Опасные фантазии РАО

Складывается впечатление, что разработчики нового стандарта образования для старшей школы никогда в этой самой школе не бывали. Такое впечатление складывается не только о министерских чиновниках, но и о деятелях Российской академии образования (РАО), которая активно участвовала в разработке этого проекта.

КАЗАЛОСЬ БЫ, до чего привлекательна идея профилизации отдельных предметов в старшей школе. Но разработчики стандарта, видимо, забыли (а может быть, и никогда не знали), что школа - это достаточно сложный и многогранный механизм. Это не курсы для вольнослушателей. Школа призвана выполнять и важнейшую социальную функцию по воспитанию подрастающего поколения, и дать каждому ученику весь набор необходимых базовых знаний, которые нужны для формирования интеллекта человека. В этом интеллектуальном комплексе каждый предмет школьной программы выполняет важную функцию. Поэтому гуманитарию необходимо изучение естественных и точных наук, ибо они способствуют упорядочению его мыслительных возможностей. Математику не менее требуется серьезное и глубокое изучение общественных наук хотя бы для понимания своего места и своей роли в этом мире. Отказ от такого принципиального подхода приведет к становлению ущербной личности.

Но у этой проблемы есть и другая сторона. Любой стандарт приходится воплощать в жизнь в реальных условиях современной российской школы. Между тем складывается впечатление, что их не представляют ни разработчики "нового стандарта", ни министр образования А.А. Фурсенко. А речь вот о чем. В соответствии с проектом нового образовательного стандарта каждый старшеклассник выберет себе 6 - 7 предметов, из которых 3 - 4 будут изучаться на профильном уровне, остальные - на базовом. К этому надо прибавить три обязательных для всех предмета: ОБЖ, физкультура и пока никому еще не известный курс "Россия в мире". Кроме того, вводится пока еще ни для кого не понятный "индивидуальный проект", который тоже объявлен обязательным для каждого старшеклассника.

В этой ситуации главный вопрос заключается в том, чтобы суметь грамотно и профессионально построить весь учебный процесс. Ведь при новом стандарте индивидуальных программ окажется практически столько же, сколько учеников в старших классах. Значит, в одно и то же время разные ученики будут заниматься разными предметами, причем на разных уровнях. При этом не будем забывать, что старшие классы останутся в стенах полной средней школы, где главной является классно-урочная форма обучения. Вот и будут бродить по школьному зданию великовозрастные недоросли, соображая, в каком закоулке у них должна состояться индивидуальная встреча с преподавателем соответствующего предмета. Подобного рода мировой опыт уже имеется. Так функционируют школы в ряде американских штатов. Кто хотя бы раз сумел там побывать, пришел в полный ужас. В учебное время американская школа больше похожа на вокзал, по которому бродят совершенно очумевшие пассажиры, тупо соображающие, с какого перрона уходит их поезд. Может быть, этого хотят наши "реформаторы" из Минобрнауки и РАО?

Кроме организационных вопросов воплощения в жизнь вымученных в высоких инстанциях проектов новых стандартов для старших школьников, появляются не менее острые проблемы содержания образования. Начнем с самой эффектной новации. Как предполагают все эксперты, в условиях нынешней обычной средней российской школы рекомендуемый старшеклассникам в обязательном порядке "индивидуальный проект" выльется в... переписывание из Интернета какого-нибудь совершенно бестолкового реферата (именно так сегодня поступает большинство американских школьников).

Весьма интересен выбор в качестве общеобязательных предметов ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), физкультуры и курса "Россия в мире". С первым предметом все ясно: в условиях нарастающих в России экологических и техногенных катастроф вопросы безопасности жизнедеятельности становятся весьма актуальными для каждого ее гражданина. Против физкультуры тоже никто не возражает. Но при этом не следует забывать о том, что в 15% российских школ вообще нет спортивных залов. Не забудем и то, что каждый год на уроках физкультуры гибнет несколько десятков школьников. Уроки физкультуры не обеспечены врачебным контролем. А в 38% российских школ вообще нет медицинских кабинетов.

Что же касается курса "Россия в мире", то специалисты до сих пор гадают, о чем он и в каком ключе будет преподаваться нашим старшеклассникам. Если о том, как мы сами себя видим в этом окружающем мире, то это будет не просто сплошным враньем, а целенаправленным формированием лживости вступающего в жизнь поколения. А если мы будем рассказывать о том, как сегодняшняя Россия реально выглядит в современном геополитическом пространстве, то это будет направленным формированием разочарования в умах и душах молодых людей. Кстати, это может кончиться для страны настоящей социальной и политической трагедией. Кроме обязательных предметов, проект нового стандарта рекомендует школьнику еще 1 - 2 предмета по выбору из набора: астрономия, искусство, технология, дизайн и хореография. Здесь появляется другая острая социальная проблема, но не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Эти предметы будут изучаться за счет средств родителей. Так что, как видим, вопросов пока больше, чем ответов. Исключительную насущность приобретет, например, такой вопрос: кто и как будет составлять школьнику его "индивидуальную программу"? Пока сие никому не ведомо. В соответствии с новым "стандартом" к 10му классу фактически каждый ученик должен полностью определиться со своей будущей судьбой и двигаться по четко спланированной "дорожной карте". Именно каждый. Потому что другого варианта новым стандартом просто не дано. А как это сделать, если в голове 15 - 16летнего подростка пока еще полный сквозняк? К тому же в средних классах по-прежнему никакой (хотя бы элементарной) ранней профессиональной ориентации не предусматривается.

Но и это не самое страшное. Наибольшую опасность вызывает тот догматизм, который господствует в умах нынешних руководителей образования. Это свое качество они наглядно продемонстрировали в горькой истории с Единым государственным экзаменом.

В свое время ЕГЭ был введен с полного "одобрямса" наших министерских и "образ академических" светил. При этом ни один из "академиков" даже не задумался над тем, что единый стандартизированный экзамен за курс средней школы проводится сегодня при полном отсутствии этих самых единых государственных стандартов. Сегодня, правда, кое кто из руководства Минобрнауки принародно сетует на то, что, скорее всего, после внедрения "нового стандарта" этот самый пресловутый ЕГЭ либо предстоит "модернизировать", либо отменить вообще. И это при том, что на ЕГЭ потратили огромную массу и без того недостаточных в образовании средств и с его помощью поломано множество судеб выпускников. Прямо скажем, научный подход!

Кстати, о РАО. Давно уже ни для кого не секрет, что она из серьезного научного учреждения превратилась в отстойник для обанкротившихся чиновников. Здесь нашли себе пристанище бывший глава Рособрнадзора В. Болотов и его заместительница Е. Геворкян. Сюда же причалила и бывшая начальница Московского департамента образования Л. Кезина, прославившаяся на всю страну своим вольным обращением со зданиями детских садиков (в бытность ее руководства московским образованием было продано или передано не по назначению около 700 зданий детских садов). Сюда же присоседился и многолетний главный редактор издательства "Просвещение" А. Кондаков (о роли этого издательства сегодня с горечью говорят все ведущие педагоги страны). Академия фактически загубила все свои экспериментальные площадки и школы и превратилась в "пятую колонну" российского образования, уничтожающую традиционную российскую образовательную систему. Уж слишком большую цену приходится платить за неуемные фантазии людей, мнящих себя то всесильными организаторами образования, то академиками от образования.



СЕРГЕЙ КОМКОВ