За аварии спросят с горняков

Условия безопасности труда горняков были в центре внимания депутатов Государственной думы, принявшей 8 апреля в первом чтении поправки в Трудовой кодекс. Неумолимая статистика, безусловно, не может не будоражить депутатскую совесть: за последние десять лет на шахтах Кузбасса произошло более полутора тысяч аварий, число пострадавших превысило 1150 человек, из них более пятисот погибли. Приближается и трагическая дата - годовщина аварии на шахте "Распадская", которая унесла жизни 91 человека, тела тринадцати из них до сих пор не обнаружены.

НАПОМНИМ, что в соответствии с выводами экспертов Ростехнадзора причинами взрывов на шахте "Распадская", происшедших 8 - 9 мая 2010 года, стали нарушение пылевого режима шахты, недостаточный контроль со стороны работников шахты за признаками самонагревания угля, неисполнение предусмотренных проектами профилактических мероприятий по предотвращению эндогенного нагревания угля, а также неустойчивость электроснабжения шахты.

При этом среди лиц, названных причастными к несчастному случаю, лишь два из 24 человек - представители высшего менеджмента: проектировщик шахты, бывший ее генеральный директор Игорь Волков и его заместитель. Главными же виновниками оказались работники низшего звена - механики и начальники участков и смены.

Рассмотренный законопроект все в этой же логике поиска "стрелочника" еще ниже опустил метку ответственности - теперь за безопасность на шахте спрос в первую очередь с самих горняков. Главной причиной аварий априори признается "человеческий фактор": несоблюдение трудовой дисциплины, нарушение шахтерами техники безопасности, отклонения от технологических регламентов производственных процессов. Минимизировать потенциальные угрозы можно, по мнению авторов законопроекта, профотбором и профподготовкой работников. Спору нет, профессионализм - вещь нужная хоть для министра, хоть для забойщика. Вот только, сказав "а", разработчики документа не решились произнести "б". А ведь профессиональная подготовка шахтеров должна бы быть заботой работодателя.

А вот еще один законодательный "предохранитель". Предлагается проводить медосмотр не только перед началом смены, но и, по решению работодателя, в течение всей смены. Однако не оговаривается, кто и где будет осматривать горняков. Не приведет ли это к самоуправству? - выразила опасение Нина Останина. Другие статьи законопроекта и вовсе унизительны для шахтеров, отметила она. В случае обнаружения у работника пронесенных им на подземный участок выработки алкогольных напитков или наркотических веществ, курительных принадлежностей или электронных устройств, он должен быть отстранен от работы в подземных условиях. Причинами отстранения от работы могут стать и неинформирование руководителя о нарушении правил безопасности другими лицами, неисполнение приказов начальства и т.д. При этом работодатель вправе перевести работника на другую, в том числе и низкооплачиваемую, работу, что является нарушением Конвенции МОТ, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конституции РФ да и самого Трудового кодекса, который думцы взялись отредактировать. - Мы предлагаем определить в законопроекте обязанности собственника по обеспечению безопасности труда, - подчеркнула в своем выступлении от имени фракции КПРФ Нина Останина. - Стратегия развития России до 2020 года предусматривает существенное увеличение добычи угля, что уже привело к интенсификации труда в этой отрасли, но процессы обеспечения безопасности взятый темп не выдерживают. Другой аспект проблемы - социальные и материальные условия работы шахтеров. Было бы правильным установить продолжительность рабочего дня на подземных работах 30 часов в неделю, дополнительный отпуск 24 календарных дня, продумать систему повышения тарифных ставок, должностных окладов. Только в этом случае можно будет говорить о комплексном подходе в решении вопросов охраны труда.

Вот такие разные законодательные решения проблемы предлагают представители Кемеровской области - коммунист Н. Останина и "единороссы", авторы законопроекта - члены Совета Федерации С. Орлова, С. Шатиров, а также депутаты Госдумы А. Фокин, В. Гридин, Ю. Кауфман.

Совпали позиции всех фракций в вопросе ратификации протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года. Для снятия административных барьеров на территории Таможенного союза и увеличения товарооборота при одновременном выполнении Россией, Белоруссией и Казахстаном международных обязательств в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения будет введен единственный документ, подтверждающий безопасность продукции, - свидетельство о государственной регистрации производства пищевой продукции. Между тем Владимир Кашин отметил, что в самой России санитарно-эпидемиологическая обстановка, зависящая как от экологических причин, так и от сугубо управленческих, далеко не удовлетворительная. Ежегодно, по данным РАМН, от неблагоприятной экологии погибают 350 тысяч человек. Нарушение правил переработки молочной и мясной продукции заставило вспомнить о "пещерных" желудочно-кишечных заболеваниях. Поэтому первоочередной задачей является восстановление системы государственного контроля в этой области.

В "часе заявлений" от фракции КПРФ также выступила Нина Останина. Она обратилась к внесенному правительством в конце марта в Госдуму проекту закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" (Гаагская конвенция 1980 года). Текст этой конвенции МИД РФ еще в 2008 году подверг критике, но почему-то спустя три года кто-то снова инициирует присоединение России к этому опасному международному пакту, заметила депутат. По итогам прошлогодней переписи население России сократилось на 2,2 миллиона человек. 60 тысяч маленьких граждан России вывезли за рубеж под видом иностранного усыновления. С присоединением к данной конвенции, подчеркнула Н. Останина, откроется еще один канал вывоза российских детей. В конвенции есть статья 13, где говорится, что, если на родине материально бытовые условия проживания ребенка, находящегося под опекой или попечительством как физического лица, так и учреждений, хуже, чем в стране, куда он вывезен, судебные или административные инстанции запрашиваемого государства не обязаны отдавать распоряжение о возвращении ребенка. В этой же статье говорится о том, что основанием для невозвращения ребенка на родину может служить угроза его физическому или психологическому здоровью. А в статье 20 конвенции содержится еще одно основание удерживать ребенка за границей - несоблюдение в стране его проживания гражданских прав и свобод. Нина Останина обратилась к "партии власти" с призывом выставить законопроект на всенародное обсуждение. Не отбирать надо детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а помочь им, заявила она, помочь с жильем, с финансированием образования и лечения. Соответствующие законопроекты фракция КПРФ давно подготовила. Разве у государства нет для этого возможности? Есть, тем более что за счет нефтяных доходов бюджет в этом году дополнительно получит более одного триллиона рублей. Отдать эти деньги семьям с детьми - в наших полномочиях, заметила депутат-коммунист. Только вот полномочия парламентариев то и дело проваливаются в пустоту политической воли думского большинства.



ТАТЬЯНА ОФИЦЕРОВА