Реальные причины инфляции

Согласно официальной статистике, рост цен на потребительские товары в 2007 году составил 11,9-, что является, мягко говоря, лукавством. Хитрость Росстата заключается в том, что рассчитывается инфляция по 400 наименованиям потребительских товаров. Если же расчёт проводить по товарам и услугам первой необходимости, на которые только и хватает доходов малообеспеченной части населения, к которой относится более половины наших граждан, картина получается иной.

ПО ДАННЫМ Института экономики РАН, для большинства населения инфляция составила в 2007 году более 20-. Это намного выше, чем рост доходов соответствующей группы населения. Но наш министр финансов заявляет, что повышать доходы малообеспеченных граждан нельзя ни в коем случае: деньги, выброшенные ими на рынок, подстегнут инфляцию.

Однако на практике инфляцию вызывает не только избыток, но и дефицит денежной массы. А.Кудрин настаивает, что денежная масса в обращении в России не должна превышать 27—28от валового внутреннего продукта (ВВП). Для нормальной работы экономики денег требуется ровно столько, чтобы можно было продать произведённый ВВП. В США, например, объем денежной массы в обращении равен 120—130от ВВП. Почему же в России требуется в пять с лишним раз меньше?

Сегодня многие не знают, что в результате навязанного России МВФ в 1992 году кабального договора наша страна по сути лишилась своих финансов. А долгосрочная политика правительства стала строиться на основе принципов монетарных ограничений, разработанных в МВФ для "туземных" развивающихся стран еще в 80-х годах. Суть этой политики заключается в том, чтобы, во-первых, разрушить в стране реальное производство, сохранив лишь экспортно-сырьевой сектор; во-вторых, подорвать её финансы, навязав долларизацию экономики; в-третьих, ограничить денежную массу объёмом сырьевого экспорта, поступающего в метрополию (США).

Вот об этом-то жёстком правиле МВФ и талдычит А. Кудрин: объем денежной массы в обращении "туземной страны" должен быть ограничен примерно 30-от ВВП. Таким образом, наш министр финансов является по сути своей проводником подрывной антигосударственной и антинациональной политики, навязанной России МВФ в 90-х годах.

Дефицит национальной денежной массы и система кредитных ограничений (ни частные банки, ни государственные финансовые институты не предоставляют долгосрочных кредитов, в которых нуждаются российские предприятия) заставляют отечественные компании брать кредиты за рубежом. А кредитная долларовая экспансия из-за рубежа, кроме всего прочего, подстёгивает инфляцию. По искривлённой логике руководства Минфина получается так: если дать кредиты национальным производителям, то это, дескать, вызовет инфляцию, так как увеличит денежную массу в обращении. Но если эти же национальные компании возьмут кредиты за рубежом, то инфляции вроде бы и не будет, хотя данная операция всё равно увеличит денежную массу в обращении. Разница только в том, что проценты за кредиты получат иностранные банки, а не государство, которое могло бы на средства стабфонда уже давно создать мощную национальную инвестиционную корпорацию для долгосрочного кредитования предприятий. Однако в целом инфляция в России на 75—80определяется ростом цен на товары и услуги монополистов: электроэнергию, транспорт, услуги ЖКХ, связи, на топливо и продукты питания. При этом правительство само провоцирует рост инфляции, планомерно — из года в год — утверждая повышение цен на электроэнергию, транспорт, услуги ЖКХ и связи в размерах, намного превышающих его же прогноз инфляции.

Так, согласно плану Минпромэнерго, в 2008 году средняя оптовая цена на газ вырастет на 25-при прогнозе инфляции в 8-, а в 2009 и 2010 годах запланировано повышение цен по 13-дважды в год, подтягивая внутренние цены на газ к мировым. А это ещё сильнее раскрутит спираль инфляции из-за инфляции издержек.

Как видим, основным источником нашей инфляции является вздувание правительством цен на товары и услуги, производство которых находится в руках государства или контролируется им. Кроме этого, инфляцию подстёгивает неконтролируемый рост цен на топливо, в частности — на бензин.

В любой стране бензин — это стратегический товар, а в России, имеющей огромную территорию, он вдвойне стратегический, цены на него должно регулировать государство. Во Франции, например, цены на бензин за 2005 год выросли всего на 5-, а у нас — на 40-. Совокупные потери сельского хозяйства от роста цен на топливо составили в 2005 году 18 миллиардов долларов.

По данным на лето 2005 года, тонна пшеницы стоила 2 тысячи рублей, а тонна солярки — 14 тысяч, тонна бензина — 16 тысяч рублей. В августе 2006 года цены на топливо уже достигли 20 рублей за литр. В 2007 году цены на моторное топливо более или менее стабилизировались, однако разрыв сохранился.

Инфляцию подстёгивает также стремительный рост цен на продовольствие. Как и в случае с ростом цен на бензин, правительственные чиновники и экономисты объясняют его влиянием мирового рынка. Там, дескать, растут цены на мясо, на пшеницу, на масло, а мы как часть открытой мировой экономики не можем стоять в стороне.

Однако давайте говорить серьёзно. Цены на продовольствие, как и на топливо, имеют внутреннюю и внешнюю структуру. Внутри страны цены на продовольствие диктуют международные корпорации, захватившие основную часть нашей пищевой промышленности и сетевых супермаркетов.

Если доля импортных продуктов питания в структуре внутреннего потребления превысит 30-, то уже одно это представляет серьезную угрозу для экономической и национальной безопасности страны. А у нас в Москве и ряде других крупных городов доля продуктового импорта колеблется от 50 до 80%.

Реальная угроза для национальной безопасности заключается в том, что международные сетевые структуры являются постоянным и неконтролируемым источником инфляции, а значит, и нестабильности в стране. Кроме того, они превращаются в самый настоящий анклав: товары бесконтрольно завозятся из-за рубежа, а вырученная прибыль уходит за границу.

Очевидно, что надо принимать просто экстренные меры для подъема сельскохозяйственного и всего общественного производства. И частью этих мер должно быть формирование национальной государственно-кооперативной сбытовой системы. Она может и должна быть создана. Деньги для этого есть. И пусть нам господин Кудрин не пудрит мозги, будто это приведет к инфляции. Пора прекратить политическое шаманство, прикрывающее предательство интересов страны.



Александр Олейников