Ни шатко ни валко

Пошел последний год работы Госдумы пятого созыва. 11 января состоялось открытие весенней сессии. Старт получился вялым и в количественном, и в качественном отношении. Если бы сработал принцип "лучше меньше, да лучше", стоило бы только порадоваться. Но, к сожалению, даже и ополовиненные повестки дня 11 и 12 января не озарились блеском законотворческой мысли на благо народу. От многих законопроектов, получивших одобрение палаты, - только звон в эфире.

Процентовка для соотечественников

Дабы привлечь в Россию наших соотечественников, проживающих за рубежом, правительство вышло с инициативой снизить налог на доходы физических лиц с 30 процентов, выплачиваемых переселенцами в период первых 183 дней их пребывания в России, до 13 процентов и отменить взимание с них госпошлины за регистрацию по месту жительства. Эти нововведения будут распространяться только на участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. И все бы неплохо, если бы программа эта, принятая еще в 2006 году, не была с треском провалена. К сегодняшнему дню в российские регионы, вошедшие в программу и нуждающиеся в трудовых ресурсах, должны были приехать на постоянное место жительства около полумиллиона наших соотечественников. Но их и тридцати тысяч нет. В 2009-м, по которому правительство подсчитывало выпадающие бюджетные доходы, число переселенцев составило три тысячи семьсот человек. Когда же чиновники рапортуют о ежегодном трехсоттысячном миграционном приросте населения России, так то речь идет о гастарбайтерах, которые едут сюда не в поисках утраченной Родины, а за рублем.

Между тем вопрос переселения в Россию наших соотечественников - один из важнейших, подчеркивает первый заместитель руководителя фракции КПРФ Сергей Решульский. Уже и в докладах ООН отмечается, что при нынешней демографической ситуации наша страна не то чтоб использовать, но даже и контролировать свои природные ресурсы не в состоянии. Ведь на 75 процентах российской территории проживает только пятая часть населения, или около 30 миллионов человек. На огромной площади плотность населения не достигает и одного человека на квадратный километр. Как тут нашим соседям не позариться на безлюдные российские просторы?!

Что должны делать в этом случае нормальные руководители страны? - задается Решульский вопросом. Во времена и царской, и Советской России создавалась вдоль своей границы густо заселенная буферная зона. Политика приобщения к русской культуре коренных народов окраин, позволяя сохранить их национальную самобытность, вместе с тем скрепляла народы узами братства единой многонациональной семьи. Сегодня рыночные отношения, проповедуемые олигархической властью, все глубже вбивают клинья между Россией и бывшими союзными республиками. Если такая политика со стороны президента Медведева и председателя правительства Путина будет продолжаться, то мы уже на нашем веку увидим реализацию обдуманной западной закулисой идеи доведения населения России до 70, а то и до 50 миллионов человек, отметил Решульский. А вообще-то, добавил он, надо поставить вопрос об ответственности государственной власти за реализацию программы переселения наших соотечественников, на которую выделялись миллиарды и миллиарды рублей.

Уголовный либерализм

- Безусловно, предложения президента заслуживают внимания, однако мы, коммунисты, вынуждены напомнить, что общество надо лечить в первую очередь не уголовно-правовыми методами, а решением социально-экономических проблем, - заявил, представляя позицию фракции КПРФ по внесенному президентом законопроекту, направленному на либерализацию Уголовного кодекса, Виктор Илюхин.

Очередная корректировка президентом Уголовного кодекса предусматривает исключение из 68 составов преступлений нижних пределов санкций в виде лишения свободы и из 115 - в виде исправительных работ и ареста, изменяет подход к отмене условного осуждения при совершении в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо преступления небольшой или средней тяжести - решение теперь будет принимать суд. Кроме того, санкции одиннадцати составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф, а 12 составов преступлений - исправительными работами. Кстати, законопроект в случае его принятия будет иметь обратную силу, то есть наказания осужденных по исправленным статьям Уголовного кодекса могут быть пересмотрены.

- Демократия в России насаждалась различными методами, в том числе и с помощью уголовного законодательства, - отметил В. Илюхин. - За последние 10 - 15 лет в местах лишения свободы оказалось больше людей, чем в наших Вооруженных Силах и спецслужбах. Если Уголовный кодекс 1961 года имел в своем составе 370 статей, то ныне действующий - более 470. Поэтому Уголовный кодекс нужно подвергнуть основательной ревизии. Взять, к примеру, статью за участие в экстремистских организациях и за совершение экстремистских действий - совершенно очевидна направленность этой нормы на то, чтобы любую критику правящего режима свести на нет.

Расширение применения штрафов за преступления в сфере бизнеса, экономики и финансов поставит, по мнению коммунистов, в зависимость назначаемую судом санкцию от социального положения преступника. Кроме того, снятие нижнего порога санкций по таким преступлениям, как разбой, грабеж, должностные преступления, фальсификация доказательств в сфере экономических преступлений, может привести к росту коррупции в судейском сообществе. Признавая необходимость гуманизации уголовного законодательства, коммунисты, тем не менее, законопроект в первом чтении не поддержали. Чтобы свести к минимуму негативные последствия либерализации Уголовного кодекса, необходимо одновременно, считает Александр Куликов, корректировать и Уголовно-процессуальный кодекс, дабы повысить ответственность судей за те приговоры, которые они выносят.

Власть и закон: инстинкт самосохранения

Приняли парламентарии в первом чтении поправки к закону "О выборах депутатов Государственной думы", снизив минимально необходимое число региональных групп кандидатов при выдвижении партийного федерального списка кандидатов с 80 до 70. А прок от этого какой? Ничтожный. Лишь потешить президента и председателя правительства, полагает Сергей Решульский: дескать, избирательная система реформируется, и демократия у нас день ото дня крепнет. А, по сути, продолжается узурпация власти олигархатом и обслуживающей его партией.

То же можно сказать и о законопроекте, позволяющем продлевать или сокращать на полгода срок полномочий региональных законодательных органов власти, чтобы выборы в них совмещались с выборами депутатов Госдумы. Законопроект этот разовый. Применить его смогут шестнадцать субъектов Федерации в нынешнем году, чтобы в 2012-м ничто не мешало им направить весь административный пыл на выборы президента. Следующее совпадение избирательных кампаний произойдет лишь в 2036 году, так что политический заказ очевиден. Если бы президент действительно озаботился подлинностью народовластия, гарантированного Конституцией, то первым делом взашей выгнал бы губернаторов тех регионов, откуда поступают данные о фальсификации выборов. Чтобы легитимность власти не вызывала у граждан сомнений, достаточно сделать несколько шагов, отмечает С.Н. Решульский. Для начала надо возродить рабочую группу при президенте, занимающуюся вопросами изменения избирательного законодательства. Но у коммунистов есть и ряд готовых предложений. Во-первых, если уж не отменить для партий барьер прохождения в парламент, то хотя бы опустить его с нынешних семи до трех процентов. А то ведь смешно слышать рассуждения, что какая-то партия созрела до представительства в Думе, а какая-то нет. - Кто тот Мичурин, который это определяет? - стоя на трибуне Госдумы напротив путинцев, спрашивал коммунист Решульский. - Вот уважаемый депутат Яровая была в "Яблоке", теперь - в "Единой России". Значит, она созрела. А Митрохин, который "Яблоко" возглавляет, еще не созрел. Ну так поливайте его или подкармливайте... Кроме того, необходимо, полагают коммунисты, предоставить каждому избирателю возможность в течение, к примеру, пяти дней после выборов ознакомиться со списком избирателей. И если человек не голосовал, а за него кто-то получил бюллетень, ему должна быть оказана помощь в написании заявления в прокуратуру. И, наконец, целесообразно проводить открытый пересчет голосов, если на этом настаивают хотя бы две партии. А чтобы не культивировать безосновательную подозрительность, необходимо предусмотреть в случае подтверждения при пересчете первоначальных результатов голосования ответственность этих партий. Пока же мы наблюдаем лишь политический фарс, который не только отбивает у граждан охоту участвовать в делах государства, но и отнимает у них веру в будущее, подытожил Сергей Решульский.

На арене внутренней и внешней

На социальных проблемах, требующих незамедлительных властных решений, сделала акцент в своем выступлении в "часе заявлений" от фракции КПРФ Алевтина Апарина. В то время, как 80 процентов населения России, по данным Росстата, являются нищими и бедными, сохранение в 2011 и 2012 годах прежней продовольственной корзины, прекращение финансирования Федеральной целевой программы "Дети России", приостановление помощи регионам по выплате детских пособий, блокирование инициатив Компартии по увеличению средств на поддержку семей с детьми - все это и многое другое не добавляет авторитета правящей партии. Какие бы злободневные вопросы ни возникали, власть ни разу после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года не отважилась выслушать мнение народа, пресекая всяческие попытки провести их всенародное обсуждение. ЦК КПРФ, считая нынешний социально-экономический курс губительным для России, принял решение провести в этом году неофициальный референдум.

Всеобщее внимание приковано в последнее время и к вопросам внешней политики. В конце декабря Госдума ратифицировала в первом чтении Договор о СНВ-3. На 14 января намечено второе чтение. Депутаты-коммунисты попытались донести до депутатского корпуса мнение военных специалистов о том, чем чревата для России ратификация этого договора. С заявлением на первом же пленарном заседании весенней сессии по этому вопросу выступил Николай Коломейцев.

- Российская сторона согласилась с позицией США сократить только оперативно-развернутые носители и ядерные боеголовки. Перевод их в категорию неразвернутых решается путем прямого складирования. Вернуть их в строй американцам не составит труда. Для России же это равносильно их потере, - отметил он. - Но в соглашении по СНВ для американцев важны даже не столько количественные сокращения, сколько меры контроля, позволяющие непрерывно следить за состоянием российских стратегических ядерных сил. Мы согласились на обмен телеметрической информацией по испытательным пускам ракет. Но Россия такие испытания проводит, а США нет.

Еще один сигнал предостережения - то, что Вашингтон отказался рассматривать в одном пакете с сокращением СНВ проблему ПРО, поддержал коллегу Владимир Улас. При таком раскладе любые оговорки, принятые Госдумой, бессмысленны.



ТАТЬЯНА ОФИЦЕРОВА