Империя танца по имени "Гжель"

Хореографические композиции этого театра зритель встречает овациями

Когда в сентябре 1989 года Гжель праздновала 650-ю годовщину со дня основания здешнего центра народного гончарного искусства, на поселковом стадионе соорудили сцену. Тысячи местных жителей и приглашенных гостей увидели тогда первое концертное выступление театра танца "Гжель".

В поисках почерка Овациями были встречены хореографические композиции "Птица-тройка", "Воронежский перепляс", "Палех", торжественный хоровод золотой "Хохломской карусели", обаятельная миниатюра "Федоскино", бушующее полыхание платков Павловского Посада. Это был поистине сценический гимн в честь народных промыслов великой Советской страны.

Но главной "изюминкой" концерта стала танцевальная композиция "Эта сказочная Гжель". Словно волшебная синяя птица вспорхнула на сцену. Синее и белое. Танцевальное сочетание ослепительных снегов, синевы летнего неба, лазоревых цветов, проникнутое истинно русским духом, Русью. Это было началом триумфа коллектива, получившего вскоре мировое признание, как великий балет Большого театра, как ансамбль Игоря Моисеева...

Театр танца "Гжель" развивался на удивление быстро. Одна за другой рождались здесь танцевальные композиции, открывавшие мир совершенно новой, уникальной поэтики движения, сочетавшей яркую фольклорность с современной интерпретацией и даже элементами мюзик-холла. Такого еще не бывало.

Бессменный руководитель коллектива - известный хореограф, народный артист России, профессор, академик, лауреат Государственной премии РФ Владимир Михайлович Захаров. Родился он в селе Мурзицы Горьковской области в крестьянской семье. Семья большая, многодетная. Отец слыл на деревне удалым гармонистом, мать - знатной певуньей. В старину в деревнях серьезно относились к праздникам. Попеть и поплясать везде любили. Но были села особенно голосистые. В них-то и тянулись по праздникам жители окрестных селений. Пироги несли, квас, гуляли за полночь.

Были в роду Захаровых и профессиональные артисты. Дядя в свое время пел с Федором Шаляпиным в Казанской опере. Тетка, Наталья Сергеевна Казанцева, - прима Большого театра, гастролировала в Ла Скала. В ее доме маленький Володя повидал многих великих русских артистов, в том числе Лемешева, братьев Пироговых.

В 22 года Владимир Захаров был уже главным балетмейстером Волжского русского народного хора. Большое внимание уделял этнографическим поездкам по срединной России, Поволжью. В Костромской области запомнилось ему село Сущево. До сих пор перед глазами тамошние хороводы, в которых участвовали все - от малых детей до пожилых. Все, что наблюдал, вскоре воплощалось в сценические номера, например в "Сущевскую кадриль".

В 80-е годы минувшего столетия по инициативе видных советских артистов во главе с народным артистом СССР Михаилом Ульяновым возникло общественное движение "Деятели культуры - на село!" Среди тех, кто откликнулся, был и Владимир Захаров, работавший в то время в Министерстве культуры, а также легендарная певица хора имени Пятницкого, народная артистка СССР Александра Васильевна Прокошина, которой поэт Михаил Исаковский еще в сталинские времена посвятил строки: "Спой мне, спой, Прокошина, что луга не скошены"... Вместе отправились в самую что ни на есть глубинку - в совхоз "Искра" Котельнического района Кировской области. Захаров отобрал в деревенскую танцевальную студию талантливых ребятишек. Александра Васильевна обучала пению свинарок и доярок. "Искорка" объездила полмира. За рубежом многие не верили, что это самодеятельность: приехали, мол, профессионалы, а выдают себя за любителей.

В то же время у Владимира Михайловича Захарова вызревала мысль о создании профессионального танцевального коллектива, накрепко в то же время связанного с народной традицией. Нет, он не стремился повторять достижения Игоря Моисеева или хора имени Пятницкого. Искал свой путь, свой почерк.

Из общего корня Название пришло как-то сразу - "Гжель". Процветавшее тогда ЗАО "Объединение Гжель" подставило плечо, помогло материально. В коллектив влились талантливые артисты из Красноярска, Омска, Новосибирска, Кирова, сложилась настоящая команда единомышленников. В народных промыслах стиль определяется используемым материалом, цветовой гаммой, применяемой технологией. Но как в танце выразить неповторимость павлово-посадских платков, керамики Гжели, особенности искусства Федоскина, Холуя, Мстеры, как добиться стопроцентной узнаваемости? Эта сложная творческая задача Владимиру Захарову со товарищи оказалась по плечу.

А ведь создавался, становился на ноги театр танца "Гжель" в очень трудные годы. Все в стране усилиями "демократов" и "реформаторов", поощряемых зарубежными "благодетелями", разваливалось на глазах. Главным богом объявлялся доллар. Но для Владимира Захарова и его танцоров главным всегда было искусство, причем искусство высочайшей пробы. И хотя обрушившийся на страну капитализм существенно подкосил финансовое благополучие ЗАО "Объединение Гжель", там дорожили своим театром, помогали как могли.

И театр выстоял.

Теперь можно уже говорить о создании "гжельской империи танца". Ведь рядом с театром появились и пусть с большими трудностями, но развиваются хореографическое училище, институт с аспирантурой. Открыто подготовительное отделение, где занимаются дети от четырех до десяти лет.

Многолетний и на редкость плодотворный опыт Владимира Михайловича подытожен им в двухтомнике "Поэтика русского танца" - 1200 страниц с описаниями самобытных, рожденных традиционной культурой народных "па" из большинства областей России.

Традиционные художественные промыслы и народный танец питаются одним родовым корнем, неподвластным агрессивному заступу навязываемой России масскультуры.



Анатолий КОНДРАШОВ.