Космическую мысль беспощадно уничтожают

2011 год объявлен Годом российской космонавтики, что связано с 50-летием полета первого человека в космос. Этим первым человеком был гражданин Союза Советских Социалистических Республик, член Коммунистической партии Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Юбилей, как мудро замечал В.И. Ленин, - это всегда повод для того, чтобы сосредоточить внимание на нерешенных задачах. Увы, мы с болью в душе вынуждены признать, что советскую космическую мысль, которой по праву гордилась наша социалистическая страна, последовательно, сознательно и беспощадно уничтожает нынешняя российская власть.

ВСЁ НАЧАЛОСЬ с апреля 1993 года, когда был обнародован стратегический план космического командования США до 2020 года с четко поставленной задачей: "Обеспечение США и их союзникам свободного доступа в космос и полномасштабных действий в нем, при воспрещении противнику решать подобные задачи". Очевидно, этим документом руководствовались не только американские ответственные лица, но и президент и правительство России.

Судите сами. После обнародования этой директивы США начался умышленный развал ракетно-космической отрасли России. Был упразднен единый государственный заказчик и хозяин космических средств в лице Военно-космических сил. Затем комиссия "Гор - Черномырдин" переориентировала систему "Интерспутник" с наших спутников "Горизонт", "Галс" и "Экспресс" на спутники LMI-1 американской фирмы "Локхид - Мартин". 30 декабря 2000 года глава правительства РФ М. Касьянов распорядился "завершить работы орбитального пилотируемого комплекса "Мир". Никакие доводы ученых, космонавтов, военных не убедили ни президента Путина, ни премьера Касьянова пересмотреть роковое для России решение. 22 марта 2001 года орбитальная станция "Мир" была уничтожена.

12 мая 2003 года на Байконуре рухнула крыша монтажноиспытательного корпуса, похоронив под собой остатки задела по ракетоносителю "Энергия" и первый успешно слетавший в космос "Буран". Что касается ожидавшего старта "Бурана-2", то он ныне представляет позорное, унизительное зрелище. Все, что можно было открутить, отломать, украсть, уже откручено, отломано, украдено.

Более того, НПО "Энергомаш", не имея государственного заказа, поставляет свои лучшие в мире ракетные двигатели РД-180 на американский ракетоноситель "Атлас". Сегодня на орбите остался 91 космический аппарат, при этом у 70 из них вышел гарантийный срок. В начале 2011 года попытка запустить три спутника системы "ГЛОНАСС" оказалась неудачной: ракета была запущена не по расчетной траектории полета, и спутники утонули в водах океана. А кто сегодня благодарно помнит дату 4 октября 1957 года, кто гордится триумфом нашего народа, его научной, экономической мощью? Кто вспомнит Королева и создателей знаменитой "семерки" (ракеты "Р-7"), ставшей первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой - основой нашего ядерного щита? "Семерка", кстати, могла доставить ядерный заряд в любую точку земного шара. По дальности, высоте и точности полета она не имела равных в мире. Это отрезвило американских и иных "ястребов", заставило их убрать с рабочих столов планы ядерного нападения на Советский Союз. Именно после запуска первого советского спутника президент Джон Кеннеди сказал с грустью: "Космос мы проиграли русским за школьной партой". В США провели тогда мощную выставку о школьной системе в СССР под названием "Откуда начинаются спутники?" Изучая наш опыт, американцы пытались, кроме методик и программ, постичь и то, что труднее всего перенять: систему отношений, методы воспитания, включенные в творческий образовательный процесс.

Не удалось. Может, именно поэтому серьезное творческое достижение отечественного образования сегодня напрочь выкорчевывается из школы России?

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ хотелось бы уделить противостоянию научных исследований в космической области между Советским Союзом и Соединенными Штатами.

Еще больший удар нанесен по российской науке. Когда теоретические разработки полетов в космос перешли в практическую плоскость, то безоговорочным фаворитом в космическом соревновании с самого начала считались США. Ведь если советской экономике Вторая мировая война нанесла гигантский ущерб, то американской, напротив, обеспечила заметный подъем. В 30 - 40-е годы XX века резко вырос научный потенциал США за счет иммиграции ученых, бежавших из Европы от фашизма и войны. Наконец, Соединенные Штаты получили в виде военного "трофея" пятьсот немецких ракетных специалистов во главе с Вернером фон Брауном.

Американцы не скрывали своего намерения первыми выйти в космос. Они заявляли о своих планах запуска спутника еще в 1948 году. Весной 1957 года Академия наук США объявила: "Первая искусственная Луна будет нашей". 1 октября 1957 года газета "Вашингтон пост" выразила уверенность, что "состояние американской ракетной техники, несомненно, на порядок выше советской". Но всего через несколько дней агентство "Ассошиэйтед Пресс" вынуждено было с иронией констатировать: "90% разговоров об искусственных спутниках Земли приходилось на долю США, 100% дела пришлось на долю России".

Запуск в СССР 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли никак нельзя назвать случайным успехом. Первый космический аппарат с живым существом на борту - собакой Лайкой - тоже был советским, как и первый корабль к другой планете, первый корабль с человеком на борту, первый многоместный корабль. Советский космонавт первым побывал в открытом космосе. Первая орбитальная станция тоже была советской...

ЧТО ЖЕ ПРЕДОПРЕДЕЛИЛО ПЕРВЕНСТВО

Советского Союза? Здесь сыграл роль целый комплекс факторов. Начать с того, что Коммунистическая партия, руководители страны хорошо понимали: будет сильная наука - будет сильная держава. Буквально с первых месяцев после Октябрьской революции Страна Советов уделяла максимально возможное внимание поддержке и развитию науки. В 1918 - 1919 годах в охваченной войной, голодающей стране было создано более трех десятков научно-исследовательских центров. Многие из них впоследствии заняли ведущие позиции в мировой науке: физико-технический и оптический институты, ЦАГИ, Нижегородская радиолаборатория, Институт рентгенологии, Институт прикладной ботаники и новых культур...

Нобелевский лауреат физик Жорес Иванович Алферов рассказывал: "В 1921 году А.Ф. Иоффе и еще несколько ученых выехали за границу для покупки научного оборудования. Денег не было, и они обратились к Ленину и Луначарскому. На это последовало распоряжение: выделить средства из золотого фонда страны. И это, когда в стране царили голод и разруха! В результате Физтех получил более сорока ящиков самых первоклассных приборов, и по своему оснащению наш институт встал в один ряд с ведущими мировыми центрами".

В предвоенные годы, когда само существование страны зависело от темпов экономического развития и роста военной мощи, средняя зарплата научных работников была почти на 40% выше, чем в промышленности. В 1945-м был пущен циклотрон, построенный в условиях войны всего за год. Сразу после военного времени государство выделило средства на сооружение новых корпусов МГУ и оснащение его лабораторий современным оборудованием. В соревновании научной мысли между СССР и США весьма важную роль сыграла советская система образования. По сравнению с западной она имела существенную особенность: образование не просто снабжало учеников неким "запасом знаний", а было нацелено на их развитие. Так, изучение математики строилось на выводах и доказательствах, а не на зазубривании "готовых" формул и положений. А это приучало детей логически мыслить. Советская школа прививала ученикам научный взгляд на мир.

При этом образование в СССР было подлинно общедоступным: способные молодые люди из глубинки могли учиться в лучших вузах страны. Для того, чтобы молодежь из рабоче-крестьянской среды могла получать полноценное высшее образование, в Советском Союзе была создана эффективная система довузовской подготовки. Уже в 1919 году в стране открылись первые рабфаки, о которых А.С. Макаренко писал: "Это было яркое утверждение человеческих прав на знание... Это было знамя освобождения рабочей молодежи от темноты и невежества". Благодаря заботе Советской власти о развитии творческой молодежи страна получила целое созвездие выдающихся ученых. Если говорить непосредственно о космонавтике, вот примеры: один из ближайших помощников С.П.

Королева - В.П. Мишин, ставший затем Главным конструктором, начинал с фабрично-заводского училища; конструктор В. Жаворонков - с ремесленного училища; конструктор В. Уткин, ставший потом президентом Академии космонавтики, - с сельской семилетки...

Важным фактором в советской системе образования было и то, что Коммунистическая партия стремилась утвердить в сознании советских людей гуманистическую систему ценностей и ориентиров бытия. В ее основе лежали приоритет духовности, общественных интересов, бескорыстие, пренебрежение погоней за материальными благами, готовность к личным жертвам ради интересов страны и народа. В этой системе ценностей и труд обретал одухотворенность: из средства зарабатывания денег он становился способом реализации человеком своего творческого потенциала, своего служения стране и народу. А труд, освященный духовным смыслом, гораздо продуктивнее работы сугубо ради денег.

Одухотворенное отношение к труду в полной мере реализовалось при прокладывании дороги в космос. "Разве за деньги люди могут работать с той истовостью и энтузиазмом, с какими работают в нашем космическом центре?" - говорил космонавт-2 Герман Титов.

Примером такой истовости стало создание космодрома "Байконур" за фантастически короткие сроки. Зимой 1955 года буквально на пустом месте было начато строительство "полигона №5". Всего через 844 дня стартовый комплекс с его сложнейшим оснащением был сдан в эксплуатацию. (Для сравнения: нынешние же руководители России не способны на достойном уровне организовать во Владивостоке, на острове Русском, строительство сооружений для одноразового проведения форума АТЭС в 2012 году). Автор одной из статей о космонавтике писал, что зарубежные специалисты были поражены едва ли не больше, чем достижениями советских ученых, тем, в каких спартанских условиях они жили во время первых испытаний на полигоне Капустин Яр и позже, в Тюратаме (так называлось место, где строили Байконур): в вагонах поезда, без всяких удобств. Причем идея спецпоездов принадлежала самому Королеву и была поддержана его сотрудниками, для которых дело было важнее утепленного ватерклозета.

БЕССПОРНА ПРАВОТА слов академика В.П. Мишина: прорыв Советского Союза в космос был "закономерным результатом всего предшествующего развития". Менее чем за 40 лет наш народ под руководством Коммунистической партии провел страну от "России во мгле" (такой ее увидел в 1920 году английский писатель Герберт Уэллс) до первой космической державы. И важную роль в этом достижении сыграла советская система образования, которую сегодня руководители капиталистической России стараются уничтожить внедрением стандартов Болонского процесса. Только клиническому идиоту или патологическому антикоммунисту советский период развития космонавтики может привидеться "черной дырой в отечественной истории"



Владимир ЕМБУЛАЕВ. г. Владивосток.