Черная туча над Таганрогским заливом

Есть на Азовском море небольшой уютный город Ейск. Еще недавно он считался промышленно-курортным центром: в нем были и заводы, и санатории, и дома отдыха, и порт...

В советские времена население Ейска летом обычно удваивалось. Это и понятно. Город, имея уникальные лечебные и оздоровительные факторы, славился как детский курорт, на его пляжах любили отдыхать северяне. А Азовское море в те годы было одним из самых рыбных мест в мире.

За годы "реформ" промышленность в Ейске, как и везде в России, захирела, многие предприятия приказали долго жить, собственно, поэтому роль курортной отрасли многократно выросла.

И вот после проведения референдума глава Краснодарского края издал постановления № 1098 от 06.12.06 г. и № 1136 от 10.12.07 г., в которых Ейску был определен статус курорта и он признан особо охраняемой природной территорией, располагающей всеми необходимыми для отдыха и культуры природными лечебными ресурсами.

Каково же было удивление и возмущение ейчан, когда они узнали, что компания ООО "Ейскпорт-Виста" планирует запустить в порту перегрузочный комплекс для перевалки дизельного топлива мощностью 3 миллиона тонн в год и что решение об этом принято на федеральном уровне.

Любому грамотному человеку ясно, что нефтетерминал представляет смертельную опасность не только для Таганрогского залива и Ейского лимана, но и для всего мелководного Азовского моря. Учитывая малый объем его водной массы, сложные ледовые условия в зимний период и другие факторы, авария даже небольшого танкера приведет здесь к экологической катастрофе с необратимыми последствиями. Ведь геоморфологические особенности центральной части Таганрогского залива настолько благоприятны, что здесь находят среду обитания представители практически всей фауны Азовского моря. Большое количество промысловых видов рыб, многие из которых занесены в Красную книгу России и Краснодарского края, заходят в эту часть моря для нагула.

Курорт находится под угрозой уничтожения. По мнению ученых, эксплуатация терминала сопряжена со значительными испарениями серы и дизельного топлива. А это чрезвычайно опасно для здоровья. Железная дорога, по которой ежедневно должны доставляться 177 цистерн с топливом, идет вдоль берега лимана через жилую зону города и находится в плохом состоянии. Последствия аварии железнодорожного состава могут оказаться даже похуже последствий от аварии танкера. Примитивная технология перегрузки дизтоплива, по данным Краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, приведет к ежегодному выбросу в окружающую среду почти 14,5 тонны загрязняющих веществ, что, в свою очередь, может вызвать "кислотные дожди".

Началась борьба жителей с ООО "Виста" за запрещение ввода в действие нефтетерминала. Авангардом борцов за сохранение моря и курорта стали ейские коммунисты. Фракция КПРФ в горсовете организовала соответствующие запросы и обращения в краевую администрацию и прокуратуру, Азово-Черноморскую природоохранную прокуратуру и другие органы. С помощью Ейского райкома КПРФ в конце прошлого года был организован массовый митинг против строительства нефтетерминала, на котором была единогласно принята резолюция, призывающая президента страны обеспечить конституционное право на безопасное проживание и остановить самоуправство толстосумов. Коммунисты предлагали администрации и Совету района провести референдум о судьбе нефтетерминала. Но, несмотря на то, что строительство терминала поначалу велось совершенно незаконно (он был построен без экологических и прочих экспертиз и многих обязательных согласований, которые были получены задним числом), все ходатайства были отклонены, и в конце 2010 года Ейское управление архитектуры и градостроительства выдало разрешение на ввод терминала в эксплуатацию. Более того, представители администрации не только не пришли на митинг, но и попытались его сорвать: листовки с объявлением об акции протеста срывались, кем-то были напечатаны другие листовки с ложным указанием места и времени его проведения, в последний момент место проведения было передвинуто на несколько сот метров. Ребят, распространявших приглашение на митинг и направлявшихся к месту его проведения, задержали, и только вмешательство депутата-коммуниста горсовета охладило пыл работников УВД. Предложение же о проведении референдума было отклонено администрацией города и "единороссовским" большинством в Совете муниципального образования.

Ни для кого не секрет, что такое положение дел объясняется мощной протекцией со стороны руководителя Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края (теперь - бывшего) В. Терсенова. Ведь гендиректором ООО "Ейскпорт-Виста" является его сын.

В декабре 2010 года избран новый глава Ейского района. В предвыборной программе он обещал добиться придания Ейску статуса федерального курорта. Вот только непонятно, как это можно совместить с превращением города в нефтеперевалочный транспортный узел.

И перевалка 3 миллионов тонн дизтоплива в год - это только начало. Уже заключено соглашение с компанией "Holt Global Limited" о вложении дополнительных средств в этот комплекс и расширении его мощностей. Другая компания - ООО "ТТДХ" неподалеку от комплекса "Ейскпорт-Виста" переоборудует еще в один терминал свой портовый комплекс, первоначально предназначавшийся для перевалки наливных пищевых грузов.

Так что же для нас важнее: нефтетерминал или уникальная природная зона? Впрочем, это кому как. Нефтебаронам больше по нраву, разумеется, первое: доходы растут, а отдыхают они, как правило, за границей. Поэтому немудрено, что и власть наша рьяно стоит на страже исключительно "прибыльных" интересов буржуазии. А вот на интересы простых людей, интересы страны в целом ей, увы, наплевать. Не пора ли отправить ее на отдых, то бишь в отставку, вполне ею заслуженную? Сделать это можно на предстоящих выборах - думских и президентских.


P.S. При проведении Народного референдума Ейским райкомом КПРФ в бюллетень для голосования включен вопрос: "Согласны ли Вы на работу нефтетерминала в порту Г. Ейска?"




Николай КУДРИН. Заслуженный изобретатель РСФСР, член КПРФ.