О пользе предвыборного плавания

К удивлению сторонних наблюдателей, российское руководство помешано на своем рейтинге, полагает американская газета "Нью-Йорк таймс". Каждый четверг в Кремль привозят информацию для Владислава Суркова и делают доклад об итогах соцопросов, повествует журналистка Эллен Барри.

ПО МНЕНИЮ издания, сегодня в России выборы - лишь ритуальное проявление лояльности к власти. "Но, как считают кремлевские инсайдеры, популярность в народе - залог выживания правительства, у которого спустя 20 лет после распада СССР имеется мало стабильных государственных институтов, кроме личностей лидеров", - говорится в статье. Поэтому политическая жизнь иногда смахивает на бесконечную избирательную кампанию: "лидеры тушат лесные пожары, отчитывают промышленников-миллиардеров или, как наблюдалось недавно, погружаются с аквалангом, прихватив с собой телеоператоров".

Данные соцопросов сыграют большую роль для принятия решения о том, кто станет президентом - Путин или Медведев, уверена "Нью-Йорк таймс".

"Система, сложившаяся за 10 лет, держится на одобрении населения, и это научный факт", - говорит Александр Ослон, президент фонда "Общественное мнение", уже 15 лет проводящего еженедельные брифинги в Кремле. Фонд Ослона и еще несколько фирм организуют дорогостоящие информативные соцопросы по заказам руководства страны и других ведомств.

Фонд "Общественное мнение" старается выявить снижение рейтингов или поддержки "региональных вождей" прежде, чем у Кремля возникнут серьезные проблемы. "Опросы - канал обратной связи", - пояснил Ослон.

Другие социологи стараются найти политические решения и жесты, способные вызвать отклик у разных слоев российского общества. "Они помогали составить последнее послание Медведева Федеральному собранию, где президент отказался от своей коронной темы - модернизации - в пользу заботы о детях. Они участвуют в подготовке публичных выступлений - например, теле-интервью, где Медведев скрупулезно напоминал о своей роли во время российско-грузинской войны; интервью значительно повысило рейтинг главы государства", - говорится в статье.

Между тем сейчас "путинское большинство" постепенно уменьшается. Популярность Путина и Медведева выглядит завидной по международным стандартам, но этим летом опустилась на уровень 2008 года. Поэтому на грядущих выборах "необходимо мобилизовать реальную поддержку со стороны населения", говорит депутат-"единоросс" Сергей Марков. "Если лидер непопулярен, происходят "цветные революции", - напомнил он.

"Один из вариантов - возвращение к автократическому популизму, известному как "феномен Путина", - продолжает американское издание. Путин стал кандидатом в президенты в том числе благодаря опросу, показавшему, что больше всего россияне уважают Штирлица и Жеглова, заметил Игорь Задорин, в тот период возглавлявший социологический отдел в Кремле.

Рейтинг Путина рос, когда он искоренял сопротивление в Чечне, брал под контроль оппозиционные телеканалы и надевал узду на мятежных олигархов, отмечает газета. "Как предполагает Марков, пламенный сторонник Путина, российское "пассивное большинство" в нынешнем году среагирует на сходную демонстрацию силы, на сей раз направленную против наркоторговцев, преступности и упадка нравственности. Правда, некоторые, отметил он, предпочли бы взять на мушку "американскую гегемонию", - говорится в статье. "Сейчас активно обсуждается, кто должен быть врагом "Единой России" и Путина во время этой кампании", - сообщил Марков в интервью.

Противоположное мнение выдвигают либеральные социологи. "Они говорят: судя по данным, общество требует более открытой и состязательной политической модели", - цитирует "Нью-Йорк таймс". Экономист Михаил Дмитриев предостерегает о крайне аномальном росте недовольства среди москвичей среднего класса и жителей других крупных городов. Главную их идею он описал русским выражением "мы не быдло".

Сейчас, очевидно, принимаются меры для повышения зависшего рейтинга лидеров, считает автор. Недавно Путина засняли под водой, где он якобы нашел две старинные амфоры.

Политтехнолог Алексей Чеснаков, занимающий высокий пост в "Единой России", спокоен: по его словам, телепоказ может повышать рейтинги на 15 - 20%. Он также заметил: "Путин нырял в бухте с аквалангом не потому, что его рейтинг якобы падает, а потому, что скоро выборы".



inopressa.ru