Романтик Революции Александр Лабас

Настрой на радостное, мажорное восприятие жизни, восторг пробуждающегося мира - таково наполнение картин художника Александра Аркадьевича Лабаса (1900 - 1983 гг.) - одного из самых значительных и ярких художников советской эпохи, романтика индустриального прогресса и технических новшеств.

ВЫСТАВКА "Александр Лабас. На скорости ХХ века" открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу. В экспозицию включено около 150 произведений живописи и графики из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Театрального музея им. А.А. Бахрушина и из коллекции наследницы художника О. Бескиной-Лабас. Выставка приурочена к 110-летию со дня рождения Александра Лабаса.

Организаторы экспозиции сделали акцент на характерной для художника теме скорости, полета, движения в пространстве. Даже названия работ свидетельствуют, как энергично, всей душой воспринял молодой художник бурные, созидательные преобразования, начавшиеся в Стране Советов после Великой Октябрьской социалистической революции: "В кабине аэроплана", "Дирижабль над городом", "Катер с новыми пассажирами", "Метрострой", "Скорая помощь", "Первый паровоз на Турксибе". Акварельно-прозрачная живопись А. Лабаса создает ощущение высоты, динамики движения. Самые выразительные, ставшие знаковыми произведения такого рода относятся к 20 - 30-м годам - наиболее плодотворному периоду творчества художника.

Раздел выставки "Романтика Революции" объединил такие полные экспрессии работы, как "Октябрь в Петрограде" и серия "Октябрь", созданная во второй половине 20-х - начале 30-х годов. В разделе "Путешествия" ритм современного города запечатлен А. Лабасом в многочисленных графических сериях: "Сочи" (1924), "Северный Кавказ" (1928), "Ташкент" (1942 - 1945). Внутренним напряжением и тревогой наполнены графические листы, входящие в раздел "Москва и Подмосковье в дни войны". Картины цикла "Города будущего" предвосхищают ожидаемый прогресс человечества.

А. Лабас много работал не только как живописец и график, но и как театральный художник, монументалист, скульптор. С 30-х годов он выполнял заказы по монументально-декоративному оформлению государственных выставок. Одна из наиболее выразительных работ, признанная современниками символом нового искусства, - четырехметровая скульптура "Электрическая Венера", изготовленная из дерева, стекла и металла для павильона электрификации и механизации Сельскохозяйственной выставки в Белоруссии (Минск, 1930), была утрачена. Однако специально к нынешней выставке ее удалось реконструировать по нескольким сохранившимся фотографиям и наброскам.

Впервые широко представлены театральные эскизы А. Лабаса, в том числе связанные с темой воздухоплавания (к спектаклю "Армия мира" Театра им. М.Н. Ермоловой, 1932 - 1933 гг.). В разделе "Мастерская" можно увидеть личные вещи художника, его палитры, документы, фотографии, рабочие тетради с зарисовками времен ученичества в Строгановском художественно-промышленном училище, когда начинающий художник перенимал мастерство у живописцев-новаторов И. Машкова, П. Кончаловского, В. Кандинского, К. Малевича, А. Лентулова, Д. Штеренберга. А в 1925 - 1929 годах он уже сам преподавал живопись на графическом и текстильном факультетах. Художник создал острый и самобытный живописный язык, свободную, эскизную манеру письма.

Обогащают экспозицию, воссоздавая атмосферу всеобщего увлечения техническим прогрессом в первые послереволюционные десятилетия, фильм-хроника о новинках транспорта и авиации в СССР 20 - 30-х годов и экспонаты, полученные из Политехнического музея Москвы. Издан иллюстрированный каталог.



ТАТЬЯНА МОРОЗОВА.