"Священную корову" давно зарезали

Как правящие в Молдавии либерал-демократы разбазаривают территорию республики

Недавно правительство Молдавии подписало документы об окончательной передаче в собственность Украины участка земли под автодорогой из Одессы в Рени (порт на Дунае). Временный президент Молдавии Мариан Лупу сделал этот широкий жест в день рождения нынешнего президента Украины Виктора Януковича. В общем, подарок получился. Правда, кое-кто в Молдавии называет его национальным предательством. Министр иностранных дел Юрий Лянкэ лично приехал рассказать местным жителям деревеньки Паланка, расположенной вдоль отчуждаемого участка этой автодороги, о необходимости и безопасности для сельчан этой сделки. Но его там едва не побили...

ТАК ЗАКОНЧИЛСЯ самый напряженный десятилетний спор между Молдавией и Украиной по территориальному вопросу. И отнюдь не в пользу Молдавии, одной из бывших и самых маленьких республик Советского Союза. Мы еще долго будем вспоминать о нашей общей великой родине - СССР. Тысячью невидимых нитей, жизненно важными связями народов и территорий объективно шаг за шагом уплотнялась и упрочивалась ткань государства в неразрывное целое. Когда страну разрушали, народы даже предположить не могли, какой безобразной ложью являлись увещевания местных элит, что будет только лучше. И сегодня каждый народ, каждая семья, буквально каждый человек несет наказание за совершенное злодеяние над Матерью-Родиной.

Село Паланка расположено в самой восточной части Молдавии, небольшим клином вдающейся в Одесскую область Украины. Такая конфигурация обусловлена близостью огромного Днестровского лимана при впадении реки в Черное море.

Мимо Паланки еще в советское время была проведена важная стратегическая автодорога. Она целиком шла по территории Украины, только небольшой кусочек (около восьми километров) проходил по Молдавии.

От автодороги до границы Молдавии рукой подать, от границы до берега Днестровского лимана тоже близко. Но между границей и лиманом, по украинской территории, дорогу провести сложно. Это территория плавней, фактически заболоченная местность. Она тянется от автодороги до самого лимана. Поэтому украинская автодорога по соображениям целесообразности "забежала" на молдавскую территорию. В Советском Союзе это была нормальная, обычная практика.

Когда Молдавия с Украиной разделились, встал вопрос, как быть с этим куском земли, укатанным асфальтом. Предшественники нынешних правителей Молдавии в 90-е годы прошлого века, молдавско-румынские националисты и "демократы", не долго думая, махнули рукой: "Да забирайте!" Взамен, правда, попросили у Украины кусочек дунайского берега, где предполагалось построить порт для выхода республики в Черное море. Сделка состоялась, затянув тугой узел споров о ее условиях, последствиях, законности, целесообразности. Споров не только между Молдавиейи Украиной, но и внутри самой Молдавии.

Вечным детонатором этих споров оказались жители Паланки, согласия которых при заключении сделки, разумеется, никто не спросил. Дело в том, что на том кусочке земли (около 900 гектаров) между автодорогой и государственной границей сельчане держали пастбища и сенокосы, разводили уток и гусей. В некоторых местах прямо с автодорожной насыпи ловили рыбу. Вели неплохой придорожный бизнес с учетом того, что цены назначали вдвое дешевле, чем на Украине. Теперь все это отсекла украинская дорога. Фигурально выражаясь, подоить корову можно только с загранпаспортом.

Многочисленные петиции и походы сельчан в Кишинев сделали свое дело. К тому же к власти в Молдавии тогда пришли коммунисты. Они в сжатые сроки не только построили в Джурджулештах, на Дунае, современный порт и грузовой терминал, железнодорожную ветку от него и вывели корабли под молдавским флагом в Черное море, но и приостановили полное отчуждение участка автодороги возле Паланки. Предложили Украине как бы формулу "по дороге - без препятствий". Полотно дороги, мол, уже и так в собственности Украины, зачем вам еще и земля под дорогой, то есть, говоря юридическим языком, территория республики, которая по молдавской конституции не может быть отчуждена ни при каких условиях? Украину, однако, такой вариант не устраивал. Она требовала своего по договору. Неизвестно, на чем сошлись бы два соседа, если бы к власти в Молдавии вновь не пришли либерал-демократы. Они быстренько отдали Украине молдавскую территорию. И двух лет не прошло.

Им что конституция, что коровы из Паланки... Они вообще не видят будущего у независимой Молдавии и публично, не скрывая, заявляют о своей цели: сдать Молдавию Румынии. Разумеется, на их языке это называется "воссоединиться двум сестрам". В таких условиях политика Украины перед реальной угрозой замены молдавской границы на румынскую выглядит вполне трезвой и реалистичной. Румыния уже оттяпала у Украины остров Змеиный в Черном море. Она не скрывает своих территориальных притязаний на значительную часть Одесской области по принципу: Румыния везде, где живут румыны (молдаван в области много, а мол даван в Румынии как народ не признают, считают их просто "неотмытыми румынами"). Украина хотела бы подстраховаться перед неминуемой потерей участка дороги при румынах и получила свое.

Так на наших глазах в этом уголке Европы создали пусковой механизм мины замедленного действия, которая лежит тихонечко и ждет своего часа, чтобы бабахнуть. Мало кто сомневается, что рано или поздно это произойдет.

К сожалению, таких бомб в Молдавии при антинародных правителях заложено несколько. Случай с автодорогой в Паланке - лишь один из примеров разбазаривания драгоценной молдавской территории, этого маленького бриллианта Европы.

При первом президенте "суверенной Молдавии" Мирче Снегуре, когда началось реальное пограничное размежевание между Молдавией и Украиной взамен условной административной границы между ними, на одном участке в районе Приднестровья, объявившем уже тогда о своей независимости, встал вопрос, как делить Кучурганское водохранилище. Один берег его был украинским, а другой - молдавским (точнее, приднестровским). В Советском Союзе граница проходила в основном по фарватеру водохранилища, деля его поровну между соседними республиками. И вот, чтобы насолить упертым "сепаратистам" из Приднестровья, в Кишиневе сказали: "Да забирайте!" И граница прошла по приднестровскому берегу водохранилища. То есть вся вода стала украинской.

А здесь, на приднестровском берегу водохранилища, в СССР была построена крупнейшая в Европе Молдавская ГРЭС. Значит, рано или поздно Украина поставит вопрос о том, чью воду "пьет" электростанция, и о компенсации экологического ущерба от ее деятельности.

Уже сегодня украинские пограничники пытаются "в натуре" реализовать договоренности о местной границе. Они передвинули свой таможенно-пограничный пост (ТПП) "Граденицы" с украинского берега водохранилища к самому приднестровскому берегу. Возвели буквально в шаге от приднестровского ТПП "Незавертайловка" строения и сооружения, поставили погранзнаки с предостережениями об ограничениях на украинской прикордонной территории. Дачи приднестровских энергетиков, построенные в советское время, вмиг оказались на Украине. С огородников стали требовать загранпаспорта. Ситуация стала настолько взрывоопасной, что начались переговоры по ее разрядке. В конце концов украинские пограничники ретировались, оставив (как плацдарм) забетонированные площадки под сооружения да погранзнаки.

Надолго ли?

Другой взрывоопасной точкой стала Днестровская ГЭС, также детище СССР. Как все электростанции на реках, ГЭС обосновалась на двух берегах Днестра. Во времена Советского Союза это не имело значения. Но сегодня один из берегов - территория суверенной Молдавии.

Пока у Украины не возникал интерес к этой недостроенной станции и сопутствующим гидротехническим сооружениям, не было средств для окончания строительства, этот замороженный объект никого не волновал. Но сегодня в условиях газового напряжения ГЭС на Днестре начинает привлекать все более пристальное внимание. К сожалению, не только на Украине, но и в Молдавии.

Украина не хочет делиться, ссылается на договоренности, заключенные с "квазирумынами" из Кишинева. Молдавские коммунисты, когда они были у власти, подняли вопрос о необходимости выполнить требования конституции и распространить суверенитет Молдавии на часть ГЭС, находящейся на территории этой республики. Но довести до конца переговоры не успели.

Молдавия отмечает двадцатилетие провозглашения своей независимости. Все эти годы, вероятно, самым затасканным выражением был термин "территориальная целостность". В республике, созданной из кусков разных по историческим и национальным особенностям территорий, как заклинание, на всех уровнях власти, в СМИ, в международных переговорах звучит эта "территориальная целостность", когда речь заходит о Приднестровье или Гагаузии, не в полной мере или вообще не подконтрольных Кишиневу территориях. Но (странное дело!) священный принцип территориальной целостности в Молдавии куда-то сразу засовывают, когда решают территориальный вопрос буквально у себя под носом - в Паланке, на Кучурганском водохранилище, на Днестровской ГЭС.

А как увязать "территориальную целостность" с неприкрытым и никак не маскируемым курсом нынешних, да и прошлых молдавских властей (кроме коммунистов) на воссоединение с Румынией, то есть на полную ликвидацию молдавской государственности? Может, действительно, как все чаще начинают говорить в Приднестровье, международному сообществу (вместе с Россией) стоит внимательно присмотреться к этой "священной корове" - "территориальной целостности", которую молдавские власти уже давно сами зарезали.



Лев ЛЕОНОВ. (Соб. корр. "Правды"). г. Кишинев.