Выступление заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Сергея ШТОГРИНА на "правительственном часе" 6 апреля

У МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ Российской Федерации очень большие полномочия, начиная от выработки государственной политики в области бюджетов и налогов и заканчивая организацией лотерей и азартных игр. Алексей Леонидович Кудрин - единственный из министров, который является заместителем председателя правительства. Это политик очень высокого ранга. А я считаю, что любой политик, в том числе и политик высокого ранга, просто обязан предвидеть последствия принимаемых решений, последствия экономические, политические, социальные. Что же происходит в тех областях, которые поручены министерству?

По Конституции, Российская Федерация - государство федеративное. И бюджетная система у нас трехуровневая, где каждый уровень - самостоятельный. Но при федеративном устройстве бюджетной системы у нас образовалась налоговая система унитарного государства. Все законы по налогам принимаются в Государственной думе. Есть определенные полномочия по ставкам муниципалитетов, по отдельным ставкам и по льготам у субъектов Федерации, но все выстроено едино. Самые большие по объему, самые стабильные налоги идут в федеральный бюджет, а уже то, что останется, - в субъект Федерации и муниципалам. И в последние годы, по инициативе Министерства финансов, мы все больше и больше принимаем решений, которые уменьшают налоговую базу по основным источникам доходов субъектов Федерации: налогу на прибыль и подоходному. Так, увеличивая постоянно акцизы и другие косвенные налоги, мы тем самым уменьшаем базу по налогу на прибыль. А этот налог по ставке 18 процентов зачисляется в бюджеты субъектов Федерации, составляя от 40 до 60 процентов доходной части.

Эксперимент со страховыми взносами я бы назвал вообще изуверским. Заменили единый социальный налог, это тоже сейчас аукнется на доходах бюджетов субъектов Федерации, потому что того роста поступлений подоходного налога, который был до 2008 года, не будет. Представьте себя на месте коммерсанта: налог повысили с 14 процентов для малого бизнеса до 34, а теперь говорят, снизим его снова. Кто вам платить-то будет? Ясное дело, все уйдут в тень, тем более что эти страховые взносы администрировать некому.

То, что Фонд финансовой поддержки субъектов Федерации на три года зарегистрирован на уровне 397 миллиардов рублей, никакому разумному осмыслению не поддается. Есть ведь такое явление, как инфляция!

Другой вопрос. Мы постоянно на трехсторонней комиссии говорим: ну почему субъекту Федерации, который сам работает, увеличивает свой налоговый потенциал, обрезаются трансферты? Надо стимулировать работу субъектов Федерации, которые стараются получить собственные доходы, чтобы не ходить, не просить в министерствах и ведомствах.

Вопрос не решается.

Что касается страховых взносов, то я думаю, что здесь вообще ситуация тупиковая. Раз объявили, что надо понизить их с 1 января, то чего ждать-то, платить ведь никто ничего не будет, и не соберем мы даже того, что планировалось. Считаю, что надо отменить этот порог регресса - 463 тысячи рублей в год, с которых платятся страховые взносы, ввести единую ставку для всех - порядка 20 - 24 процентов. Тогда и сборы будут больше.

Вообще, я считаю, что в 90е годы была допущена ошибка, когда привязали платежи в страховые фонды к фонду заработной платы. Конечно, коммерсант, прежде чем заплатить заработную плату или повысить ее, думает: а сколько же я заплачу государству? Надо это исправлять кардинально.

Принципиальный вопрос сейчас такой: при высоких ценах на нефть что нам делать - копить дальше или развивать производство, вкладывая деньги прежде всего в промышленность и сельское хозяйство? Позиция фракции КПРФ - надо вкладывать, а не копить. И мы будем эту позицию отстаивать и здесь, в Госдуме, и у президента, и у премьера.

БЕЗ АВТОРА