вопрос распределения дополнительных бюджетных расходов и фракция КПРФ предложила выделить 10 миллиардов рублей на обеспечение жильем детей сирот, председатель Комитета по бюджету отрезал: это полномочие субъектов Федерации.

В среду депутаты рассмотрели законопроект бывшего члена Совета Федерации А.Л. Ха зина, где он в качестве временной меры предложил за счет средств внебюджетных фондов ввести так называемые социальные гостиницы, где дети сироты могли бы жить до пре доставления им отдельной квартиры. Фракция КПРФ поддержала это предложение. Единственное, с чем не согласились коммунисты, - это со сроком, в течение которого органы исполнительной власти обязаны предоставить бывшим воспитанникам детских домов жилье. В законопроекте предлагалось 10 лет. Депутаты коммунисты считают, что этот срок надо было сократить до двух трех лет. Однако парламентское большинство, опять сославшись на какой то законопроект, подготовленный правительством, где, дескать, и ответственность органов власти ужесточена, и обязательства их получили закрепление в Жилищном кодексе, идею о социальных гостиницах отклонило. Конечно, проще отделаться общими словами, чем принимать конкретные меры. Только не надо тогда, господа "единороссы", изображать из себя государственников - фальшь никакой "фронтовой" массовкой не прикроешь.

На "правительственном часе", состоявшемся в этот же день, 7 сентября, депутаты об судили с министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым вопросы предвыборной агитации на теле и радиоканалах, сотовой связи, цифрового телевидения, широкополосного Интернета и со здания системы ГЛОНАСС. Но самыми животрепещущими проблемами, затронутыми в вопросах депутатов, наверное, оказались дороговизна и качество почтовой связи. Глава Минкомсвязи честно признался: "С 70-х годов мы скатились сейчас к тому, что со стопроцентной автоматической обработки почты пришли к нулевому проценту. За последний год запустили два автоматических сортировочных центра, в течение ближайших пяти лет планируем запустить еще 35. Это повысит эффективность и снизит затраты". В своем выступлении от фракции КПРФ тему продолжил Анатолий Локоть.



ТАТЬЯНА ОФИЦЕРОВА