Белые блузки 41-го года

В канун 70-й годовщины начала Великой Отечественной войны хочется вспомнить о том, какими колоссальными усилиями руководству страны вместе со всем народом удалось в суровых условиях военного времени сохранить производственные фонды, наладить выпуск продукции, необходимой фронту и тылу, в кратчайшие сроки восстановить разрушенное оккупантами.

На фронт с благодарностью

Английский журналист Александр Верт, приехавший в Советский Союз 3 июля 1941 года, писал: "Москва выглядела, как обычно. На улицах толпился народ, в магазинах все еще было полно товаров... Молодые москвичи в летних костюмах отнюдь не выглядели бедно одетыми. На большинстве девушек были белые блузки, на юношах - белые, желтые и голубые спортивные майки или рубашки на пуговицах и с вышитыми воротниками... Люди на улицах иной раз шутили и смеялись, хотя, что весьма показательно, лишь очень немногие открыто говорили о войне".

Корреспондента Би-Би-Си потрясли рассказы о том, что даже в самые трудные дни битвы за Москву большинство московских предприятий (в том числе легкой промышленности) продолжали выпускать продукцию. Он приводит рассказ молодой ткачихи "Трехгорки" Ольги Сапожниковой о том, как 16 октября 1941 года фабрика оказалась закрытой и даже заминированной, но директор Дундуков, "никогда не терявший головы", остался на своем рабочем месте. А когда поступил приказ председателя Моссовета В. Пронина: "Ничего не взрывать", фабрика вернулась к нормальному режиму работы. "Мы все почувствовали себя гораздо лучше и веселее", - вспоминала Ольга Сапожникова.

Несколькими месяцами позже решалась судьба подмосковной Дедовской ткацкой фабрики. Немцы наступали, фабрику планировалось взорвать, чтобы не досталась она врагу, но комдив А. Белобородов не позволил сделать это, поклявшись, что не сдаст Дедовск немцам. Многочисленный коллектив ткачих, швей и наладчиков оборудования, как только фашистов отогнали от столицы, продолжал нормально трудиться, а значит, и жить - получать зарплату, карточки, паек, а главное - приносить пользу стране.

Военкор Евгений Воробьев писал: "К концу декабря дивизия ушла далеко на запад от Дедовска. В час затишья в блиндаж к комдиву вошли делегатки-ткачихи. Приехали на фронт поблагодарить за спасение фабрики. После вынужденного перерыва сотканы первые метры ткани. Из этой ткани уже шьют телогрейки, ватные брюки. На фабрике уцелели тюки с серой ватой, вот и стегают одеяла, спальные мешки, раненых в таких мешках волокут по снегу, перевозят в санитарных повозках".

Председатель Госплана СССР, первый заместитель председателя правительства Н. Вознесенский в книге "Военная экономика СССР в период Отечественной войны" писал, что "индекс государственных отпускных оптовых цен в 1942 году по отношению к довоенному уровню на продукцию легкой и пищевой промышленности составил 120%. Индекс розничных государственных цен на нормированные промышленные товары остался почти без изменений и составил в 1943 году 100,5% по отношению к довоенному уровню. Розничные государственные цены не подвергались повышению". Для сравнения: в США "правительственный контроль не мог удержать цены на довоенном уровне - индекс оптовых цен по сравнению с довоенным уровнем вырос на текстильные товары до 144%".

В светлых платьях, с цветами

В лихую военную годину все предприятия легкой промышленности были заняты в основном выполнением оборонных заказов. Шинели и тулупы, гимнастерки и брюки-галифе, пилотки, фуражки и шапки, сапоги и валенки, носки и варежки, погоны и знаки различия, нижнее белье - ассортимент амуниции, с учетом летней и зимней, достаточно широк. Но и о нуждах гражданского населения текстильщики не забывали. О значимости этой задачи поэтически эмоционально рассказала в очерке "Возвращение мира" ленинградская поэтесса Ольга Берггольц, пережившая все ужасы блокады: "Мы жертвовали ради победы в течение многих-многих дней не только жизнью, но и ежедневными, насущнейшими удобствами, без которых плохо и трудно жить. Мы обносились за время войны, устали от постоянных нехваток самого простого и мелкого. И так приятно знать, что с первых же дней мира ленинградские фабрики и заводы стали готовиться к тому, чтобы как можно больше и скорее дать людям вещей, необходимых для обычной мирной жизни, - тканей, обуви, утвари и много-много другого".

От зоркого глаза поэта не укрылась и такая трогательная деталь встречи ленинградцев с солдатами и офицерами дивизий, участвовавших в прорыве блокады: "И хотя многие-многие ленинградцы никого не ждали с этими дивизиями, и хотя не было среди ленинградцев ни одного, кто бы не утратил в этой войне близкого человека, - я никого не заметила в трауре или нарочито темных одеждах, - нет, все были в лучших своих светлых и пестрых платьях, и все - с цветами".

Советские текстильщики и модельеры даже в годы войны не только продолжали думать о насущных потребностях фронта, но и вели творческий поиск в области, как теперь принято говорить, "высокой моды". В 1942 - 1945 годах выходили в свет журналы мод, причем стотысячными (!) тиражами. Факт, поистине потрясающий воображение, но, повидимому, неизвестный даже некоторым специалистам в области истории моды, которые в статьях и монографиях привычно поругивают советский период нашей истории за недостаточное внимание к эстетике быта. На хрупких пожелтевших страницах тех журналов - "проекты костюмов, отвечающих требованиям военного времени", - из плотной хлопчатобумажной ткани. Это костюмы для групп самозащиты с такими смелыми по тем временам решениями, как юбки-брюки. Среди выходных нарядов выделяются платья и кофты "украинки" - по мотивам народной одежды, платье из шелка двух тонов, что, как пишут издатели, "заимствовано от старого русского сарафана" и отделано вышивкой, есть и платье из крепжоржета - "с рукавом типа русской рубахи". Платье из шерсти двух цветов "заимствовано от бессарабского народного костюма". Кому-то покажется удивительным, но советским женщинам предлагалось и несколько заграничных вечерних моделей одежды.

Знаменитый Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком мосту, позднее названный Домом моделей "Кузнецкий мост", был открыт в 1944 году. Он создавал коллекции одежды для швейных фабрик СССР, проводил обучение мастеров, методическую работу, здесь продавались готовые выкройки и проводились показы моделей. Именно стараниями ОДМО был выпущен тиражом в 10 тысяч экземпляров в победном 1945м "Журнал мод" - цветной, на хорошей плотной бумаге, увеличенного формата. Он был подписан к печати 7 июня 1945 года, но очевидно, что для выпуска такого издания швейникам было необходимо начать разработку моделей, когда еще "говорили пушки", а музам вроде бы предписывалось молчать. Журнал открывает редакционная статья, полная больших надежд на возрождение советской моды: "Журнал мод" должен воспитывать вкус к красивой одежде, культуре вещей и вместе с тем показывать способы наиболее экономного и рационального использования тканей, пряжи и мехов... Советские текстильщики, швейники, обувщики и трикотажники сделали очень много для разгрома подлого врага, посягнувшего на независимость нашей Родины: они одевали и обували любимую Красную Армию и вполне справились с этой задачей. Наступило время, когда им нужно будет в полной мере проявить свое искусство в обстановке мирной жизни, мирного труда... Красиво и изящно одевать и обувать советских людей - решить эту задачу будет помогать наш журнал". Самые лучшие, самые модные модели одежды были показаны в этом первом, победном выпуске "Журнала мод". Яркие, самобытные изделия по народным мотивам предлагали модельеры ордена Трудового Красного Знамени Косинской трикотажной фабрики, прославившейся в годы войны выполнением оборонных заказов. Отличилось и другое тогдашнее подмосковное предприятие - Загорская трикотажная фабрика имени Розы Люксембург.

Фабрики зарастают кустами

А теперь перенесемся в нынешнее время. В 90е годы минувшего века в России стали выходить русскоязычные версии журнала "Вог" и некоторых других западных гламурных изданий о моде. При том, что многие российские предприятия легкой промышленности, индустрии моды, успешно работавшие даже в годы войны, оказались на грани банкротства или просто перестали существовать...

По сообщениям в прессе, в 2002 году владельцем Дома моделей на Кузнецком мосту стала "Группа МДМ" - одна из ведущих российских финансово-промышленных групп... Большинство из 150 сотрудников Дома моделей было уволено, а спустя год здание выставили на продажу. В настоящее время там располагается самый большой магазин российской сети одежды премиум-класса "Подиум".

Косинская трикотажная фабрика - ныне "Косинская Мануфактура" - теперь именуется "большим имущественным комплексом". Основное направление деятельности - аренда офисов. Проблематична судьба трикотажной фабрики имени Розы Люксембург в Сергиевом Посаде (бывшем Загорске). Дедовский ткацкий комбинат в 90е годы был закрыт. В Иванове и подмосковных районах - Орехово-Зуевском, Раменском, Павлово-Посадском - разрушаются, зарастают кустами и березками знаменитые с царских времен фабрики. Пока удалось удержаться на плаву знаменитой "Трехгорке", хотя в период перехода к рыночной экономике и она вынуждена была сократить объемы производимой продукции и вроде бы готовится к переезду в Ярославскую область. А на ее месте предполагается, в частности, построить строительный комплекс. Словом, очень многое сделано "реформаторами" для того, чтобы, говоря словами героя одной советской кинокомедии, "завалить работу легонькой промышленности". Закрываются прославленные предприятия, опустевшие цеха превращаются в офисы, торговые центры, а то и просто в склады. Вчерашние ткачихи - передовики производства - были вынуждены "войти в рынок", таская на себе неподъемные клетчатые сумки с китайским, корейским, индийским ширпотребом - как правило, плохо сшитым гнилыми нитками, да еще и не качественно окрашенным. Показательно, что слово "челнок" из профессионального лексикона текстильщиков окончательно перекочевало в сленг мелких торгашей.

А ведь День работников легкой промышленности, введенный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях", пока числится в списке государственных праздников. Его обмечают во второе воскресенье июня. Но кому его теперь отмечать, какими успехами?



Ольга ЖУКОВА.