Пенсионный тупик

После того как устами Алексея Кудрина власти объявили об ошибочности введения единого социального налога и необходимости возврата к страховым взносам, только ленивый не пинает зурабовскую (а по сути - путинскую) пенсионную реформу 2002 года. Вот только критика звучит какая-то непонятная, совсем не похожая на ту, с которой выступали коммунисты, пытавшиеся не допустить продавливания этой реформы через Государственную думу.

Спекулянты оголодали

А выступали коммунисты против ее мошеннической сути: ограбления нынешних пенсионеров за счет передачи финансовым спекулянтам при правительстве РФ - якобы для приумножения - существенной части пенсионных взносов, которые платят работодатели за каждого трудящегося. Этого у нынешних "критиков", включая самых высоких (в смысле госдолжности), и в помине нет. Напротив, кричат они, мало, мол, достается финансовым спекулянтам, не наедаются они досыта. Если не добавить, то будущим пенсионерам вообще ничего не достанется - все на свой прокорм спустят.

Под этот аккомпанемент правительство взялось за "совершенствование" пенсионной системы. Оно подготовило и протолкнуло через законодательные органы три закона. Один из них - "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - уже действует. Суть его незамысловата: если будущий пенсионер станет отдавать на прокорм финансовых спекулянтов дополнительно по тысяче рублей в месяц из своего заработка, то государство будет им доплачивать еще тысячу. Так, глядишь, совместными усилиями за десять лет и наскребется сотня-другая добавки к будущей пенсии.

О том, что останется через десять лет от этих дополнительных взносов граждан, и кабинет, и его "эксперты" стараются не упоминать. А будет с ними то же самое, что и с остальными пенсионными накоплениями.

Даже самые отъявленные из "экспертов" вынуждены признать, что основная часть накопительных пенсионных взносов, переданная для "приумножения" государственной управляющей компании - Внешэкономбанку, в результате мошеннических операций постоянно "скукоживается". В итоге коэффициент замещения средней пенсией средней зарплаты к тому времени, когда будущим пенсионерам эти накопления начнут выплачивать (с 2022 года), тоже "скукожится" с нынешнего сверхнизкого уровня в 22 - 25% до 11 - 13%.

И какой же выход ими предлагается? А очень простой: распоряжением правительства передать пенсионные накопления "молчунов" от одних (государственных) аферистов другим (частным), которые якобы показывают более высокую доходность.

При этом они в упор не желают видеть статистику, показывающую, что по итогам последних трех лет все управляющие компании, в том числе и государственная, не только не прирастили пенсионный капитал, не только не спасли его от инфляции, но и показали прямой убыток. Лучший результат в 2007 году показала управляющая компания, обеспечившая доходность в 7,3% при официальной инфляции 12%. Средняя же доходность составила 4,4% - в три раза ниже уровня инфляции. В 2008 году уже все компании показали убытки - в среднем 26,6% от той суммы, которой они распоряжались. А кое-кто из "эффективных" частных управленцев умудрился увести "налево" более 55% доверенных им денег.

Проще говоря, управляющие компании элементарно проедают пенсионные накопления граждан, выплачивая себе за "услуги" немалые деньги (на содержание персонала, бонусы руководству), а то и просто разворовывая их с помощью биржевых махинаций. Так что и тех смешных добавок, о которых взахлеб воркуют чиновники и "эксперты", гражданам, которые сдуру купятся на их посулы, не видать, как своих ушей. Ведь и эти деньги уйдут управляющим компаниям. Тем самым, которые бессовестно их проедают.

Впрочем, как показывает практика, Пенсионный фонд и сам прекрасно умеет это делать. Во второй половине 2008 года он, вместо того чтобы передать в установленные сроки накопительные взносы управляющим компаниям, сам временно разместил их в ценные бумаги (имеет такое право). Результат - 10,8 миллиарда рублей убытка.

Чиновники размножаются делением

Еще два "пенсионных" закона вступают в силу с 1 января 2010 года. Это закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". На трезвую голову и не выговоришь.

В соответствии с этими документами, если отбросить словесную шелуху, которой набралось на 11 газетных страниц большого формата, набранных убористым шрифтом, новации только две. С 2010 года создаются еще две налоговые инспекции (при Пенсионном фонде и Фонде социального страхования РФ), заметно наращивая численность чиновников. А с 2011 года существенно - с 26 до 34% от фонда оплаты труда - повышается единый социальный налог, который теперь опять переименовывается во взносы в государственные социальные фонды.

То, о чем восторженно раскудахтались прорежимные СМИ, - добавки к пенсии за советский стаж, намечено ввести с 2015 года. Разбираться с пенсионерами по этому вопросу будут другие люди. К тому времени нынешнее поколение чиновников уже уйдет в бизнес - отмывать награбленное на государственной службе.

Что стоит за отменой единого социального налога и возвратом к "взносам"? Напомню, как было дело. Захватившая власть команда Ельцина решила избавить государство от обязанности содержать пенсионеров. Пусть, мол, те, кто работает, сами содержат пенсионеров, и никто не разевает рот на госбюджет. Государство, которое они прибрали к рукам, якобы никому ничем не обязано и платить пенсии тем, кто создавал могущество разрушенной ими державы, не собирается.

Сначала реформаторы хотели было вообще обойтись частными пенсионными фондами. Однако в условиях запущенной правительством гиперинфляции эта идея не могла реализоваться в принципе. Тогда был образован государственный Пенсионный фонд. То есть к уже имевшимся чиновникам, занимавшимся социальным обеспечением граждан, добавили дополнительную чиновничью структуру со своими подразделениями во всех республиках, краях, областях и в каждом из районов. В дополнение к Пенсионному фонду были образованы Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Фонд занятости с такими же точно разветвленными структурами. То есть к существующим Минтруду и Минздраву были добавлены еще четыре таких же министерства с теми же функциями.

Для наполнения этих фондов деньгами были введены специальные налоги, названные "взносами".

Сбор этих налогов был выведен из минфиновских структур и передан фондам. То есть вместо одного Минфина с его налоговой службой было образовано еще четыре по сути таких же министерства в составе фондов, которым должны были перечислять деньги и перед которыми обязаны были отчитываться все предприятия.

Каждая из этих вновь образованных налоговых инспекций завела свой собственный учет налогоплательщиков. Для каждой потребовались штаты, помещения, мебель, вычислительная техника, командировки за границу для обучения сотрудников... На "взносах" процветали, установив себе высокие жалованья, сотрудники фондов. Напомню, что даже тогда, когда пенсионеры по нескольку месяцев не получали установленные им решениями правительства нищенские пенсии, аппарат Пенсионного фонда бесперебойно получал самую высокую в стране зарплату.

Правда, потом одну из этих паразитических структур - Фонд занятости - все же ликвидировали.

"Взносы" в нее были самыми маленькими и поэтому почти полностью уходили на содержание чиновничьего аппарата. На мизерные пособия безработным денег не оставалось: их тоже не выплачивали годами. С введением единого социального налога в 2002 году налоговые структуры при трех оставшихся фондах были упразднены. Их функции стала выполнять Государственная налоговая служба. Но реально "пострадали" только два фонда: социального и медицинского страхования. Пенсионный фонд, напротив, резко увеличил свою численность, превратившись в суперминистерство. Его начальству удалось не только пристроить всех высвободившихся чиновников, но и набрать дополнительных из своих ближних.

Дело в том, что введенная реформой 2002 года накопительная пенсионная система "потребовала" вести учет не только по всем предприятиям, но и по каждому работнику в отдельности. А это в несколько раз увеличило объем работы, под которую был набран дополнительный штат, приобретены более просторные помещения, закуплены дополнительное оборудование, вычислительная техника и т.д.

Мало того, под эту накопительную аферу был разработан чудовищный по сложности и трудоемкости механизм расчета пенсии. Он настолько сложен, что ни один нормальный человек не сможет получить даже представление о размере своей будущей трудовой пенсии. И это при издевательски низком ее размере.

Но зато сколько паразитов на этом кормится!

Руководству двух остальных государственных фондов оставалось только облизываться. Но они не теряли надежды вернуться к прежней системе сбора "взносов". И дождались. В качестве самой эффективной антикризисной меры по борьбе с безработицей Пенсионному фонду и Фонду социального страхования с 2010 года возвращают функцию сбора "взносов", а значит, и соответствующие штаты.

Не повезло только Фонду обязательного медицинского страхования. Его руководство во время подготовки законопроекта находилось за решеткой, дожидаясь приговора за крупномасштабные аферы (видимо, не захотело поделиться с кем надо). Судя по всему, в назидание за жадность его лишили этой кормушки, поручив собирать "взносы" для него Пенсионному фонду.

Пенсионная удавка

Теперь рассмотрим вторую новацию - увеличение налоговой нагрузки на заработную плату. В оправдание такого непопулярного шага правительство приводит "убойный" аргумент: мол, доходы Пенсионного фонда недостаточны для пенсионных выплат. Поэтому из федерального бюджета приходится передавать ему все больше и больше денег, которые в условиях кризиса нужны для других целей.

Вообще-то это откровенная и наглая ложь. Рост дотационности Пенсионного фонда как страховой организации происходит вследствие того, что правительство "вешает" на него ради собственного удобства и "экономии" бюджетных средств дополнительные функции.

Так, Пенсионный фонд выплачивает чиновникам, военнослужащим, сотрудникам других силовых ведомств государственные пенсии, которые не формируются из страховых взносов работодателей, а должны по закону финансироваться из федерального бюджета. Точно так же на Пенсионный фонд "повесили" выплату самых разных социальных пособий, которые не имеют никакого отношения к пенсионному страхованию работающих граждан. Это социальные пенсии тем, кто не заработал трудовую пенсию, пенсии и ежемесячные денежные выплаты взамен утраченных по 122-му закону льгот инвалидам, "чернобыльцам" и другим пострадавшим от радиации, ветеранам войн, героям, "блокадникам", узникам концлагерей (в том числе и разовые подачки в связи с различными датами), по случаю потери кормильца, льготы "северянам", пособие на погребение. Даже выплату "материнского капитала" на него "повесили". А разросшийся в связи с выполнением всех этих функций штат фонда, между прочим, содержится на страховые взносы работодателей. И сумма эта немалая: в 2009 году, например, на эти цели планируется израсходовать более 69 миллиардов рублей.

Естественно, что деньги на выполнение всех этих функций не могут отбираться у тех, кто платит в Пенсионный фонд страховые пенсионные платежи. Их источником может быть только федеральный бюджет. А поскольку правительство наращивает свои социальные обязательства, подкидывая подачки то одной, то другой группе населения, а также индексирует их в соответствии с утверждаемой им величиной инфляции, то и бюджетные трансферты Пенсионному фонду растут год от года.

Так, в бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год после всех поправок из 3 триллионов 282 миллиардов рублей, которые должны в него поступить, на выплату страховых трудовых пенсий (то есть того, для чего он изначально и был создан) предусмотрен лишь 1 триллион 248 миллиардов. Еще 1 триллион 22 миллиарда рублей - на базовую пенсию, которую получают все, независимо от трудового вклада. А 1 триллион 12 миллиардов - на выполнение других функций.

Почему же это обстоятельство вдруг так озаботило кабинет? Что стоит за нежеланием правительства отдавать бюджетные деньги Пенсионному фонду? Найти другое объяснение, кроме стремления вернуться к прошлой, по сути, уголовной практике, когда свои бюджетные обязательства правительство оплачивало из страховых пенсионных взносов работающих граждан и даже заимствовало (разумеется, без отдачи долга) у "богатого" Пенсионного фонда немалые деньги. При этом размер трудовых пенсий оно регулировало так, чтобы обеспечить ускоренное вымирание пенсионеров.

Судя по всему, именно ради этой цели и повышается налоговая нагрузка на работающих. Если сейчас за один рубль, выплаченный работнику, предприятие отдает государству 71 копейку, то впредь придется выкладывать 82.

Если кому-то непонятно, поясню. Чтобы заплатить работнику 1 рубль, предприятие должно ему начислить 1 рубль 15 копеек (после вычета 13-процентного подоходного налога останется как раз рубль). На эту сумму накручивается 34% страховых взносов. Получается 1 рубль 54 копейки. И уже на все это начисляется 18% налога на добавленную стоимость (НДС). В итоге получаем 1 рубль 82 копейки.

Кто-то скажет: ну и хорошо, пусть буржуи больше платят, нам больше достанется. Но платят-то не они, а мы сами, так как все налоги и другие обязательные платежи по инструкции Минфина закладываются в себестоимость товаров и услуг, а значит и в их цену. Покупая товары и оплачивая услуги по этим вздутым за счет множества всевозможных налогов и чиновничьих поборов ценам, мы из своего кармана оплачиваем благополучие этой братии.

Штатные "эксперты" при власти приводят и другой аргумент. Мол, в 2005 году, когда единый социальный налог снизили с 36% до 26% ради "обеления" зарплат, не рассчитывали на такой быстрый рост пенсий, с каким имеем дело сейчас. Да и эффект от вывода зарплат из "тени" оказался несколько ниже ожидаемого, в результате чего Пенсионный фонд все еще не досчитывается существенной части отчислений.

При этом они в упор не хотят видеть простейший и самый надежный способ решить проблему "серых" зарплат. Для этого достаточно освободить работодателей от уплаты единого социального налога. Тогда у них не будет соблазна платить всю или часть зарплаты "в конвертах". Вопрос упирается в очевидное обстоятельство. Если граждане сами будут платить этот налог, то есть увидят, сколько с них на самом деле сдирает государство, они уже не будут так безропотно терпеть разворовывание чиновниками своих денег, а с пристрастием спросят, куда те их девают.

Накопительная дурь

Но главный-то вопрос здесь в другом: зачем увеличивать налоговую нагрузку на работающих граждан, если сейчас 30% уплаченных ими пенсионных взносов передается финансовым спекулянтам, проедающим их? Не проще ли отказаться от этой накопительной аферы и направить высвободившиеся деньги на повышение пенсий?

Но нет, вместо того, чтобы в кризис поприжать паразитов, кабинет умышленно душит производство, обкладывая его непомерными налогами и закручивая гайки, применяя немыслимые штрафы к тем, кто не в состоянии расплатиться с чиновниками. Кроме того, надо ли напоминать, что взвинченные с помощью налогов и чиновничьих поборов цены на отечественные товары делают их неконкурентоспособными не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Однако у чиновников на этот случай заготовлен "железный" аргумент: мы, мол, не можем обманывать будущих пенсионеров, которым обещали повышенную пенсию за счет накопленного пенсионного капитала.

Но обманывают-то их именно этими обещаниями.

Выше уже было показано, как управляющие компании проедают этот капитал. Кроме того, коммунисты, пытаясь предотвратить пенсионную реформу 2002 года, указывали на полную бессмысленность введения накопительной системы при криминальном государстве. Грабительские ельцинские реформы, сопровождавшиеся гиперинфляцией, дефолт 1998 года, сегодняшний кризис недвусмысленно демонстрируют предстоящую судьбу пенсионных накоплений. Ведь власть даже накопления граждан в Сбербанке, сделанные до 1992 года, отказывается до сих пор возвращать.

А уж то, что сама награбила, - и подавно.

Однако вопрос здесь упирается не только в моральные принципы тех, чей бог - нажива, кто ради нее готов на любую подлость. Главное - в другом: возможны ли вообще пенсионные накопления в масштабах общества?

Один человек чисто теоретически может что-то накопить на старость, а вот общество в целом - нет.

Оно в каждый отрезок времени потребляет ровно столько товаров и услуг, сколько произведено работающими его членами.

Бессмысленно накапливать (за исключением стратегических резервов) продукты питания и потребительские товары. Когда склады предприятий забиваются продукцией, как сейчас, во время кризиса, они прекращают ее выпуск. А услуги врачей, энергетиков, связистов и т.д. вообще невозможно накопить. Поэтому фактически речь всегда идет о распределении произведенных товаров и услуг между различными группами населения - независимо от того, какими законами и правилами оно оформляется.

Сегодня российская власть выделяет пенсионерам двадцатую часть и без того невеликого валового внутреннего продукта. Поэтому пенсионеры живут плохо. А завтра, если сохранить эту накопительную систему, будут жить еще хуже. Именно система распределения произведенного общественного продукта порождает нищету основной массы населения России, включая пенсионеров, с одной стороны, и сверхдоходы бесящейся с жиру "элиты" - с другой.

Единственно возможная пенсионная система - солидарная. Все остальные - просто мошеннические аферы, придуманные финансовыми спекулянтами с целью грабежа работающей части населения.

В СССР пенсии выплачивались непосредственно из государственного бюджета. Условия их начисления и размер определялись социальной политикой государства. По мере роста экономики повышались и пенсии как неотъемлемый элемент общего роста благосостояния граждан. Такая система не требует сонма чиновников и финансовых спекулянтов, которые, "заботясь о пенсионерах", процветают за счет работающих в реальном секторе. Она не нуждается в бессмысленно сложных расчетах: любую социальную поддержку можно сделать очень простой и ясной для понимания. На то она и солидарная система, чтобы, когда дела идут нормально, все могли себя хорошо чувствовать, а когда случается беда - вместе затягивать пояса, пока не выберемся.



Владимир ДЕКТЕРЁВ.