Петр ОССОВСКИЙ, народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств: "Мы учились и жили в атмосфере русской истории и искусства"

ЗА ДВА ГОДА до начала Великой Отечественной войны я был принят в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу. Игорь Грабарь, по инициативе которого была создана наша МСХШ, лично принимал участие в первых двух ее довоенных наборах. Помню, в отношении меня он рекомендовал: "Возьмите его. Он хорошо делает композицию. А рисовать можно и научить". Грабарь набирал в школу способных ребят. О нас, учениках довоенной школы, могу сказать: "Мы - птенцы гнезда Грабаря".

Случилось так, что в первые месяцы войны вся МСХШ была эвакуирована не в город, а в село. Осталось неизвестным, кто совершил это судьбоносное действие, отправив школу в предгорье Урала, в Башкирию, в большое русское село Воскресенское. Оставшийся с петровских времен старинный завод из красного кирпича, где плавили руду и отливали пушки, с поросшими травой горами шлака и с потемневшей от времени и дыма заводской трубой. Белый храм, где, по преданию, Пугачев справлял "царскую свадьбу", старый пруд с плакучими ивами над тихой гладью воды недалеко от церкви. Быстрая речка Тор, всегда рыжая во время половодья, разделяющая село на две части. Мост, соединяющий берега. Проходящий через село широкий древний тракт, большак, как его называли местные жители, вдоль которого в центре села расположился живописный воскресный рынок. Пожарное депо и вышка с колоколом. Чайная, расположенная напротив, так необходимая проезжим людям. Протянувшиеся вдоль большака деревянные избы и огороды с крепкими бревенчатыми заборами. Все это стало предметом восторженного внимания учеников школы, жадно припавших к красотам деревенской жизни.

Огромное село раскинулось у подножия венцов, поросших лесом, которые являются предгорьем Уральского хребта. В нем жили женщины с ребятишками и глубокие старики, часто становившиеся нашими натурщиками.

Все мужское население было на фронте.

Естественно, нашим истинным кумиром была русская история, которую мы отображали в своих композициях. Вся школа упорно училась и жила в атмосфере искусства. Мы фактически были отрезаны от мира и родных семейных очагов, лишены соблазнов городской суеты - так проходила наша жизнь год за годом на фоне кровавой битвы, на которую мы, достигшие призывного возраста, рвались с огромным энтузиазмом. Но наш пыл охладила отсрочка, полученная из Москвы.

Эта аура, окутавшая еще не окрепшие юные души, была лучшим воспитателем наших высоких устремлений в искусстве и становлении гражданского и патриотического сознания.

Остальное довершил полученный нами от природы талант. Судьбе было угодно наделить нас такими качествами живописца, которые позволили нам быть верными сторонниками русского народного реалистического искусства. Мастера поколения, воспитанного селом Воскресенское, впоследствии стали художниками, на плечи которых легли заботы о развитии реалистического искусства середины и конца ХХ века. Подчеркну, что тогда, в первые, самые тяжелые годы войны, Сталин спас целую плеяду не только будущих художников, но и артистов, музыкантов, достигших призывного возраста, но учившихся в творческих вузах и получивших в связи с этим бронь. Благодаря этой легендарной сталинской отсрочке в начале 50-х годов в изобразительном искусстве мощно заявило о себе поколение Коржева, Иванова, братьев Ткачевых, Стожарова и многих других.

Несколько лет, проведенных на башкирской земле, приютившей нас во время войны, окончательно сформировали наши человеческие судьбы как художников великой России. Может быть, для всех нас это и было истинное, а не хронологическое начало нашей художественной жизни.

Сейчас, спустя десятилетия, творческая жизнь в стране и мире резко изменилась. В Европе давно уже исчезла линия народности искусства, приобретшего коммерческий оттенок. Для художников на передний план выдвинулись такие понятия, как слава, успех, карьера, деньги. Такой подход перекочевал, к несчастью, и в Россию. В нашей юности слово "карьера" звучало как ругательное. Не в чести было тогда слыть "модным художником". Русские мастера ХVIII - XIX веков не чурались брать лучшее в западноевропейской живописи и трансформировать эти достижения в наше, национальное искусство. На рубеже прошлого и этого веков принята такая негласная форма борьбы с реализмом в искусстве, как его замалчивание. И не случайно телевидение нам не предлагает, даже на канале "Культура", серьезных, глубоких программ, посвященных реалистическому искусству, художникам этого направления. Объясняется это просто: иначе на фоне таких программ полной бессмыслицей для восприятия окажутся насаждаемые сплошь и рядом инсталляции. Этот вид так называемой культуры пришел к нам с Запада, где художники изыскивают любые способы самовыражения, чтобы выжить. Теперь вот и российские живописцы вынуждены копировать этот путь, чтобы существовать. В результате в нашей культуре творится сущая вакханалия.

БЕЗ АВТОРА