Вместо казино - авианосец

Украина "удачно" торгует с Китаем

УКРАИНСКИЕ СМИ с возмущением обсуждают новость, дошедшую из КНР, о том, что бывший авианесущий крейсер "Варяг", купленный китайцами у республики как металлолом, вышел для проведения ходовых испытаний. Дескать, китайцы надули украинцев. Купили по дешевке почти готовый авианосец якобы для того, чтобы соорудить плавучее казино в Макао, а теперь готовы поднимать с него свои истребители.

Военные источники в Поднебесной действительно отмечают, что переоборудованный бывший советский авианесущий крейсер "Варяг" покинул верфь на северо-востоке КНР, а испытания "не займут много времени".

Горемычный крейсер начали строить на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве еще в 1986 году для Военно-Морского Флота СССР, однако начатое дело завершить не успели до развала Советского Союза. После дележа бывших советских активов между Россией и Украиной "Варяг" отошел украинской стороне. В 1992 году в состоянии 67-процентной готовности корабль был законсервирован, а в апреле 1998-го продан за 20 млн. долларов китайской компании "Чон Лот Трэвел эйдженси ЛТД", имеющей связи с Народно-освободительной армией Китая. Буксировка корабля длилась 627 дней. Как рассказывает бывший инженер николаевского судостроительного предприятия Тимур Вязев, позже стало понятно, что китайская сторона ведет двойную игру: "Наш корабль пришвартовали не в гражданском порту, как обещали, а подогнали к причалу военного судостроительного завода порта Далянь. Официальное объяснение: судно нужно отремонтировать и изучить".

В начале 2008 года корабль получил имя "Ши Лан" в честь китайского полководца и бортовой номер "83". По некоторым оценкам, китайцы уже в 2012 году представят экс-"Варяг" как готовый военный корабль.

В Министерстве обороны Украины предпочитают не комментировать информацию относительно возможности судебных исков против Китая в связи с нарушением условий договора купли судна, где речь шла об обустройстве "Варяга" под плавучий развлекательный центр.

Если бы в условиях договора значилось, что "Варяг" покупается по прямому назначению, сделка не состоялась бы, так как могла вызвать бурную реакцию со стороны Запада.

Об этом и свидетельствует заявление официального представителя госдепартамента США Виктории Нуланд, высказавшей обеспокоенность от имени Соединенных Штатов по поводу отсутствия "прозрачности в военной сфере КНР". Госдеп всегда славился оригинальными до наивности формулировками своих претензий. Но в этот раз чиновники из Вашингтона превзошли все предыдущие: "Мы приветствовали бы любые объяснения относительно того, почему Китай нуждается в этом вооружении", фактически требуя от республики, чтобы она дала ответ США, зачем ей авианосец.

Но в таком случае почему бы Соединенным Штатам не объяснить Китаю, зачем им 12 авианосцев, из которых девять атомных типа "Нимитц", атомный авианосец "Энтерпрайз" и два судна типа "Китти Хок". И почему, например, авианосец "Теодор Рузвельт" столь дорог американцам, что по океанам он плавает непременно в окружении 14 боевых кораблей, да еще с атомной подводной лодкой в придачу?

Случай с "Варягом" - не единственный прокол украинского оборонного ведомства. Как стало известно, в прошлом году китайские инженеры собрали первый прототип палубного истребителя четвертого поколения J-15, скопировав его с российского Су-33 и, видимо, рассчитывая использовать на достроенном "Варяге". Аналог "Сухого" создавался на основе одного из его первых прототипов - опытного самолета Т10К советских времен, который КНР в 2005 году приобрела у Украины.



Виктор ТОЛОКИН. (Соб. корр. "Правды"). г. Киев.