Старая пластинка президента

КУЛЬТУРКИ у нашего президента, смело скажем, на миллион. А может, и с гаком. Вот взял Дмитрий Анатольевич и пригласил на днях в свою резиденцию музыкантов из британской рок-группы "Дип Перпл" показать, значит, эту свою культурку. А там, в покоях главы государства, магнитофоны и проигрыватели стоят жуть какие фирменные, акустические колонки тоже по цене "Мерседеса", а то и двух, и сам он в этом натюрморте не дурак.

Чай, значит, на столе дымится, бублики румяные, какие-то верченые кренделя... По всему видно, к разговору глава государства подготовился серьезно. Любит он обличать вприкуску.

"Когда я начинал слушать "Дип Перпл", честно говоря, не мог себе представить, что когда-нибудь мы будем сидеть за таким столом, - романтично начал Дмитрий Анатольевич и тут же обрушил на передовиков тяжелого рока прямотаки триллер тягостных воспоминаний тридцатилетней давности. - У нас тогда была достаточно жесткая такая система. Я в школе вел дискотеку... Но это была необычная дискотека, потому что в качестве профилирующей музыки там был хард-рок. И я приносил на утверждение в комитет комсомола список музыкантов, которые будут звучать на дискотеке".

Брал, значит, вас, ребята, на карандаш и всех - в комитет. А что же там отвечали на такое усердие комсомольца Медведева? Не иначе как подбадривали: дескать, молодец, Дима, рок - это здорово и прогрессивно, это по-нашему! Какая уж тут "жесткая система", когда запросто можно было сходить на такую вот школьную рок-дискотеку и потрясти кудрями? Тогда о чем вы, Дмитрий Анатольевич? Вот в Ливерпуле в отличие от Ленинграда времен президентской юности системка и впрямь была - сущий баобаб. Лидер группы "Битлз" Джон Леннон в документальном фильме "Великая четверка" по этому поводу рассказывал: "В колледже, где я учился, рок-н-ролл слушать было запрещено. Поэтому нам приходилось обманывать. Мы говорили, что ставим на проигрыватель блюзы, а слушали рок". Смотрите, каков враль, как ловко водил за нос смотрителей буржуазной нравственности и культуры! А вы, честнейший Дмитрий Анатольевич, кому в жилетку-то плакаться решили? Зачем?

Ведь любой президент Родиной гордиться просто обязан. Хотя бы при гостях.А тут?!

Я бы тоже мог им доложить, как в семидесятых на школьных вечерах у нас безо всяких списков и комитетских отмашек вместе с советскими песнями неизменно звучала не только музыка "Дип Перпл", но и произведения их знаменитых коллег по рок-н-роллу из "Битлз", "Роллинг Стоунз" и т.д. Причем не в исполнении, извиняюсь, магнитофона, а самих учеников, неплохо освоивших гитару, клавишные и барабаны. Не иметь своего рок-ансамбля (их тогда часто называли ВИА) в любой городской школе, на любом заводе было как минимум моветон, и в том же комитете комсомола запросто могли поднять вопрос, мол, куда смотрит культмассовый сектор. Да что там, когда в брежневские времена пластинки тех же "Битлз" и "Роллинг Стоунз" из Великобритании, "Криденс" из США, западногерманского оркестра под управлением Джеймса Ласта, на одной из которых была и композиция "Дип Перпл", продавались в музыкальных киосках по всей стране, а в главной политической передаче Центрального телевидения Советского Союза "Международная панорама", которую вели обозреватели газет - самой партийной "Правды" и самых советских "Известий", в качестве постоянных музыкальных заставок звучали композиции американской рок-группы "Венчез" и британской "Пинк Флойд". Сюжеты о лучших рок-музыкантах Запада там тоже были не раз. Классика рока смело звучала по всему Советскому Союзу и в эфире передачи популярнейшего "Маяка", которая очень "рекомендательно" называлась: "Запишите на ваши магнитофоны". О ней вовсю писала советская молодежная пресса и профессиональные музыкальные издания тоже.

Однако "Дип Перпл" в те годы вниманием особо не баловали, уколет кто-нибудь из соратников президента по музыкальным пристрастиям, а это, дескать, сохрани и помилуй, какой крутой рок! Крутой-то он, без вопросов, да еще основательно мастеровитый и резвый - как раз для встряски начинающих обывателей. Но есть еще и настоящий, омытый родниками мировых национальных культур, который и есть искусство. Он-то и был представлен на советском музыкальном прилавке лучшими своими образцами. А их, разумеется, всегда не хватает.

Помню, в советские годы выступала в Москве на арене спорткомплекса "Олимпийский" знаменитая британская рок-группа "Пинк Флойд". Зрелище продемонстрировала выдающееся, музыку - грандиозную! Разумеется, и билетов месяца за два было не достать. Сейчас, кстати, приезжает к нам на гастроли основатель этого коллектива и автор лучших его композиций Роджер Уотерс. Через две недели он даст единственный концерт в том же "Олимпийском". А с билетами и по сей день - без проблем. В чем дело?

А сколько стоил билет на тот же "Пинк Флойд" в советское время? Я его покупал за 9 рублей. Спору нет, дороговато, но в порыве к искусству спокойно можно было осилить каждому. Так за какие деньги зазвучат эти же произведения теперь? Тысяч за 10 - 12 рублей, и то если брать места поскромнее. Правда, за 3 тысячи вам могут предложить, но разве что постоять в сторонке. А много у нас культурных людей с такими средствами, которые требует наш концертный бизнес, чтобы открылась дверь для соприкосновения с музами? То-то! Вот она жесткость нынешней системы, непробиваемой стеной отсекающая простых людей от возможности духовного и эстетического развития. Культурно просвещенный народ непокорен.

За последние два десятилетия массовое вторжение в музыкальную жизнь страны халтурной попсы, цветастого кича покорежило общественные вкусы, опалило понятия о прекрасном, вымело из большого телерадиоэфира отечественную симфоническую и народную музыку. Что слышно сейчас о срывавшем в советские годы по всей стране овации челябинском ансамбле "Ариэль", прославившемся прежде всего рок-обработками русских народных песен? Пожалуй, ничего. А вот Владимиру Мулявину - классику фолькрока, основателю белорусского ансамбля "Песняры", участники которого и поныне с успехом творят и выступают, в 2006 году поставили в Минске памятник. И средства на его сооружение поступили из фонда президента Белоруссии. Только в одном этом факте виден настоящий государственный подход к сбережению и развитию культурного наследия нации. Чем ответил российский президент? В этот раз он "соорудил" на память своему сынуле-подростку урок игры на гитаре от самих музыкантов "Дип Перпл". Что ж, хороша забота о культурном наследии...

Все для богатых, все для их услады! - таков эпиграф "кодекса чести" нынешних кремлевских заправил, истово продвигающих политику шквального космополитизма, разбивающего высокие берега нашего национального самосознания.

...И что с того, что культурки у Дмитрия Анатольевича на миллион? Послушаешь его, посмотришь на дела, в стране творимые, и кажется, что ему все одно ее не хватает. Если брать по большому президентскому счету.



Александр ОФИЦЕРОВ.