Магнит единения стран-соседей

Беседа члена Президиума ЦК КПРФ, заместителя председателя Государственной думы Валентина КУПЦОВА и политического обозревателя "Правды" Виктора ТРУШКОВА.

— Валентин Александрович, вы являетесь заместителем председателя российско-китайской межпарламентской комиссии по сотрудничеству между нашими странами и недавно вернулись из Пекина со второго заседания комиссии. Это новая форма международной деятельности парламентариев. Можно ли уже сегодня, после двух заседаний межпарламентской комиссии, делать вывод, что находка продуктивна и ее работа приносит реальные весомые результаты?

— Российско-китайская межпарламентская комиссия по сотрудничеству создана год назад. Во всем мире идет поиск нестандартных, эффективных форм сотрудничества между парламентами разных стран. Если же говорить о Федеральном собрании РФ, то активно работает российско-армянская межпарламентская комиссия, которую с нашей стороны возглавляет Николай Иванович Рыжков. Она уделяет очень много внимания взаимовыгодному хозяйственному сотрудничеству между нашими странами. Нынче приступила к работе аналогичная комиссия парламентариев России и Республики Молдова. Подобная форма сотрудничества используется Госдумой в отношениях с парламентами Франции и Италии.

Отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в последнее время серьезно укрепляются. Об этом говорит уже тот факт, что в прошлом году состоялось шесть встреч на высшем уровне. Постоянно поддерживаются контакты между правительствами. На этом фоне логично стремление задействовать механизм взаимодействия Государственной думы и Всекитайского собрания народных представителей. При этом речь идет об отказе от дежурных форм сотрудничества вроде ознакомительных поездок.

Наша комиссия постоянно действующая.

Она работает на плановой основе. Серьезное внимание ее деятельности уделяет государственное руководство. В частности, китайские руководители подчеркивали, что сотрудничество депутатов наших стран призвано стать целеустремленным, содействовать укреплению дружбы между нашими народами. Об этом говорили и Председатель КНР, Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао, и Председатель Всекитайского собрания народных представителей У Банго.

Мы рассматриваем нашу комиссию как новый шаг в восстановлении добрососедских, дружеских отношений между нашими странами. К тому же создание межпарламентской комиссии прекрасно вписывается в Год России в Китае, каким был 2006 год, и в нынешний Год Китая в России.

Наряду с традиционными экономическими и гуманитарными вопросами серьезное внимание уделяется вопросам экологии и природопользования. В соответствии с регламентом костяк повестки дня очередного заседания начинает формироваться за год до него. А это значит, что к заседанию идет серьезнейшая подготовка. Вопросы предварительно рассматриваются в научных кругах и сообществами специалистов.

Так, по инициативе депутатов наших парламентов сложные экологические проблемы, существующие в пограничье России и Китая, весной 2006 года рассматривались на специальном совещании ученых. Шло серьезное обсуждение экологии реки Сунгари, городов Благовещенска, Хабаровска и так далее. Выработанные учеными рекомендации были положены в основу того документа, который был принят на заседании комиссии в Пекине.

— Известно, что экономическое сотрудничество между нашими государствами в последние годы нарастает впечатляющими темпами. Природа этого реального сдвига объективна: мы — соседи. К тому же в свое время были заложены серьезные традиции взаимовыгодного экономического сотрудничества наших стран. Однако нынешняя геополитическая модель принципиально отличается от той, которая была, скажем, полвека назад, когда такие традиции формировались. Какие новые глобальные факторы оказывают влияние — как положительное, так и отрицательное — на российско-китайские отношения?

— Разрушение СССР привело к формированию однополярного мира. США и НАТО стремятся приблизиться к нашим границам. В условиях нового геополитического положения заметно ухудшились отношения России и с Соединенными Штатами Америки, и с Евросоюзом. Появились даже заявления о возрождении "холодной войны". По крайней мере, по периметру России появилось много точек недружелюбия в отношении нашей страны, нарастают действия, направленные на создание искусственной напряженности между Россией и Украиной, по раздуванию "мировой оранжевой революции".

В таких условиях естественно стремление иметь добрые отношения с одной из крупнейших в мире стран, к тому же членом Совета Безопасности ООН. Тем более что стремление к ним взаимное. Таково веление времени. Речь не идет о пустых декларациях. В 2006 году объем торговли между Россией и Китаем достиг рекордной для постсоветского времени отметки. Он составил около 34 миллиардов долларов. Руководителями двух государств была поставлена задача — довести к 2010 году объем взаимной торговли до 60 миллиардов долларов, и для этого имеются достаточные предпосылки.

Основной ближайшей задачей развития российско-китайского сотрудничества является повышение качества наших экономических отношений, в частности развитие технологической и производственной кооперации. В России создаются две промышленно-производственные, четыре технико-внедренческие особые зоны, семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа, предусматривается создание портовых особых экономических зон. Опыт китайских партнеров здесь для нас особенно важен.

— Однако всякое развитие внутренне противоречиво. Особенно когда речь идет о странах, принадлежащих к разным общественно-экономическим системам, разным цивилизациям, заметно отличающимся геополитическим интересам. В частности, для наших стран в последнее время заметно обострилась проблема миграции населения. Активное стремление китайцев обживаться на российском Дальнем Востоке вызывает тревогу у значительной части наших сограждан. Конечно, на этой проблеме базируется немало политиканства и спекуляций. Однако на фоне того, что Российское государство за последние 15 лет сделало слишком многое для того, чтобы вытеснить граждан РФ с Дальнего Востока, чтобы обезлюдить этот край, проблема китайской миграции не выглядит высосанной из пальца. Об этих острых темах шел разговор на втором российско-китайском межпарламентском диалоге?

— Действительно, за последние 15 лет государством делалось непозволительно мало для того, чтобы остановить отток граждан России с Дальнего Востока и Сибири. За эти годы их население сократилось на 7 миллионов человек. Государство само открыло ворота для въезда в страну под видом предпринимателей всем, кому не лень. Первая половина 90-х годов характеризовалась массовым проникновением на нашу территорию китайцев, вьетнамцев, граждан других стран. За промыслом. Многие из них, регистрируясь в приграничных зонах, потом разъезжались по всему региону, да и по всей стране. Понятно, что это нанесло громадный ущерб стране. В то же время в России не принимались законы, которые регулировали бы миграцию. В последнее время, как отмечалось на заседании комиссии, положение начало меняться. Приняты новые законы о миграционной политике, есть надежда, что эти процессы будут регулироваться. Но ситуация обостряется тем, что без дополнительных трудовых ресурсов нам Дальний Восток не поднять.

На заседании комиссии по этой проблеме шел очень конкретный разговор.

— Тенденции в миграционных потоках пока остаются неизменными?

— На заседании комиссии нашими депутатами, в частности представителем Хабаровского края в Госдуме Шпортом, были приведены конкретные, весьма тревожные данные.

Основным поставщиком иностранной рабочей силы в Хабаровский край является Китай. Здесь на граждан КНР приходится 38% всех иностранных работников. По прогнозу, их численность к 2012 году возрастет почти втрое. Было обращено внимание на те сферы, в которых по преимуществу трудятся китайские мигранты. В 2006 году 35% граждан КНР работало в торговле, общественном питании и на потребительском рынке, 23% — в лесной и деревообрабатывающей промышленности, 20% — в перерабатывающих отраслях и 12% — в строительстве.

— Какие негативные последствия китайской миграции были отмечены в выступлениях депутатов Госдумы на комиссии?

— На комиссии отмечалось, что трудовая миграция часто бывает незаконной. Многие китайцы оформляют визы в качестве туристов, но затем не возвращаются на родину. В 2006 году 6677 граждан КНР были привлечены к административной ответственности за нарушение режима пребывания на территории России. Это 55% всех административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами. За пределы РФ по решению судов было выдворено 209 китайских граждан.

Незаконная трудовая миграция порождает рост теневой экономики, ведет нередко к снижению уровня заработной платы и даже к росту межнациональной напряженности. Что касается самих нелегальных мигрантов, то они зачастую подвергаются дискриминации на рынке труда.

Было бы, однако, опрометчиво видеть лишь негатив от китайской миграции. Китайцы, например, показывают пример добросовестного отношения к труду. Они несут в регион высокую культуру овощеводства, использования морепродуктов.

Перед пекинским заседанием комиссии была создана межправительственная рабочая группа, которая провела два заседания — в Хабаровске и Пекине. Российская сторона предложила сконцентрировать усилия обоих государств на создании совместной системы, способствующей организованному въезду граждан КНР в Россию и граждан России в Китай для осуществления временной трудовой деятельности. Китайские партнеры высказали заинтересованность в выделении специальных квот для китайских работников, которые будут привлекаться для осуществления крупных инвестиционных проектов.

— Однако в хозяйственной деятельности и китайских партнеров, и российских структур доминирует не просто сырьевая направленность, а наиболее нерациональные, даже хищнические ее виды. Особенно это проявляется в отношении к лесу. Депутаты Госдумы предлагали еще прошлой весной обсудить эту тему на пекинском заседании межпарламентской комиссии. Обсуждение состоялось?

— Причем очень серьезное. Наши депутаты отмечали, что за несколько последних лет экспорт российской древесины в Китай увеличился почти в десять раз. Древесина занимает второе место в общем объеме российско-китайского экспорта. Но особую тревогу вызывает то, что вывозится лес-кругляк. Причем на необработанную древесину приходится 94% всей вывозимой лесопродукции и только 5% — на пиломатериалы. Между тем правительство РФ намерено уже в 2009 году прекратить вывоз кругляка и ввести фактически заградительные пошлины. Но если в оставшееся время не будет достигнут прорыв в развитии деревообработки региона, то пострадают от планируемого запрета опять-таки Дальний Восток и его население.

Но на заседании комиссии вопрос ставился шире, серьезнее. Хищническое отношение к лесу рассматривалось как важная составляющая опасного нарушения экологической системы. Депутат Госдумы Комарова говорила о том, что бесконтрольная вырубка лесов, пожары и нерациональное землепользование привели к сокращению биологического разнообразия в бассейне Амура. А бассейн реки Сунгари стал источником пыльных бурь, достигающих побережий Охотского и Японского морей.

Отмечалась серьезная опасность экологического и экономического ущерба приграничным территориям России, которую несет китайский проект по переброске части вод трансграничной реки Аргунь (в Китае ее называют Хайлар) в бассейн озера Далайнор. А это может составить две трети стока реки Аргунь.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР продолжается безвозвратный водозабор из реки Черный Иртыш. Это приводит к снижению водных ресурсов реки Иртыш на территории Казахстана и Омской области. Международное значение приобретает разрушение природных комплексов бассейна озера Ханка. Проведенные на китайской стороне три канала резко ухудшили здесь и без того предкризисную обстановку. Очень беспокоит и использование ядохимикатов при возделывании риса, ведущее к загрязнению в том числе озера Ханка.

Надо признать, что многие вопросы использования водных ресурсов трансграничных рек и водоемов пока не решены. В то же время отмечу, что правительство КНР очень внимательно относится к замечаниям и претензиям депутатов Госдумы и руководителей субъектов Федерации.

В новом пятилетнем плане Китая предусмотрено значительное увеличение расходов на охрану окружающей среды. Сейчас проводится реконструкция многих предприятий, часть экологически вредных производств закрыта, ужесточен контроль за соблюдением водоохранного законодательства. Мы приветствуем эти меры. Комиссия высказалась за завершение в 2007 году подготовки к подписанию межправительственного соглашения в этой сфере.

— Здесь приходится говорить еще об одном противоречии — между заключенными догово-рами и соглашениями, с одной стороны, и реальностью. Тексты-то документов, думается, оптимальные. Но это на бумаге. А овраги таковы, что многие договоренности не выполняются. Как преодолеть (не рискую назвать это саботажем) чиновничью нерасторопность?

— Одной из серьезных практических мер, которые, надеюсь, станут следствием недавнего заседания, будет парламентский контроль за выполнением всех заключенных российско-китайских договоров и соглашений.

Предполагается, что его будут осуществлять как Государственная дума, так и Всекитайское собрание народных представителей. Эту мысль постоянно подчеркивали на встречах с нами и Ху Цзиньтао, и У Банго. Для этого депутатам Госдумы придется начать с инвентаризации этих документов. А их многие десятки, если не сотни. В этой работе найдется место и депутатам законодательных органов субъектов Федерации.

— Уже сейчас началась подготовка к третьему заседанию межпарламентской российско-китайской комиссии?

— Мы обговорили предполагаемую повестку. Говоря о следующем заседании комиссии, надо иметь в виду, что в обеих странах грядут парламентские выборы — Госдума будет избираться 2 декабря 2007 года, а в марте 2008 года состоятся выборы депутатов Всекитайского собрания народных представителей. Значит, комиссия будет заседать в новом составе. Для нас очень важно обеспечить преемственность в ее работе, чтобы не был утерян накопленный опыт. Кстати, в Пекине этот вопрос обсуждался. Решено, что третье заседание состоится не в мае, а в сентябре, чтобы новый состав комиссии с обеих сторон успел войти в ее дела.

Все мероприятия Года России в КНР и Года Китая в РФ, работа нашей комиссии направлены на укрепление дружбы, сотрудничества и добрососедства наших народов.

ВИКТОР ТРУШКОВ