Нет лучшей страны, чем Россия!

В Третьяковской галерее на Крымском валу не убывают ежедневные очереди. Будь то зимняя стужа, гололедица или сосульки, падающие с крыш от внезапно наступившей оттепели, люди подолгу стоят за билетами, чтобы попасть на выставку Исаака Ильича Левитана. Она приурочена к 150-летию со дня рождения этого выдающегося пейзажиста.

МЕНЬШЕ чем за четверть века Левитан написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов. В экспозиции представлено порядка 300 живописных полотен, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков из 17 музеев России и частных коллекций Москвы, а также из собраний Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск) и Израильского музея (Иерусалим). Последний раз выставка такого масштаба проходила в Третьяковской галерее 50 лет назад. Поэтому понятен столь небывалый интерес к этой выставке: ведь выросли поколения людей, которые мало знакомы с разносторонним творчеством художника. И даже его знаменитую "Золотую осень" иным зрителям, особенно молодым, предстоит увидеть впервые. После кропотливых реставрационных работ она вновь предстала перед посетителями во всей своей красе.

У И. Левитана были гениальные учителя - В.Г. Перов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов. А.Н. Бенуа, определяя значение И. Левитана, писал о его знаменитой "Тихой обители": "Мало ли было написано и раньше монастырей при розовом утреннем или вечернем освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц? Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово и что отныне он должен быть одним из первых среди всех". Еще более эмоционально отношение к творчеству художника его современника Ф.А. Малявина, который даже убеждал И.Э. Грабаря бросить писать пейзажи, так как И. Левитан "все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать". Материал в экспозиции сгруппирован по разделам, соответствующим этапам и основным направлениям творчества художника.

В 1873 году двенадцатилетний Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он начал получать награды за "первые номера по художественным занятиям". Но счастью недолго было суждено светить в бедной неудачливой семье. Одна беда следовала за другой. Умерла мама. Вскоре от тифа скончался отец, на скудное жалованье которого перебивалась вся семья. В семнадцать лет молодой студент остался нищим один на улице. Началась долгая гряда скитаний, унижений, самой беспросветной нужды. Начинающего живописца исключают из училища за неуплату очередного взноса за занятия. Однако добрые люди, друзья-студенты собирают необходимую сумму и вносят деньги за обучение. Левитан возвращается к занятиям. Совет преподавателей училища постановляет освободить от платы за учение воспитанника Левитана как "оказавшего большие успехи в искусстве" и назначить ему небольшую стипендию. Упорство, вера и работа приносят свои плоды. Юного пейзажиста замечает сам Третьяков. На второй ученической выставке в 1879 году Левитан представил свою картину "Осенний день. Сокольники", где женская фигура на картине написана братом Антона Павловича Чехова - Николаем. Ее незаурядность отметили многие посетители. Она получила, пожалуй, высшую в то время из возможных для художника оценку - была приобретена П. М. Третьяковым, чутким любителем пейзажной живописи. Ему понравилась так задушевно написанная русская осень.

С тех пор Павел Михайлович внимательно следил за творчеством Левитана и, по словам М.В. Нестерова, редкий год не приобретал из вновь создаваемого им. Всего Третьяковым было куплено более 20 полотен художника, ставших основой лучшего музейного собрания произведений И. Левитана. Работы "Осень. Дорога в деревне", "Первая зелень. Май", "Саввинская слобода под Звенигородом", этюды, написанные во время путешествия в Крым в 1886 году, дают возможность увидеть уроки учителей И. Левитана - А.К. Саврасова и В.Д. Поленова - и понять, как шло утверждение самостоятельного пути живописца. Здесь же знаковые работы художника - "Березовая роща" и два варианта картины "Заросший пруд".

В 1887 - 1890 годах И. Левитан жил в Плесе и путешествовал по приволжским городам. Его талант заиграл новыми гранями. "Плес открыл Левитана..." - так говорили многие. Но и художник "открыл" никому не ведомый до него уголок России.

"Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил Левитан с Волги", - говорил Нестеров.

Лиризм левитановских работ завораживает. В них - чистота души, трепетная любовь к окружающей природе, которыми и в наше время светятся его картины. Живописное пространство художника настраивает еще раз проникнуться красотой России, напитаться ее жизненной силой, неиссякаемой духовной энергией.

Творчество И. Левитана первой половины 1890-х годов отличается разнообразием тем, мотивов, богатейшим арсеналом художественных средств. Один из центральных разделов выставки составляют общепризнанные шедевры мастера, монументальные полотна "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем". Художник словно вовлекает нас в свой драматический внутренний мир, наводит на философские размышления о величии нашей Родины, о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.

В разделе "Красота и радость природы. 1890-е" - полотна, составившие славу И. Левитана: "Золотая осень", "Тихая обитель", "Вечерний звон", а также наполненная жизнеутверждающим мироощущением картина "Март". Ее радостная солнечность подолгу не отпускает зрителей.

В центре экспозиции - монументальное полотно "Озеро", над которым художник работал последние два года жизни. Большой формат картины и обобщающий характер пейзажа, включающего в себя особенности среднерусского ландшафта, позволили ему создать собирательный образ Родины. Известно, что первоначально И. Левитан намеревался назвать эту работу "Русь".

Небольшой раздел выставки посвящен произведениям, написанным по впечатлениям от поездок по Европе в 90-е годы ХIХ столетия. За границу Левитан ездил несколько раз. Но стоило ему немного пожить в чужой стране - его тотчас же тянуло домой: "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист".

В последние годы жизни (1897 - 1900) поиск свежих художественных решений и проба сил в разных стилевых формах, с элементами модерна и символизма, проявились в полотнах "Тишина", "Сумерки. Стога", "Буря. Дождь", "Летний вечер".

Открытием выставки стали ранее неизвестные или выпавшие из поля зрения публики и специалистов произведения. Впервые широко демонстрируется графическое наследие И. Левитана - печатная графика (литография и офорт), карандашный рисунок, акварель. Наиболее эффектная и яркая составляющая этого раздела - пастель, крайне хрупкая часть коллекции работ художника, никогда не покидавшая стен Третьяковки. Она представлена в полном объеме и дополненалистами из Русского музея Санкт-Петербурга, Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля и частных собраний.

Экспозицию дополняют архивные материалы - письма И.И. Левитана П.М. Третьякову, В.Д. Поленову, В.М. Васнецову, И.С. Остроухову, а также фотографии. Сотрудниками галереи подготовлено издание, включающее все картины и этюды живописца из собрания Государственной Третьяковской галереи, и впервые в полном объеме - рисунки и акварели из ее коллекции, а также все известные на сегодняшний день пастели.



ТАТЬЯНА МОРОЗОВА.