Великий мастер не удостоился музея

Среди выдающихся художников прошлого века, определивших вектор развития русского реалистического искусства, почетное место принадлежит народному художнику СССР, академику Аркадию Александровичу Пластову (1893 - 1972 гг.). Выставка его произведений открылась в залах Школы Сергея Андрияки.

НА ВЕРНИСАЖЕ собралось множество художников, искусствоведов, поклонников и ценителей творчества великолепного мастера. Он работал практически во всех видах изобразительного искусства - живописи, графике, плакате, скульптуре, книжной иллюстрации. В экспозиции представлено более ста живописных и графических произведений, относящихся к разным периодам творчества. Многие экспонируются впервые после 1976 года. Это редкие ранние работы 20-х годов прошлого столетия, эскизы и подготовительный материал к известным станковым картинам, крестьянская портретная галерея в карандаше и сангине, рисунки и гуаши с изображением животных, оригиналы акварелей для детских книг, серии иллюстраций к произведениям Н.А. Некрасова ("Мороз, Красный нос") и А.С. Пушкина ("Капитанская дочка").

Пластов - художник с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Его картины не спутаешь с работами других авторов. Искусствоведы отмечают, что полотнам присуще именно пластовское видение и отношение к природе и жизни, они отличаются яркой насыщенностью цвета, простотой, а иногда вроде бы и случайностью композиции. Главное их достоинство - в искренности, поэтическом отношении художника к тому, что он изображает, в жизненной достоверности созданных им образов.

Будущий живописец родился и вырос в крестьянской семье в селе Прислониха Симбирской губернии (Ульяновская область). Он мог бы сказать о себе есенинскими строчками: "Родился я с песнями в травном одеяле, зори меня вешние в радугу свивали". Познание с раннего детства изумительной природы, проникновенное, по-крестьянски мудрое и поэтическое ее восприятие сформировали душу деревенского мальчонки. К тому же Пластовы не только крестьянствовали - в семье любили искусство, знали в нем толк. Дед и отец Аркадия были иконописцами, и у мальчика рано зародилась любовь к рисованию. В 1903 году он поступил в Симбирское духовное училище, а затем - в Симбирскую духовную семинарию. Здесь под руководством преподавателя рисования Д.И. Архангельского юноша впервые приобщился к искусству, познакомился с репродукциями русских и западноевропейских художников. Живопись все больше и больше влекла Пластова: хотелось показать жизнь деревни, в которой он вырос. Становление Пластова-художника состоялось в годы учебы в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912 - 1914), а затем на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914 - 1917), где его наставниками были С.М. Волнухин, А.М. Васнецов, А.С. Степанов, Л.О. Пастернак.

В 1917 году А.А. Пластов вернулся в родное село и включился в активную общественную жизнь. Его избрали секретарем сельсовета, затем - секретарем комбеда. Пластов занимался и непосредственно крестьянским трудом: пахал, косил, сеял, молотил, то есть делал все, что необходимо было "маломощному середняку", каким он числился в те годы. В свободное время он рисовал, писал этюды, готовил живописный документальный материал к картинам. Уже будучи признанным мастером, Пластов продолжал жить и работать среди своих земляков, никогда не изменяя раз и навсегда избранной теме. Его не случайно называют великим художником крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов и навсегда останется такой, какой художник ее изобразил. Наибольшую известность получили полотна "Колхозный праздник" (1938), "Купание коней" (1938), "Фашист пролетел" (1942), "Сенокос" (1945), "Первый снег" (1946), "Ужин трактористов" (1951), "Весна" (1954). Главная героиня последней картины даже была названа северной Венерой.

Когда оказываешься в творческом пространстве этого змечательного художника, то получаешь такой мощный импульс радости бытия, созидательного крестьянского труда, слаженности здоровой деревенской жизни, мощной энергии любви к Родине, что всей душой веришь: наша Россия обязательно вернется к своим истокам, красивые, сильные люди, такие, как на полотнах художника, будут преобразовывать ее.

Но вот досада: много лет ставится вопрос о создании в Москве музея Аркадия Пластова, однако все тщетно. Выставки художника проходят, как правило, в небольших галереях и залах. Большинство ценителей настоящего искусства лишены возможности приобщиться к его наследию, которое составляет более десяти тысяч работ. Молодежи имя Аркадия Пластова, как и многих других известных деятелей советского искусства, мало о чем говорит. А забвение, как известно, хуже смерти.



ТАТЬЯНА МОРОЗОВА.