Народный символ

Уходит в историю 2011 год, столь богатый на различные юбилейные даты - как трагические, так и позитивные. В частности, в феврале власть широко отмечала 150-летие отмены крепостного права. Повсюду раздавались дифирамбы в адрес царя-"освободителя" Александра II. Его реформаторская политика ставилась всюду в пример, объявлялась чуть ли не образцом для современных "вершителей судеб" государства Российского. Но в пылу этих восхвалений совсем забыли о массовых крестьянских выступлениях, которые последовали сразу же после оглашения царского манифеста 19 февраля 1861 года.

РУССКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО негодовало по поводу тех условий, которыми был обременен их выход из-под личной зависимости помещиков. Протест этот выливался в антиправительственные восстания, порой совсем не мирные.

Народное движение не обошло стороной и Пензенскую губернию, которая мало чем отличалась от других территорий Центральной России. Именно в нашем регионе восстания прогремели на всю империю. Так, в марте - апреле 1861 года массовое неповиновение помещикам оказали крестьяне сел Черногай, Студенки и Высокое Чембарского уезда, отказавшись отрабатывать феодальные повинности. Волнения стали быстро распространяться на села соседних уездов, в том числе на Керенский уезд.

18 апреля 1861 года образовался стихийный центр восставших в селе Кандиевка, где собралось несколько тысяч крестьян. Они обвиняли попов и помещиков в том, что те обманывают их, скрывая настоящий текст царского манифеста. Не надо забывать, что тогда в крестьянской среде было еще сильно влияние так называемого наивного монархизма. Крестьяне требовали полной свободы от помещиков с наделением землей.

Недолго представители стянутых в Кандиевку войск пытались "увещевать" бунтарей - они быстро предпочли прибегнуть к испытанному методу. Генерал Дренякин отдал приказ стрелять по безоружным людям. Для него и ему подобных требования выдвигали вовсе и не люди, а кто-то вроде скота. Итог был печальный: в разных источниках указывается от 14 до 19 убитых и более трех десятков раненых. Затем по краю прокатилась волна судов, приговоры которых тоже не отличались либерализмом, - более 100 человек были отправлены на каторгу в Сибирь.

Это выступление врезалось в народную память не только беззаветной борьбой крестьян за свои права и свободы. Кандиевское восстание дорого каждому не потерявшему совесть соотечественнику еще и тем, что именно там, в Кандиевке, впервые в новой истории России было поднято Красное знамя - символ борьбы против бесправия и угнетения, борьбы за лучшую долю. Им стала окровавленная рубаха одного из убитых карателями крестьян, которую его товарищи подняли на неказистое древко.

Этот факт ценен тем, что демонстрирует историческую преемственность поколений, убедительно показывает, что Красное знамя коммунистов - это тот народный символ, который пропитан кровью тысяч и тысяч борцов, не щадивших своих жизней во имя социальной справедливости, движения к равенству и благополучию.

Благодарные потомки не забыли о героизме и мужестве своих знаменитых предков. В 70-е годы прошлого века в центре Пензы, напротив Фонтанной площади, на здании бывшего ресторана "Волга" размещено мозаичное панно, изображающее подвиг кандиевских крестьян, которое так и называется - "Кандиевское восстание".



Дмитрий ФИЛЯЕВ. Учитель истории. г. Пенза.