Ессейским якутам обидно...

НА СЕВЕРЕ ЭВЕНКИИ исторически проживает этническая группа ессейских якутов численностью в одну тысячу человек.

Как населенный пункт Ессей упоминается в церковных книгах еще XVII века. В XIX веке здесь построили первую в Эвенкии церковь.

В те давние времена не было административной единицы Эвенкия, была Енисейская губерния.

После образования Эвенкийского национального округа в 1930 году территория проживания ессейских якутов была включена в его состав.

Исторически ессейские якуты занимались оленеводством, охотой и рыболовством.

После установления Советской власти и образования Эвенкийского национального округа ессейские якуты, сотни лет назад покинувшие историческую родину, были зарегистрированы Советской властью как якуты, их родственники на Таймыре как долганы, а оленекские - как эвенки.

Теперь долганы и оленекские эвенки считаются коренными малочисленными народами Севера и пользуются определенными льготами, а этническая группа ессейских якутов не отнесена к этой категории, и по этой причине государство отказывает им в льготах.

Ессейским якутам, конечно, обидно такое отношение власти, ведь они исторически проживают на этой земле около пяти веков - на самой суровой, дальней и труднодоступной территории Эвенкии. Практически все мясо дикого северного оленя и рыбы на территории Эвенкии добывается ими. Между тем власть не оказывает помощи в обеспечении их снегоходами, запчастями, бензином.

Такая ситуация сложилась после переименования Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 года в Эвенкийский район Красноярского края.

Возникает вопрос: почему изменения в административном делении лишили малочисленный народ его прежнего статуса?

Думаю, что будет справедливо, если краевые органы власти восстановят прежние права обособленной народности, имеющей свою культуру и особый диалект, включив этническую группу ессейских якутов в число коренных малочисленных народов Севера с полагающимися им льготами.



Владлен БОТУЛУ. Первый секретарь Эвенкийского отделения КПРФ.