Не задушишь, не убьешь

Советская цивилизация просуществовала всего несколько десятилетий (будем считать: пока!), а след в мировой истории оставила неизгладимый. Я не буду перечислять советские достижения в области фундаментальных и прикладных научных исследований, в создании непревзойденных образцов техники, как военной, так и гражданской, в построении наиболее совершенных систем образования и здравоохранения. Все это общеизвестно.

Однако фундаментальные исследования, полеты в космос, разработка уникальных хирургических операций и многое другое стали достоянием других народов, какими-то открытиями мы делились бескорыстно, кому-то продавали лицензии на производство наших образцов техники, что-то было у нас выведано иноземными разведчиками, а то и украдено. Системы образования и здравоохранения вообще можно перенять, имелось бы желание.

Но было в советской цивилизации нечто такое, на что нельзя выдать лицензию, чего нельзя ни позаимствовать, ни украсть. Разве возможно позаимствовать народную душу?

Это нечто была советская массовая песня. Явление поразительное, подобного которому не было и нет в мировой культуре.

Когда душа поет

Вся жизнь советского человека была пронизана песней. Песня охватывала все стороны его духовного бытия. Были песни о Родине, о партии, о вождях, о труде, о комсомоле, об армии (пехотные, авиационные, морские, танкистские, артиллерийские), песни о труде, о профессиях, о городах. Выделю детские песни, которые воспитывали любовь к Родине уже с детского сада. Были песни о любви к школе, к учителям, среди детских песен много о природе. Были спортивные песни. И громадный пласт лирических песен о любви. Некоторые песни трудно отнести к какойто определенной группе, например, "Вернулся я на Родину": тут любовь и к Родине, и к матери, и к женщине.

Наши недруги говорят, что Советский Союз был страной лагерей, страной принудительного труда и всеобщего страха, страной рабов. Однако мировой истории неизвестна ни одна рабская культура - ни времен Древних Греции и Рима, ни какихто других. Произведения культуры, искусства создавали только свободные люди.

"Страна Советов - родина свободы", как пелось тогда у нас, была прежде всего поющей страной. Еще помнятся те годы, когда люди пели на улице, на берегу реки, копая гряды, выезжая в колхоз помогать в уборке урожая, пели в застолье, пели всюду, и никого это не удивляло.

Но почему же оказался возможным этот неслыханный взрыв песенной энергии, породивший явление советской песни?

Одна часть ответа лежит в истории души русского народа, о котором в конце ХIХ века писали, что "ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов". Вторую часть ответа находим в первых десятилетиях жития народа советского. Страна Советов переживала тогда свое второе рождение. Позади остались Гражданская война, разруха, сумятица идеологических столкновений. Внутренняя обстановка стабилизируется, наиболее яростные схватки внутри партии позади, первые пятилетки приносят ощутимые плоды, крепко встает на ноги сельское хозяйство, жизнь на глазах меняется в лучшую сторону. Перед людьми открываются невиданные жизненные перспективы. Сын скорняка может стать полководцем, сын пахаря - гениальным авиаконструктором, сын бурового мастера - всемирно известным оперным певцом... Простой шахтер, в былые годы обреченный всю жизнь рубать за гроши уголек, становится всенародным героем. Душа народная раскрылась навстречу ожидаемой радости и запела. "От избытка сердца глаголют уста", - говорится в Евангелии (Мф. 12.34). Советский народ запел от избытка любви. Обновленной любовью народ любил свою Родину, созидательный труд, своих вождей, армию, свою семью...

Была вдохновителем и организатором

В 1934 году прозвучали крылатые слова: "Нам песня строить и жить помогает". Именно в 30е годы взвились над страной великие лучезарные песни: "Широка страна моя родная"

("Песня о Родине") и "Утро красит нежным светом" ("Москва майская"). Песня, как и партийная печать, была коллективным организатором народа на трудовые свершения и военные подвиги.

Многие идеи, лозунги, содержавшиеся в партийных документах, доносились до людей через песню.

Часто в песни включались слова из выступлений И.В. Сталина.

Приведу лишь малое число примеров.

25 ноября 1936 года в докладе о проекте Конституции Союза ССР Сталин сказал: "Советская власть уничтожила безработицу, провела в жизнь право на труд, на отдых, право на образование".

В знаменитой песне слова только переставлены:

Этих слов величие и славу Никакие годы не сотрут:

Человек всегда имеет право На ученье, отдых и на труд.

("Песня о Родине" музыка И. Дунаевского, стихи В. Лебедева Кумача). В "Кратком курсе истории ВКП(б)" читаем: "Труд из подневольной и каторжной повинности, каким он был при капитализме, стал превращаться "в дело чести, дело славы, в дело доблести и геройства" (цитата из выступления И.В. Сталина).

А в песне вдохновенно звучит:

Нам ли стоять на месте?

В своих дерзаниях всегда мы правы.

Труд наш есть дело чести, Есть дело доблести и подвиг славы.

("Марш энтузиастов", музыка И. Дунаевского, стихи А. Д'Актиля).

На ХVI съезде ВКП(б) 27 июня 1930 года Сталин сказал: "Ни одной пяди чужой земли мы не хотим. Но и своей земли, ни одного вершка своей земли не отдадим никому".

В 1939 году в фильме "Трактористы" прозвучала почти дословная цитата:

Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде:

Мы - начеку, мы за врагом следим, Чужой земли мы не хотим ни пяди, Но и своей - вершка не отдадим!

("Марш танкистов", музыка братьев Покрасс, стихи Б. Ласкина).

В СССР были три основных источника массового идеологического воспитания: газета, кино, радио. Газета в основном давала информацию; кинотеатры люди посещали один-два раза в неделю, а где-то и реже; радио же было доступно всем, оно вещало весь день. И вот песнями слова вождя разлетались по всей стране - от Москвы до Памира, от Риги до Камчатки...

Вела на бой и на труд, соединяла людей

В те довоенные годы была заложена основа для появления потрясающих по силе своего воздействия песен Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия.

В годину войны с врагом советская песня развернулась во всю мощь и ширь. Слагались торжественные гимны: "Священная война", "Святое Ленинское знамя", "Под знамя славы", строевые для родов войск ("Марш артиллеристов", "Пора в путь-дорогу", "Песенка фронтового шофера"), песни-баллады ("Заветный камень", знаменитые "Дрались погеройски, по-русски", "Два Максима"). Пелись проникновенные лирические песни, хотя, казалось бы, какая лирика на войне, когда "до смерти четыре шага", когда совсем рядом и вокруг кровь, страдания. Но пели и "Землянку", и "Вечер на рейде", и "Соловьи", и "На позицию девушка провожала бойца", и "В лесу прифронтовом", и "Смуглянку"...

Русский народ - самый миролюбивый народ на земле, но его история представляет собой бесконечную череду войн за право быть самим собой, говорить на своем языке, петь свои песни. Быть воином, солдатом для русского человека так же естественно, как быть тружеником. Поэтому русский человек опоэтизировал сам военный быт. Обо всем, что сопутствует солдату на его пути, сложены песни. Первым делом, конечно, об оружии - о винтовке, а потом и о шинели, о махорке, о котелке, о бушлате, о бескозырке, о карманном фонарике... Кажется, нет песни только о портянках, а все прочее воспето.

"Пришел конец войне, пришел конец походам". Закончилась самая страшная война. Миллионы погибли на фронте и в оккупации, миллионы остались инвалидами, миллионы женщин овдовели, а миллионы детей стали сиротами, но народ-богатырь пел - всем смертям назло.

Да, писались еще и военные песни, мощный был пласт песен, посвященных борьбе за мир, но все же в народе преимущественно пели тогда лирические песни - о любви, о счастье свидания, о том, что

С неба тихо светит, Тоже в гости метит.

Спутник нашей радости - Месяц молодой.

Пели "На крылечке", "Не забывай", "Сормовскую лирическую", "У нас в общежитии свадьба", "Лучше нету того цвету...", "Далекодалеко", "Над вечерней рекой опустился сиреневый вечер"... Это был золотой век советской лирической песни, а имена В. СоловьеваСедого и В. ЛебедеваКумача, И. Дунаевского и М. Исаковского, М. Блантера и А. Фатьянова, Б. Мокроусова и Е. Долматовского, Т. Хренникова, А. Новикова, А. Суркова, Л. Ошанина (всех талантливых авторов не перечислить!) в душе народа были наравне с именами прославленных героев и полководцев, отстоявших Родину от врага.

На 60 - 70е годы приходится последний мощный всплеск советской песни. Тогда особенно проявился светлый гений А. Пахмутовой.

Новая общность - советский народ - была! "Братский, единый союз трудовой" существовал на самом деле, а не был выдумкой политпросвета, как теперь пытаются нас уверить. И одной из скреп, соединявших народы в единое целое, была советская песня.

Теперь, когда Родина тяжело больна...

Увы, ныне все это в прошлом. Наш певучий, талантливый народ замолчал. На сценах кривляются, мяукают, скачут, бегают с микрофоном так называемые певцы, а народ молчит. Да и с какой радости ему петь?

Сейчас наша Родина тяжко больна, история ее оклеветана, лучшее, чем гордился бы любой народ, засунуто в грязную и пыльную кладовку.

Из умных, светлых и добрых русских детей делают дегенератов. Специально вытравляется все национальное, мелодичное, и в нашей стране, всегда старавшейся жить на особицу, отдельно от буржуйско-капиталистического стада, пропагандируют, насаждают дикую, звериную музыку. Посмотрите на рокфестивали (их проводят с господдержкой) - здесь толпа начинает звереть и за считанные секунды превращается из юношей и девушек с русскими лицами в стадо, изнывающее от похоти.

Природное многообразие советской песни уничтожено. Осталась по сути одна тема - тема вожделения, той самой похоти, все крайне примитивно: я - тебя, ты - меня и т.д. Невозбранно и широко звучит блатная песня. А ведь это вообще ошметки, помои песенной культуры.

Но самое страшное то, что молодежь (значительная ее часть) уже не любит Родину. Советская молодежь по окончании школы, института выходила "на просторы Родины чудесной", а теперь ее выбрасывают на рынок труда. Ни надежды, ни просвета впереди, карабкайся, пробивай себе локтями дорогу к благополучию и комфорту.

Неспроста советскую песню не пускают ни на телевидение, ни на радио. Сразу стало бы видно убожество не только современной эстрады, но и самой жизни. Петь советские песни может человек, у которого в душе есть хотя бы искорка советского мироощущения. Поэтому у современных эстрадных певцов наши лучшие песни обычно звучат как глумление, как издевка, зачастую даже помимо их воли.

Люди с извращенными, уродливыми понятиями о добре и нравственности не способны переживать и, следовательно, передавать те чистые, искренние чувства, которыми наполнены советские песни.

Если нашему Отечеству и народу суждено восстать, снова стать хозяином своей истории, жизни, судьбы (верю, что так будет!), в этом возрождении нам (или нашим потомкам) не обойтись без советской песни. Она научит, подскажет, вдохновит, укажет верные пути. В советской песне, в ее великолепных мелодиях и звучащем, музыкальном слове запечатлена вся история народного Советского государства.

Песня эта бессмертна, как бессмертна душа советского народа, создавшего ее. Но нам сегодня надо всемерно бороться за возвращение советской песни в нашу жизнь, что поможет коренному изменению самой этой жизни.



Роберт БАЛАКШИН. Член Союза писателей России. г. Вологда.