Интриги и коварство: двести лет спустя

"Школа злословия" - новый спектакль МХАТ имени М. Горького

ПРЕМЬЕРУ "Школы злословия" - знаменитой пьесы англо-ирландского драматурга Ричарда Бринсли Шеридана - можно по праву назвать одним из главных событий 113-го сезона МХАТ имени М. Горького. Искрометная комедия, более двухсот лет не сходящая с подмостков ведущих театров мира, заиграла новыми красками в постановке заслуженного деятеля искусств России Владимира Бейлиса. Талантливая работа актерско-режиссерского ансамбля доказала, что классическое произведение о нравах английских аристократов XVIII столетия весьма актуально и в век компьютерных технологий и мобильной связи: ведь герой любого времени, если он мало-мальски приличный человек, не застрахован от козней завистников, клеветы и сплетен. А злые языки, как известно, страшнее пистолета.

Творение Шеридана, принадлежащее к ярким образцам социальной сатиры, уже не в первый раз привлекает МХАТ. Поклонникам театрального искусства, конечно же, хорошо знакома ставшая классической постановка 1940 года, в которой блистали прославленные мхатовцы XX века Ольга Андровская, Михаил Яншин, Анатолий Кторов, Павел Массальский. Чего стоила одна только музыкальная миниатюра "Голубок и горлица" - сцена очередного примирения леди Тизл и сэра Питера под аккомпанемент арфы и флейты, ставшая своего рода фирменным знаком пьесы! Поэтому новое прочтение "Школы злословия" было неизбежно обречено на сравнение с тем выдающимся спектаклем.

Однако ведущие мхатовцы XXI столетия - Елена Коробейникова, Сергей Габриэлян, Михаил Кабанов, Александр Титоренко и Андрей Чубченко - достойно справились с трудной задачей и блестяще осовременили комедию, придав новые штрихи образам ветреной кокетки леди Тизл и вечно брюзжащего сэра Питера, братьев Сэрфесов - надменно-лицемерному ханже Джозефу и разбитному гуляке-моту Чарльзу. Не обошлось и без исторического музыкального фрагмента "Голубок и горлица". Обратившись к Шеридану, актеры вновь попытались ответить на извечные вопросы морали, стараясь понять, стоит ли жертвовать подлинными чувствами и уважением к себе во имя сохранения репутации, как не сломаться под натиском коварных интриг, лицемерной лести и ядовитого злословия светского общества.

Неповторимую прелесть сценическому действу, как, впрочем, и всем постановкам МХАТ под руководством Татьяны Дорониной, придают изумительные декорации, выполненные для этого спектакля народным художником СССР Валерием Левенталем. Зрителей завораживают как живописные виды английской городской усадьбы XVIII века, так и изящные интерьеры аристократического особняка в стиле классицизма. Никого не оставят равнодушными и изысканно-роскошные туалеты главных действующих лиц.

"Школа злословия" 2011 года бесспорно войдет в золотой фонд МХАТ имени М. Горького как одна из самых красивых и праздничных постановок.



ЕЛЕНА МОРОЗОВА.