Как "хозяевам жизни" видится судьба человека

Профессор Сергей КАРА МУРЗА в беседе с обозревателем "Правды" Виктором КОЖЕМЯКО

В предыдущей нашей странице "Время и нравственность" уже отмечалось, что нынешние государство и общество в России построены на абсолютно безнравственной основе, каковой является крайняя социальная несправедливость. И, как все мы видим, эта несправедливость растет, раскол в обществе усиливается.

ПРОФЕССОР Сергей Георгиевич Кара-Мурза считает, что раскол на экономической и социальной почве стал у нас мировоззренческим. Такие расколы, говорит он, возникают тогда, когда какая-то часть народа резко меняет важнейшую жизненную установку - так, что остальные не могут с этим примириться.

Теперь установка такая:

"Человек человеку - волк"

- Под этой "частью народа" в данном случае вы имеете в виду так называемую элиту, то есть тех, которые сами себя элитой именуют?

- Конечно. Можно вспомнить, что в начале ХХ века, в связи с начавшейся революцией, российская либеральная "элита" качнулась, как писали, "от народопоклонства к народоненавистничеству". Сегодня эта история повторяется, причем в худшем варианте.

- А все-таки, какая важнейшая жизненная установка, на ваш взгляд, роковым образом изменена "частью народа"?

- Если раньше главным нравственным ориентиром в обществе было "Человек человеку - друг, товарищ и брат", то в годы "перестройки" на смену пришло иное: "Человек человеку - волк". Вскоре это стало фактически официальной идеологией - установка на социал-дарвинизм.

- То есть сильные выживают, а слабые - уж как получится?

- Именно. "Волчья" установка (не просто безнравственная - антинравственная!) стала внедряться в умы всей силой СМИ. Многие ею соблазнились, тем более что она подкреплялась шансами поживиться за счет "низшей расы". Этот резкий разрыв с традиционным представлением о человеке проложил важнейшую линию раскола.

- Поразительно, как за короткий срок удалось добиться настоящего переворота в умах многих. Разумеется, прежде всего - силой этих самых СМИ, в первую очередь - телевидения...

- Помню, телевидение тогда издевательски призывало "высшую расу" быть помягче с братьями меньшими. Например, в программе "Вести" 10 февраля 1992 года после показа несчастной жизни бездомной дворняги и счастливой жизни холеной борзой ведущая патетически воскликнула: "Только помогая друг другу, элитные - беспородным, богатые - бедным, мы сможем выжить!" Вот так в России от классовых ценностей перешли к общечеловеческим...

- Результат не замедлил сказаться?

- Да, богатые довольно скоро стали осознавать себя особым народом и назвались новыми русскими. "Реформа" резко разделила народ на две части, живущие как будто в разных странах, - на богатых и бедных. И они расходятся на два враждебных народа.

Мы уже на краю пропасти. Дело в том, что от тела народа "внизу" все более отщепляется общность людей, живущих в крайней бедности - "социальное дно". В состав его входят нищие, бездомные, беспризорные дети. Большинство нищих и бездомных имеют среднее и среднее специальное образование, а 6 процентов - высшее. Вот каковы наши стандарты образования- - А ведь эти люди почти полностью находятся вне общественного внимания! - Отверженные выброшены из общества с демонстративной жестокостью. Вы правы, о них не говорят, их проблемами отчасти занимается лишь МВД, их жизнь не изучает наука, за них не вступаются "правозащитники". Почему? Их не считают ближними. Так, им фактически отказано в праве на медицинскую помощь, а при этом практически все бездомные больны, их надо прежде всего лечить, класть в больницы. Больны и 70 процентов беспризорников. Им не нужны томографы за миллион долларов, им нужны теплая постель, заботливый врач и антибиотики отечественного производства - но именно этих простых вещей им не дает нынешнее российское общество. "Дно" непрерывно "перемалывает" втягиваемую в него человеческую массу (смертность бездомных составляет 7 процентов в год при среднем уровне для всего населения 1,5 процента).

- И как чувствует себя при этом остальная часть общества, более благополучная? - Она тоже меняется, потому что признать бедственное положение своих братьев и сограждан как приемлемую норму жизни - значит порвать с традиционной культурой. Вся бедная часть по мере исчерпания унаследованных от советского времени ресурсов начинает отделяться от "среднего класса" и сдвигаться вниз, в цивилизацию трущоб. Россия обретает черты двойного общества, в котором практически складываются нормы апартеида.

При такой пропасти взаимопонимание и сотрудничество становятся невозможными

- Какова же, на ваш взгляд, перспектива?

- Положение очень серьезно - разведенные "реформой" части общества уже осознали наличие между ними пропасти. Институт социологии РАН с 1994 года ведет мониторинг "социально-экономической толерантности" в России. Ведутся регулярные опросы, у людей спрашивают их субъективную оценку "возможности достижения взаимопонимания и сотрудничества между бедными и богатыми". После ноября 1998 года установки стали удивительно устойчивыми. В ноябре 1998-го они были максимально скептическими: отрицательно оценили такую возможность 53,1 процента опрошенных, а положительно - 19 процентов (остальные - нейтрально). Затем от года к году (от октября 2001-го до октября 2006 года) доля отрицательных оценок колебалась в диапазоне от 42,1 процента до 46 процентов. Оптимистическую оценку давали от 20 до 22 процентов.

- Угроза полной утраты "коммуникабельности" со временем нарастает?

- Безусловно. Чтобы этот процесс затормозить и повернуть вспять, требуются особые усилия по поиску форм диалога. Но этого не делается, да и разговор предстоит слишком трудный. В той части, которая приняла доктрину "реформ", расколовшую народ, собрались не только те, кто надеется попасть в глобальную "элиту". Большинство готовы прозябать в России. Но они не возражают против того, чтобы продолжилась селекция населения, которая была начата Гайдаром. Такие признаки уже наглядно проявляются в работе многих систем и общественных институтов. Например, СМИ обслуживают исключительно благополучную часть населения, изредка давая этнографические зарисовки "из жизни бедных", сделанные согласно социальному запросу именно благополучной части. Здравоохранение "для бедных" - это нечто совсем иное, чем для "благополучных". Все, о чем говорится в речах и посланиях властителей - школьный Интернет, ипотека, нанотехнологии, - предназначено для тех, кто отобран для жизни в "новой России". Следов этой селекции множество, они уже вошли в обыденную культуру и обыденный язык.

Социальная проблема налицо, и она в принципе может быть решена посредством политической борьбы. Однако дело гораздо хуже- За социальной проблемой кроется культурный сдвиг, который шаг за шагом узаконивает нынешнее положение. Общество к нему привыкает, а значит, тает и сама возможность борьбы за справедливость. Каждый будет тонуть или барахтаться поодиночке.

- Здесь-то и обостряется до предела проблема нравственного (вернее, безнравственного) состояния общества, сброшенного куда-то далеко вниз? - Представления о добре и зле, о богатстве и бедности, о справедливости и угнетении - часть национальной культуры. Из этих представлений выводятся и принятые в нашей культуре нравственные нормы. Смена ответа на главный вопрос культуры - "что такое человек?" - ставит под угрозу все остальные части культуры, а соответственно и нравственности.

- Растет угроза деградации нашей культуры?

- Динамика неблагоприятна, и нынешнее неустойчивое равновесие обманчиво. Тут наше национальное сознание дало сбой. Общество не смогло ни понять угрозы, ни организоваться для защиты и укрепления важнейшего культурного устоя. Посчитало, что такое в усилиях по сохранению не нуждается.

Я думаю, в массе своей советские люди исходили из того представления о человеке, которым был проникнут общинный крестьянский коммунизм как версия "народного православия". Они считали, что человеку изначально присущи тяга к правде и справедливости, любовь к ближним и инстинкт взаимопомощи. В особенности, как считалось, это было присуще русскому народу. А поскольку все эти качества обозначали сущность русского характера, данную ему изначально, то они, мол, и будут воспроизводиться из поколения в поколение. Была, по-моему, такая неосознанная уверенность.

- Не оправдалась?

- Да, устои русского народа и братских народов России, присущие им в период становления советского строя, были приняты за их природные свойства. Считалось, что их надо лишь очищать от "родимых пятен капитализма". Задача "модернизации" этих устоев в меняющихся условиях не ставилась.

Между тем люди 50 - 60-х годов рождения вырастали в новых условиях, их культура формировалась под влиянием кризиса массового перехода к городской жизни. Одновременно шел мощный поток соблазнов с Запада. К концу 70-х годов на арену вышло поколение, в культурном отношении очень отличное от предыдущих. Потому-то из-за смены поколений "мы не знали общества, в котором живем". Не знали - не могли и защитить...

Людоеды вещают с кафедр

- Куда в нравственном отношении катится нынешнее общество?

- Вопреки разуму и совести большинства, с нынешнего распутья идет сдвиг к эгоцентризму. Этот дрейф к утопии "Запада" начался в интеллигенции. Он в свое время не был понят и даже был усугублен попыткой "стариков" подавить его негодными средствами. Если на нынешнее неустойчивое равновесие не воздействовать целенаправленно и умело, сдвиг продолжится в сторону распада русского и других народов России. Вопрос в том, придут ли к власти силы, способные остановить его, пока дрейф не станет лавинообразным.

Пока что культура нынешней России (а значит, и нравственность) находится в отступлении. В среде новой "элиты" возникли течения, следующие болезненному ницшеанству. Они мечтают о выведении не просто новой породы людей ("сверхчеловека"), а нового биологического вида, который даже не сможет давать вместе с людьми потомства. Они предвидят "революцию интеллектуалов".

- Что это значит?

- Вот, скажем, в Петербургском университете делают доклады "признанные мировые интеллектуалы и лидеры влияния". Доктор философских наук A.M. Буровский ведет там такие речи: "Неандерталец развивался менее эффективно, он был вытеснен и уничтожен. Вероятно, в наше время мы переживаем точно такую же эпоху. "Цивилизованные" людены все дальше от остального человечества - даже анатомически, а тем более физиологически и психологически... Различия накапливаются, мы все меньше видим равных себе в генетически неполноценных сородичах или в людях с периферии цивилизации. Вероятно, так же и эректус был агрессивен к австралопитеку, не способному овладеть членораздельной речью. А сапиенс убивал и ел эректусов, не понимавших искусства, промысловой магии и сложных форм культуры".

Это говорит в XXI веке с кафедры Петербургского университета профессор двух вузов нашей Северной Пальмиры- Все эти "лидеры влияния" не просто мечтают о таком будущем, они реализуют проект "Постчеловечество", перенося его в плоскость политических и экономических программ. Вот главная статья В. Иноземцева в книге "Постчеловечество". Он пишет: "Государству следует обеспечить все условия для ускорения "революции интеллектуалов" и в случае возникновения конфликтных ситуаций, порождаемых социальными движениями "низов", быть готовым не столько к уступкам, сколько к жесткому следованию избранным курсом".

Интеллектуальные дебаты крутятся вокруг идеи создания с помощью биотехнологии и информатики постчеловека. - А как видится в этих проектах судьба человека- - В рассуждениях применяются три сходные парные метафоры. В жестких тезисах виды "постчеловек-человек" представлены как "кроманьонцы-неандертальцы". Помягче, это "элои-морлоки" (из фантазий Уэллса), совсем мягко - "людены-люди" (из Стругацких). А по сути - различия невелики.

Вот рассуждения A.M. Столярова, видного "писателя-интеллектуала", лауреата множества премий: "Современное образование становится достаточно дорогим... В результате только высшие имущественные группы, только семьи, обладающие высоким и очень высоким доходом, могут предоставить своим детям соответствующую подготовку... Воспользоваться [новыми лекарствами] сможет лишь тот класс людей, который принадлежит к мировой элите. А это в свою очередь означает, что "когнитивное расслоение" будет закреплено не только социально, но и биологически, в предельном случае разделив все человечество на две самостоятельные расы: расу "генетически богатую", представляющую собой сообщество "управляющих миром", и расу "генетически бедную", обеспечивающую в основном добычу сырья и промышленное производство..."

- Настоящий расизм, стопроцентный фашизм- Так сказать, "от высоколобых"...

- Читайте далее: "Современные "морлоки" с их интеллектом кретина будут неспособны на какой-либо внятный протест. Равным образом они постепенно потеряют умение выполнять хоть сколько-нибудь квалифицированную работу, и потому их способность к индустриальному производству вызывает сомнения".

- Впечатляет судьба "неполноценных", ничего не скажешь.

Обречены! - Это предупреждение всем людям. Сегодня они не хотят бороться за справедливость и равнодушно смотрят, как сбрасывают в нищету 15 миллионов сограждан. А завтра "белокурые бестии" оставят большинство без лекарств и образования. Хочется кричать: неужели уроки истории ничему не научили?!



ВИКТОР КОЖЕМЯКО