Светлый путь Паши Ангелиной и её поколения

Прасковье Никитичне Ангелиной, организатору первой в СССР и мире женской тракторной бригады, 12 января исполнилось бы 95 лет. Но знают и помнят ее попрежнему по имени, как называли в юности, в далекие 30е годы прошлого века,— Паша Ангелина. Она вошла в историю нашей Родины вместе с известными ткачихами сестрами Виноградовыми, шахтером Алексеем Стахановым, машинистом Бусыгиным. Они олицетворяли собой эпоху, поколение строителей первого на планете рабочекрестьянского социалистического государства, стали прототипами героев известных советских кинофильмов: "Трактористы", "Свинарка и пастух", "Большая жизнь", "Учитель", "Коммунист", "Светлый путь" и другие.

ПЕРЕЛИСТЫВАЮ СТРАНИЦЫ "Правды" от 24 октября 1957 года: в статье "О самом дорогом" Герой Социалистического Труда, бригадир тракторной бригады СтароБешевской машиннотракторной станции Сталинской области Прасковья Ангелина рассказывает читателям о своем жизненном и трудовом пути. Спустя полвека её исповедь заставляет задуматься о многом. "Наша семья Ангелиных, как и многие, ей подобные, из поколения в поколение батрачила у кулаков. Работая с утра до ночи, они не имели вдоволь куска хлеба. С малых лет миллионы людей становились рабами алчной кучки мироедов, наживших богатство на поте и крови трудового народа. Мне самой с детских лет пришлось батрачить у кулаков. То была тяжёлая, изнурительная работа. Она не только выматывала все силы, но и опустошала душу..."

Стоп! Не о нынешнем ли времени эти строки? Миллионы людей и теперь вынуждены батрачить на новоявленных кулаков, присвоивших общенародную собственность, превративших заводы и фабрики, колхозы и совхозы, пахотные земли, недра, леса и водоёмы в источники личной наживы, нещадно эксплуатируя при этом наёмных работников?

"Советская власть создала условия, при которых каждый стал работать на своё общество, на себя. Колхозная жизнь окрылила людей, крестьяне впервые в истории почувствовали радость своего труда, ощутили плоды своей работы!" — под этими словами П.Ангелиной могут подписаться многие из поколения советских людей, кто самоотверженно и честно трудился на благо страны, а значит, и своей семьи.

В 1929 году в украинском селе СтароБешево появился первый колхоз, председателем которого выбрали отца Паши — Никиту Васильевича. Паша училась в школе, а вечерами работала на колхозной ферме. В свободное время читала Толстого, Тургенева, Чехова, Горького, а чаще всего — своего любимого Пушкина. Как бы сложилась судьба этой девушки и тысяч её сверстниц, если б не Советская власть: до десяти лет Паша не разумела даже грамоты. Она поднималась вместе с селом. Крепло артельное хозяйство. В центре села построили клуб на двести мест, каменную трёхэтажную школу. Появились больница, детские ясли. Получали новое жильё и колхозники. Семья Ангелиных тоже переехала из полуразвалившейся избы на краю болота в новый, красивый дом с просторными комнатами, светлыми окнами, верандой.

Конечно, нелегко было в условиях классовой борьбы первых двух десятилетий Советской власти строить новую, социалистическую деревню. Но у людей были цель и смысл жизни, поэтому трудностей они не боялись и силам счёт не вели. Пришло время, и колхозные семьи впервые за многие годы крестьянской жизни стали получать столько хлеба, что каждый день могли есть его досыта. То было время, когда молодёжь жила по принципу, сформулированному Маяковским: "Мой труд вливается в труд моей республики". У Паши Ангелиной появилась своя цель жизни — научиться работать на тракторе. Настояла она, чтобы приняли ее на курсы трактористов, начала вместе с парнями осваивать новую профессию. К такому выбору односельчане отнеслись неоднозначно. "Где ж, люди добрые, видано, чтоб девка машиной понукала!", "Всякий стыд потеряла", "Не женское это дело!" — то и дело слышала она в след. Но Прасковья упорно шла к цели и вскоре уже в совершенстве владела техникой. Она умела самостоятельно разобрать и собрать мотор, на слух безошибочно определяла качество его работы. Она проявляла в работе такие способности, что все только руками разводили. И неудивительно, что предложение боевой, энергичной Паши Ангелиной организовать женскую тракторную бригаду в конце концов поддержали и в политотделе МТС. Девушки со свойственным молодости энтузиазмом включились в работу. Было это в 1933 году. А уже спустя два года они поражали страну невиданными результатами. При тогдашней наркомземовской норме выработки на 15сильном тракторе в 300 гектаров они обработали по 1230 гектаров, а затем довели свою выработку на трактор до 2000 гектаров.

Вскоре бригада Ангелиной превратилась своего рода в высшую техническую школу по подготовке механизаторов. "В те годы по нашему примеру во многих областях и республиках страны начали создавать женские тракторные бригады. И когда мы вместе с Пашей Ковардак обратились с призывом к советским женщинам: "Сто тысяч подруг — на трактор!" — откликнулись сотни тысяч. Как радостно было сознавать, что, овладев профессией трактористок, наши женщины в суровые годы Великой Отечественной войны смогли заменить своих мужей, братьев и отцов, ушедших на фронт. Это они, наши подруги, славные дочери героического советского народа, не дали заглохнуть моторам тракторов на нивах, кормивших тогда фронт и тыл страны",— вспоминала Прасковья Никитична на страницах "Правды".

В годы войны трудовой фронт отодвинулся на восток. Бригада Паши Ангелиной работала в далеком ауле Теректа ЗападноКазахстанской области. В трудных условиях военного времени девчата не снижали выработки, помогали колхозникам выращивать небывалый в тех местах урожай, внося тем самым свой вклад в разгром ненавистного врага. Однажды получили телеграмму от И.В. Сталина — "Высшая правительственная. Бригаде Паши Ангелиной. Благодарю всех трактористок за заботу о Красной Армии и лично вам, Паша Ангелина, жму крепко руку. И.В. СТАЛИН". И уж совсем неожиданно в суровый военный год было появление в казахстанских степях корреспондента "Правды" И.Н. Рябова. "И зря не ожидали. Нужно, чтобы и в тылу, и на фронте знали о делах украинских механизаторов в Казахстане. Наша редакция внимательно следит за работой вашей бригады",— сказал Иван Николаевич.

Несколько дней провел правдист в ауле Теректа. Они тогда долго беседовали, обсудили чуть ли не каждый день работы бригады в Казахстане.

И даже выпили по рюмочке водки, что нашлась в запасах Пашиной мамы Ефимии Фёдоровны. Рябов провозгласил тост за здоровье первого в стране и мире бригадира женской тракторной бригады, за старейших земледельцев Ангелиных. Перед отъездом журналиста Паша попросила его по возможности передать от нее письмо односельчанам в СтароБешево.

Недели через две Паша и её подруги уже слушали по радио напечатанную в "Правде" статью Рябова о работе их тракторной бригады в колхозе имени Будённого. А вскоре полетели в аул из разных уголков страны, со всех фронтов письма и телеграммы.

"...Сегодня я прочёл в газете "Правда" о том, что вы лично, товарищ Ангелина, внесли на строительство танковой колонны двести восемнадцать пудов хлеба, а ваши славные подруги — пятьсот пятьдесят пудов. Ваш благородный поступок воодушевляет нас на ещё более героическую борьбу с фашистами. Дорогая Паша, мы на фронте, а вы в тылу решаем общую задачу: как можно скорее разгромить гитлеровцев и освободить священные земли нашей Родины..." Это письмо танкиста Ильи Назарова — одно из многих, приходивших тогда в казахстанский аул. Вскоре после освобождения Донбасса бригада вернулась в родные места. Узнала Паша от своих односельчан, как дошло в родное село ее послание, которое она просила передать Ивана Рябова: однажды над оккупированным СтароБешево появился самолет, а из него посыпались листовки, напечатанные крупным шрифтом — это редакция "Правды" набрала типографским способом текст письма Паши Ангелиной, в котором она писала, что фашистам скоро придёт конец, что работают они для фронта, а как прогонят немцев — всей бригадой в родной колхоз возвратятся. Старобешевцы, поднимая эти листочки, плакали от радости, обнимались, говорили: "Ангелинцы живы, значит, и Советская власть жива". А немцы бесновались в бессильной ярости.

Поднимая народное хозяйство, на руинах, на пепелище в небывало короткие сроки подготовили женщины тракторный парк к весеннему севу. Правда, это были не совсем обычные машины: их собрали по частям, находя в груде металлолома. Это был самый тяжёлый год в их совместной биографии. Но в поле бригада выехала вовремя — отсеялись и подняли пары, собрали первый урожай на освобождённой земле и засеяли озимь. Красная Армия ещё вела освободительную войну на территории врага, а в Советской стране уже восстанавливали шахты и заводы, поднимались колхозы и совхозы.

"Социалистический строй преобразил нашу Родину, поднял человека труда на небывалую высоту. Труд в нашей стране стал неотделим от достатка, радости, славы — всего, что составляет жизнь советского человека",— словно напоминает нам Паша Ангелина о своем времени в "правдинской" статье, посвященной 40летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Советское правительство высоко оценило труд первой женщинытрактористки. Прасковья Никитична Ангелина награждена тремя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, тремя золотыми медалями Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С 1933 года ее постоянно избирали членом ЦК Компартии Украины. С 1937 года она непрерывно избиралась и депутатом Верховного Совета СССР. Будучи делегатом II Всесоюзного съезда колхозниковударников, принимала непосредственное участие в выработке "Примерного устава сельскохозяйственной артели". На VIII Чрезвычайном съезде Советов П.Н. Ангелина участвовала в подготовке и утверждении Конституции СССР. Она — делегат ХVIII, ХIХ и ХХ съездов КПСС. В 1960 году о П.Н. Ангелиной вышла книга Аркадия Славутского.

В начале ХХI века большинству молодых граждан остается лишь мечтать о любимой профессии, о достойной и хорошо оплачиваемой работе, о творческой самореализации, об уважительном к себе отношении государства и власти. Тут уж не до призвания. Энтузиазм направлен на то, чтобы устроиться хоть на какуюто работу, позволяющую сводить концы с концами. Реставрация капитализма вновь вгоняет страну в пучину батрачества, нещадной эксплуатации труда, где человек уже и не труженик, а дешёвая рабочая сила, которой работодатель вправе распоряжаться как своей собственностью. И только возвращение экономики на социалистические рельсы, только политика, отражающая интересы большинства населения, только возвращение народовластия — залог того, чтобы страна наша преобразилась.

ТАТЬЯНА МОРОЗОВА