Вместо гражданина - потребитель

Затеянная властями очередная реформа образования вызвала гневное неприятие у очень многих людей, в том числе и далеких по политическим взглядам от оппозиции. Фурсенко, с чьим именем связывается эта затея, становится в глазах общественности не менее одиозной фигурой, нежели Чубайс. Между тем, если разобраться, "реформа Фурсенко" лишь продолжает то реформирование образования, которое стало одним из основных направлений построения "новой" России. Вопросам науки и образования как важнейшим условиям социалистической модернизации будет посвящен очередной пленум ЦК КПРФ, который пройдет 26 марта.

В САМОМ НАЧАЛЕ 90-х Бурбулис, претендовавший тогда на роль главного идеолога режима, поставил цель: "Смена базовых жизненных ценностей и ориентиров". Министр образования того времени Днепров одобрил ее, заявив о "необходимости эволюционной смены менталитета общества".

Чтобы конкретнее представить себе суть поставленной "демократами" задачи, давайте вспомним, каким был "менталитет", по-русски говоря, система жизненных ценностей, принципов и ориентиров советского общества.

Прежде всего существовал приоритет духовных ценностей, включая и сферу труда. Труд из средства только зарабатывания денег на жизнь стал средством раскрытия творческого потенциала человека, служения стране и народу; используя формулировку Сталина, делом чести, доблести и геройства. Далее - приоритет общественных интересов, готовность на личные жертвы ради общего блага. Забота о ближних, как о себе самом. Бескорыстие. Пренебрежение погоней за материальными благами и неприятие потребительского отношения к жизни. Внутренняя потребность в общении с художественной культурой (что, напомню, вызывало восхищение всего "цивилизованного Запада"). Нельзя не сказать и о научном восприятии мира. Такая система ценностей и принципов бытия в былые годы была не мифом, а реальностью. В доказательство я мог бы привести череду высказываний "новомышленцев" - от режиссера Марка Захарова до докторов наук, которые видят в ее укоренении в сознании значительной части людей именно ПОРОК советского воспитания.

На искоренение такого менталитета действительно изначально было нацелено реформирование образования. Советское образование носило развивающий характер, приучало людей думать, анализировать, самим делать выводы. Это было характерно для изучения всех дисциплин - от геометрии до литературы (я учился в старших классах в 60-е годы, и у нас получить по литературе больше тройки, отвечая только в рамках материала учебника, считалось невозможно, требовалось "предъявить" свои мысли о произведении). А реформы все более и более вели дело к заучиванию материала (чего стоит хотя бы былая замена сочинения на изложение) и вполне закономерно привели к ЕГЭ с его "угадайкой".

В 90-е годы появился курс художественной культуры. Казалось бы, чем не развивающий предмет. Но ведь и в нем все основано не на выработке у учащихся потребности в духовных богатствах художественной культуры, а на заучивании информации. До сих пор помню шок, который я испытал, когда увидел вопрос для контрольной работы по мировой художественной культуре: "Периметр пирамиды Хеопса - и выбор ответов".

Целенаправленно разрушалась система формирования научно обоснованного взгляда на мир. Теряли свое былое значение точные и естественные науки, потом вообще была изгнана из школы астрономия. Надо ли удивляться, что ныне предлагается вывести за рамки обязательных дисциплин физику, химию, биологию, математику?

При этом всячески насаждалась религия - от систематических бесед "батюшек" до введения обязательного курса "Православная культура", в коем, в частности, библейская версия сотворения мира приводилась отнюдь не как миф. Сто с лишним лет назад Лев Толстой писал, что можно сколько угодно говорить о вере в эту версию, но нормальный человек никогда не сможет в нее действительно поверить. Узнал бы Лев Николаевич, сколько людей ныне твердо убеждены в ее истинности... И это пытаются выдать за духовный прогресс?

Идет разрушение гуманистических ценностных установок. В начале 90-х школьная программа по литературе рекомендовала изучение "Москвы2042" Войновича с акцентированием внимания на "бессмысленности подчинения частного общему". Сейчас, помоему, этого произведения нет в программе, но немало других с аналогичной идеологической ориентацией. А вот произведения русских, и особенно советских, писателей, формировавших прежде систему ценностей, изгоняются даже из рекомендованного внеклассного чтения. Кстати, о религии. Те, кто пробивал введение курса "Православной культуры", утверждали, что она станет средством нравственного воспитания молодежи. Но в учебнике по православной культуре я, как ни искал, не смог найти ключевого принципа нравственного учения Христа: "Не можете служить и Богу, и мамоне", не говоря уж о таком: "Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником".

Если в былые времена говорили, что "у советских собственная гордость", то нынешнее образование нацелено на то, чтобы гордость за советское прошлое уничтожить начисто. У молодежи всеми средствами формируется представление об этом периоде как об очень черной дыре в истории Отечества. Курс литературы заполняется произведениями ярых антисоветчиков. По курсу истории в чудовищно гипертрофированном виде подаются негативные стороны советской жизни, многие выдающиеся достижения советских времен попросту замалчиваются, а те, которые никак уж невозможно замолчать, преподносятся таким образом, чтобы понятие "советский" с ними никак не было связано. Дошло до того, что в год 65летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне над многими школами Белгорода 9 мая не подняли официальное красное Знамя Победы, зато триколорами был усеян весь город. На антисоветские киноагитки типа "Девятой роты", "Адмирала" и прочих "Сволочей" организуют школьные культпоходы, и это считается работой по "патриотическому воспитанию".

И какой "продукт" выдает российская система образования после двух десятилетий таких "реформ"? Мерилом всего в сознании очень большой части молодежи стали деньги и карьера (оцениваемая прежде всего теми же деньгами). По не раз приводившимся в СМИ данным социологических опросов, киллер для молодежи - профессия более престижная, чем ученый; профессии, связанные с физическим трудом, вообще в ответах не упоминаются. У большей части молодежи выработалось органическое неприятие подлинно художественной культуры. Недавно наделали много шума результаты опроса, который показал, что треть россиян свято верит в то, что Солнце вращается вокруг Земли. Но еще задолго до того я услышал от уральского профессора-физика, опросившего своих студентов и убедившегося, что очень многие из них не представляют астрономического смысла понятий "сутки" и "год". Другой вузовский преподаватель поделился со мной: он пришел в ужас, когда по разговорам со студентами понял, что большинство из них вообще не знают даже имен советских писателей, не говоря уж об их произведениях. А СМИ поведали, что в Москве журналист Виталий Максимов решил опросить молодых людей, что они знают о Шукшине, и выяснил: ничего. Знакомая была шокирована, когда ее сын заявил, что Советский Союз ничем не отличался от гитлеровской Германии, а на все возражения парировал: нам так объясняют в школе. На конкурс школьных плакатов к 65летию Победы был представлен такой: триколор, увенчанный лаврами с надписью 9 мая. Ребенок, вероятно, действительно не знает, на чьей стороне в той войне воевали под этим флагом...

Тут есть еще один очень существенный момент. Система образования не функционирует сама по себе, вне зависимости от общества. Так, в советское время на формирование гуманистически ориентированного человека работало все: и детские журналы, и детские радиопередачи, которых тогда было много, и детская литература (напомню, что специализированное детское издательство - это "изобретение" Советской власти), и кино для детей и подростков (опять же, у нас впервые в мире была создана специализированная студия детских и юношеских фильмов). Духовному развитию подрастающего поколения, раскрытию его творческих способностей помогали огромное число кружков, секций, художественных школ и студий, детских технических станций и станций юннатов...

Точно так же и ныне на формирование (вернее, деформирование) внутреннего мира детей и подростков "работают" не только система образования, но и современное детское кино, начиная с мультиков (взять хотя бы мультфильмы, ернически представляющие героев русских былин); современная детская литература; музыка, предлагаемая молодежи; всячески поощряемая вседозволенность. Да и сами отношения в обществе, где во главу угла поставлено социальное неравенство, где одни процветают за счет других, вынужденных влачить унизительное существование, а власти неизменно выступают на стороне первых, тоже оказывают влияние на формирование сознания подрастающего поколения. Общественное бытие определяет общественное сознание - это закон. Так что, когда г-н Фурсенко с шокирующей откровенностью заявляет, что цель образования - формировать потребителя, он, в сущности, прав. Ведь такому обществу, как нынешнее российское, духовно богатый, гуманистически ориентированный гражданин не только не нужен, он еще и опасен. И пока у нас сохраняется нынешний социально-экономический курс, не приходится надеяться на возрождение системы образования, которая формировала бы человека, гармонично духовно и физически развитого.



Виктор ВАСИЛЕНКО. (Корр. "Правды"). г. Белгород.