Будущее русского языка - это судьба России

Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук Всеволод ТРОИЦКИЙ в диалоге с обозревателем "Правды" Виктором КОЖЕМЯКО

На страницах "Правды" уже рассказывалось, что депутаты фракции КПРФ в Государственной думе выступили с законодательной инициативой об учреждении 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, памятной даты - Дня русского языка.

Согласно Конституции Российской Федерации, русский язык является государственным на всей территории нашей страны. Но в каком состоянии находится он сегодня? Каковы его перспективы? Участники "круглого стола", проведенного фракцией КПРФ в Госдуме под девизом "Славим живое русское слово!", не просто поставили множество острых вопросов - они били тревогу. И если кратко обобщить смысл большинства выступлений, то можно сказать так: над русским языком нависла и продолжает все более сгущаться серьезнейшая угроза. Об этом - публикуемая беседа с одним из самых авторитетных специалистов по отечественной словесности.

В чем основная причина тревоги

- Всеволод Юрьевич, я с большим интересом и волнением слушал вашу речь на "круглом столе" в Госдуме. Мне понятна острая тревога, звучавшая и у вас, и в других выступлениях. Однако я думаю, что далеко не все в Отечестве нашем хоть в какой-то мере осознали, чем вызвана такая озабоченность проблемами русского языка. Не раз, когда заходил разговор об этом, мне доводилось слышать: "А чего, собственно, волноваться?"

- Такое отношение возникает, как правило, от недостаточного знания предмета. Родной язык - привычен. Привычное часто воспринимается как известное и очевидное. Позволю себе задержать вашу мысль на очевидном: без слов невозможно понять ни одной вещи. Для понимания вещь должна стать словом. Только владея им, можно познавать и творить.

- Вы говорите о значении языка. На бытовом-то уровне значение это вроде бы для всех ясно: без языка невозможно общаться.

- Слово - не только орудие общения. Напомню, это также хранилище умственного, чувственного, духовно-нравственного и практического опыта. А еще - среда обитания и основной способ духовного бытия; главный инструмент освоения окружающего мира; школа мысли и основное средство получения знаний; памятник культуры. В высшем проявлении - это духовное достояние и святыня народа, к тому же - форма духовной энергии, проявляющейся зачастую непредвиденно и неожиданно...

- Вот обо всем этом в повседневной жизни люди, как правило, не задумываются.

- К сожалению. А ведь слово, то есть язык, и словесность в целом образуют основу для формирования понимания мира и для становления личности человека. Они также лежат в основе устроения образования, науки, культуры. По существу - всей жизни нации! Степень владения языком прямо пропорциональна уровню образованности, а в конечном счете - успехам науки и состоянию культуры. Поэтому языковой уровень носителей языка - это в целом вопрос стратегический и политический.

Слово - невидимый корень жизнеспособности нации. Состояние речи - это состояние мысли. Состояние мысли - это состояние сознания. Состояние сознания - это предпосылка поступков. Поступки - это сущность поведения людей.

Сущность поведения людей - это судьба народа.

- Вы считаете, что судьба народа, а значит, и судьба страны зависит от состояния языка?

- Несомненно. Для жизнеспособности независимого государства необходим культурообеспечивающий уровень владения языком его граждан.

Между тем у нас за последние двадцать лет этот уровень катастрофически упал. В этом основная причина столь большой озабоченности всех, кому по-настоящему дорог не только русский язык - кому дорога Россия и кто истинно болеет за ее будущее.

Да, речь идет о жизнеспособности народа и государства

- Культурообеспечивающий уровень владения языком... А чем он обеспечивается?

- Прежде всего - умением разуметь слово. А этого невозможно достичь без знания образцовых, то есть классических, текстов. В них предметное и определяемое контекстом значение слова найдено с максимальной точностью. Это требует усилий. Ведь наш язык необыкновенно богат. Величие русского слова - в удивительной многогранности отражения мира.

Один пример. В русском языке есть однокоренные синонимические слова: девочка, девушка, девка, дивчина, дева, девчонка, девчурка, девчушка, девчулечка, девчушечка, девчонушка, девонька, девица, деваха, девулечка... Все это - слова разные, "поймавшие" тот или иной оттенок предмета. А в английском одно слово - girl.

- Не принижаете ли вы язык Шекспира и Байрона?

- Нисколько. Но и русский язык никто не вправе принижать. У каждого языка свои достоинства и свой опыт в освоении мира и человека. Но нам надо прежде всего знать, ценить, беречь достоинства родного слова!

Повторю: познание русского литературного языка возможно лишь через овладение наследием русской классической литературы. Незнание или плохое знание словесности - небезобидно. Более того, ущербно! Как для отдельного человека, так и для нации в целом.

Сегодня руководители сферы образования в нашей стране вожделенно смотрят на Запад, вовсю внедряя "западные методы". Я и сошлюсь (для них) на американского специалиста. Полстолетия назад верховный советник по делам образования США Морис Стерлинг писал:

"Сила нации заложена в ее искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в ее физике и электронике. Тот, кто полагает, что великая поэзия или знание классической литературы не являются существенными не только для качества, но и для жизнеспособности нации и ее культуры, пренебрегает уроками прошлого".

- Ну вот, разумный американец связывает знание классической литературы с главнейшим, фундаментальным - с жизнеспособностью нации. А что происходит сегодня у нас? Каково положение русского языка в России? - Сегодня большая часть молодежи (в том числе учащейся) уже не владеет русским языком на культурообеспечивающем уровне. По степени владения родным языком массовая школа (о "показушных" мероприятиях не говорю) стала в целом школой колониального уровня. Катастрофически упал интерес к чтению, типичным явлением становится незнание русской истории, равнодушное отношение к жизненно важным духовным проблемам. Заметно снизился уровень духовных запросов и духовной жизни значительной части молодежи.

Против русской словесности, литературы, мировое значение которой признано человечеством, против литературы, которая не только арсенал памяти великого русского слова, но и отражение духовно-исторического движения нации, средоточие в миру наших духовных святынь, национальных идеалов, без которых немыслимы самосознание, самостоятельность и подлинная свобода человека, идет настоящая необъявленная война "реформаторов".

Молодежь утрачивает связь с великим духовным наследием своего народа, отчуждается от истинной культуры, лишается грамотного представления о русской литературе и мире, ею отраженном. Это - признак несомненной деградации основ духовного существования независимого государства. Положение воистину критическое!

- Абсолютно согласен с вами. Вы правы и в том, что особенно страдает молодежь. Однако на нее ведь сильно влияет не только уровень образования, но и среда, в которой ей приходится жить, тот язык, который она не только в школе изучает, но и слышит повседневно. А что она слышит, например, с телеэкрана? Раньше это была в основном эталонная речь. А сегодня? Или еще вопрос: как говорят нынешние руководители страны, на каком языке пишут не только воспитуемые, но и воспитатели?

- Действительно, сегодня и законотворческие материалы, и многие научные, особенно научно-педагогические, сочинения читать невозможно: они написаны не по-русски. Небрежение литературной речью "официальных лиц" зачастую чудовищно! Самые высокие чиновники выражаются языком людей крайне малокультурных. Ведется примитивная политическая игра словами, происходит (без нужды!) вопиющее засорение речи англицизмами, вульгаризмами, искусственное "изъятие" некоторых слов из обращения, а также подмена слов и понятий. Так, употребляют слово "россиянин" вместо "русский". Получившие гражданство России японец или папуас, несомненно, россияне, но ведь это не свидетельство их национальности. Национальность - имя народа. На Руси, провожая родного человека в дальний путь, ему говорили: "Помни имя свое!". Имя народа - его священное наследие. Без имени нет и именуемого. Совершенно согласен с моим коллегой-языковедом: "Недозревшая до имени вещь "собственно" и не есть вещь - она подобна недостроенному зданию, о котором нельзя сказать ничего определенного... Или же она подобна человеку, которого в просторечии называют "недоделанный". Да, небезобидна не только утрата слова, но и его подмена, особенно в сфере нравственности. Говорят "путана" вместо подлинного - "шлюха"; употребляют лживое выражение "сексуальные меньшинства" вместо правдиво передающего суть - "извращенцы"; говорят "киллер" вместо истинного по смыслу - "убийца"... И тому подобное! - Есть мнение, причем весьма распространенное и устойчивое, что все беды, переживаемые ныне русским языком, совершенно естественны. То есть это, мол, даже и никакие не беды вовсе, а просто следствие органичного развития языка, который, по известному выражению Корнея Чуковского, "живой, как жизнь". И что же тут, дескать, поделаешь? Да и зачем? Пусть развивается как развивается... Скажите, вы согласны с этим?

- С этим согласиться никак нельзя! Очень многое из происходящего далеко не естественного происхождения. А на негативные процессы, возникающие в результате будто бы "органичного развития" (скажем, на наступление тех же англицизмов), нужно разумно влиять.

- Значит, возможно влияние, сдерживающее негативные процессы в языке и, наоборот, способствующее процессам позитивным?

- Не только возможно, но и необходимо! Если, например, государственное телевидение, призванное, казалось бы, использовать государственный литературный русский язык, вместо этого нарушает языковые нормы... Какое здесь влияние государства - негативное или позитивное? Ответ очевиден. Государственный язык нуждается в квалифицированном подходе и постоянной государственной поддержке на всех уровнях. А этого нет. Мнение квалифицированных специалистов уже давно не востребовано малокомпетентными и самонадеянными "управленцами". Они руководствуются своим примитивным взглядом на образование как на "сферу услуг" и подчиняются примитивным командам господина доллара. Более того, есть немало таких, кто прямо работает на потребу наших противников в информационно-психологической войне. Наглядный пример этого - позорный проект закона об образовании "для кухаркиных детей", ставший в последнее время предметом острых общественных дебатов...

По отношению к школе совершена и продолжает совершаться крупная диверсия

- Итак, нынешнюю образовательную и языковую политику вы не приемлете?

- Считаю, что в государстве, где объединяющая, скрепляющая роль языка чрезвычайна, а уровень образования самых широких народных масс определяет будущее страны, государственная политика, то есть защита интересов государства, пущена на самотек либо проводится совершенно неправильно. Это, по-моему, преступная халатность или нечто гораздо худшее. Так, "перестройщики" в свое время закрыли существовавший в Министерстве образования Отдел русского языка, который проводил огромную работу по распространению и возвышению его культурной роли на всем геополитическом пространстве, представляющем интересы России. Не работают и созданные некогда советы по русскому языку. Между тем за последнее время внутри России и в ближнем зарубежье значительно упала активность использования русского языка. Негативный политический смысл этого процесса очевиден, и нельзя забывать, что в этих странах - около 25 миллионов русских людей. Сказанное свидетельствует о падении авторитета России, во многом затрудняет международные отношения, наконец, является предпосылкой будущих геополитических осложнений.

Не забудем, что русская литература служила и служит питательной средой многочисленных литератур и культур народов России. Русский язык выполнял и выполняет в многонациональной России объединительную роль, являясь важнейшим залогом безопасности страны.

Безусловно, вредной для государства является нынешняя политика в области национальных школ. "Эксперименты" и "новации" в них, резкое сокращение и ухудшение изучения русского языка и словесности в этих школах (справьтесь у специалистов, они расскажут вам много "разрушительных" подробностей) однозначно работают против России.

- Давайте обратимся к изучению русского языка и литературы в русских школах.

- Полноценное, нормальное школьное образование имеет целью заложить основы неущербной личности, то есть человека, утвердившегося в родном слове, мыслящего, духовно и нравственно устойчивого, исторически верно ориентированного, эстетически воспитанного, патриотически убежденного, физически здорового, развитого и устремленного к созиданию и творчеству. Современные стандарты по русскому языку и литературе такого уровня знаний не предполагают.

- Могли бы перечислить основные потери школы с точки зрения словесности?

- За последние двадцать лет "преобразователи" школы России сделали немало. Окончательно разрушена система изучения словесности в школе. Недопустимо сокращено количество текстов для изучения. Катастрофически уменьшено количество часов по предметам "русский язык" и "литература". Отменена основная обучающая форма письменных испытаний по словесности - сочинение и введены способы проверки, которые ориентируют изучение на систему дрессировки, то есть на механическое, нетворческое восприятие (ЕГЭ, тестирование и т.п.).

Разрушительные преобразования коснулись и начальной школы (укажу на непродуманные методы скорочтения, обучения на неподходящих текстах и проч.). Фактически выведена за рамки школьного изучения языка коренная задача - овладение ясным и точным смыслом слов, оттенками их значений.

Резко ухудшилось состояние языковой среды и ее программное обеспечение. Заметно упал уровень речевой культуры. Неумение сколько-нибудь ясно выразить свою мысль, просто пересказать текст наблюдается сегодня даже на филологических факультетах. Крайне обеднено содержание осваиваемой лексики, необходимой для поддержания нормальной жизнедеятельности и здорового мировосприятия современного "рядового" человека. Подорвана языковая основа мировоззренческой составляющей школьного обучения.

Необоснованное сокращение содержания и неизбежная при этом примитивизация преподавания литературы в школе привели к общему обесцениванию образования, к катастрофическому для независимой страны снижению общей культуры учащихся. "Тесня русскую классику, мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его и будущего", - очень точно сказал член-корреспондент Российской академии наук Николай Николаевич Скатов. Преобразования, названные мною, вредны, антинаучны, противоречат здравому смыслу. По отношению к школе совершается крупная диверсия, направленная реально на снижение интеллектуального и культурного уровня любимой нами страны!

Откуда дует "ветер перемен"

- Выступая на думском "круглом столе", вы отмечали сильное зарубежное влияние в происходящем сегодня уничтожении нашей отечественной школы и вообще в разложении нравственно-психологической атмосферы российского общества.

- Да, изменения в содержании школьного обучения последних двух десятилетий удивительно соответствуют задачам, поставленным международной закулисой в ХХ веке, прежде всего - программой Стендфордского "Фонда Чарлза Ф. Кеттеринга" под названием "Изменение образа человека", готовившейся под руководством Уиллиса Хармона.

Эта программа была принята правительством США. Ее цель - достичь изменения образа мыслей и представлений широких народных масс в нужном направлении, сдерживания свободной мысли и сознания в целом. Программа использует прежде всего "шоковое воздействие" на сознание масс, метод "потрясений". Положим, появляется в эфире чудовищно безнравственная, цинически бесстыдная информация, нарушающая все традиционные представления о нравственности. Вслед за бурей протестов начинается "обсуждение ситуации", то есть спор о бесспорном.

Это первый этап растления масс. Затем идут "манипуляции" с сознанием для снижения уровня стыдливости (ангажированные СМИ, реклама и проч.). И вот уже, например, естественная традиционная одежда вследствие организованной моды заменена на уродливую, но "модную". И вот уже "опупелые" девицы бродят, выставляя почти все, что ранее скрывалось, ибо направляло внимание на плотское, животное, а не на человеческое, духовное.

Программа Хармона доводит обывателей до помрачения информационными "вспышками" и перегрузкой - абсурдами, бесстыдством, пошлостью, жестокостью и (повторю!) особенно спорами о бесспорном, целенаправленно "забрасываемыми" в информационное пространство.

Происходит "замешательство сознания" обывателей, снижение уровня стыдливости, нравственности, культуры. Последствия такого воздействия объясняются как стихийное изменение взглядов, новая мода и тому подобное. В этой ссылке на "стихийность" и заключается главная ложь!

Все это сознательно и целенаправленно нацелено на резкое снижение духовных начал и коренных традиционных понятий, обеспечивавших нормальную жизнедеятельность людей и народа России в целом. Касаясь этого вопроса, разведчик Дж. Колеман, например, отмечает не случайно происходящие изменения в обществе: "...О женщине, прошедшей целую серию замужеств и разводов (или что-либо подобное), средства массовой информации трубят на всю страну. Целые часы эфирного времени отпускаются то одним, то другим немытым наркоманским и декадентским рок-группам, их безумным звукам, сумасшедшим кривляньям, чудовищной одежде и языковым извращениям. Мыльные оперы, где некоторые сцены приближаются к порнографическим, уже не вызывают комментариев..." Все это мы можем ежедневно наблюдать последние двадцать лет по телевизору у нас в Отечестве.

- Да, уж этого хватает!

- А в заключение назову (на основании документов, опубликованных в России!), кто консультирует наших "образованцев", кто несет в наши школы заразу так называемой модернизации, "тестировизации", "егэизации", "болонизации", а в самом начале так называемых реформ - космополитизации, либерализации и сексуализации. Вот они:

Джил Осборн, Эркки Ахо, Сью Берриман, Клаудио де Мура Кастро, Пьер Даст, Дэвид Дорн, Том Эйземон, Питер Кауфман, Стивен Керр, Андрэ Легран, Дейл Мани, Дональд Нейсмит, Элени Паласе, Тьеерд Пломп, Анжела Ренсом, Энтони Рид, Саймон Рю, Паси Залберг, Бернард Саломе, Квентин Томпсон, Дональд Винклер, Роберт Либенталь, Рассел Читэм... И это еще не все! У таких консультантов оказывается немало рьяных помощников внутри России. Они откровенно способствуют разрушению нашего образования, отрывая массы от плодотворных классических источников культуры, от идеалов, которые только и могут сформировать достойных сынов и дочерей своего Отечества.

Гибельная угроза, нависшая над государственным языком и отечественной культурой, может быть предотвращена только самым решительным поворотом во всей внутренней политике нашей страны. На КПРФ в том, чтобы добиться этого, - особая надежда.

ВИКТОР КОЖЕМЯКО