Черти русского капитализма

Новый телесезон - это всегда начало нового этапа в битве телеканалов за рейтинг, от которого напрямую зависит стоимость рекламы, а значит, и доходы телевизионных магнатов, захвативших эфирное пространство, которое вообще-то, как и богатства недр, должно быть общенародной собственностью. Но есть и другая причина происходящих перемен в вещании, в перестановках значимых фигур, особенно на каналах крупных, наиболее влиятельных. Это их желание не просто понравиться власти, но и прильнуть к ней, стать ее отростком, филиалом, проводником ее влияния, что обеспечивает режим милостивого с ее стороны благоприятствования,- фактор в условиях сложившейся в стране олигархической диктатуры и всевластия чиновничества архиважный не только для процветания, но и для простого выживания телеканала.
ПОЖАЛУЙ, наиболее очевидная иллюстрация этого тезиса планируемое на середину сентября появление на канале НТВ новой еженедельной общественно-политической программы под условным пока названием "Большая политика", вести которую будет Глеб Павловский, давно и прочно зарекомендовавший себя в качестве кремлевского политтехнолога. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что, очистив телеэфир от так называемых аналитических программ, которые, впрочем, никогда не могли похвастаться подлинной объективностью и плюрализмом, власть намерена подменить аналитику прямой пропагандой своего политического курса, в основе которого крышевание крупного капитала, чьи интересы все более срастаются с намерением Запада превратить Россию в свой сырьевой придаток, в страну "третьего мира".
Подробности построения программы НТВ пока не раскрывает, но по тому, что стало известно, можно заключить, что пропаганда эта будет облекаться в профессионально изысканные формы (давно ведь известно, что НТВ примитивных веников не вяжет). Например, один из соведущих Павловского - музыкальный обозреватель газеты "Газета" Максим Кононенко будет рассуждать о политических итогах недели под аккомпанемент мультипликационных сюжетов (не поклон ли в сторону "Кукол", некогда скандализировавших российское общество?). Эксперт политической экспертной сети "Кремль. Org" Вячеслав Глазычев поделится своими социологическими наблюдениями, сидя за столиком в кафе. Под телеигру "Монополия" стилизуют экономические обзоры шеф-редактора газеты "Ведомости" Елизаветы Осетинской. Все трое будут выступать под экранными псевдонимами, соответственно: мистер Паркер, мистер Монблан и миссис КарандАш, что призвано, по всей видимости, привнести в программу игровой элемент с западническим прононсом.
Персональные изменения возможны, но суть ясна - внедрение в зрительские мозги путинского политпропа, причем в этаких изощренно интеллектуализированных формах, с целью вернуть на канал отвернувшуюся от него в последнее время либеральную интеллигенцию, что перед предстоящими выборами для власти важно.
Курирует этот большой и очень дорогостоящий проект не кто иной, как сам гендиректор НТВ Владимир Кулистиков, а производит студия "Телеформат" Александра Левина, недавнего генерального продюсера "четвертой кнопки". Разлука единомышленников была, как видим, недолгой.
Планируется и что-то вроде возрождения киселевских "Итогов", но, разумеется, с новым наполнением и новым ведущим - им станет Кирилл Поздняков, который по воскресеньям будет итожить новости.
Симптоматичны и перестановки ведущих новостной программы "Сегодня". Михаил Осокин и Ольга Белова, которые вели ее в самое востребованное время - в 19.00, сдвинуты на периферию вещательной сетки: он - на полночь, она - на дневные выпуски. Уволить их не решились, но с глаз долой убрали, слишком уж эти лица ассоциируются с временами прежней энтэвэшной вольницы. Им на смену пришли, по-видимому, более соответствующие нынешним политическим вкусам Алексей Пивоваров и Антон Хреков.
Нечто подобное происходит и на других ведущих каналах. На "Первом" делается попытка возродить особый формат воскресной программы "Время". Тут очень показателен подбор ведущего. Им стал Петр Толстой, известный зрителям по программе "Выводы" на "Третьем канале", позиционирующем себя как якобы патриотический. С ним вместе пришел в "Воскресное "Время" и журналистский коллектив "Выводов". Немаловажно при этом, что Толстой вроде бы остается не просто штатным сотрудником, но главным редактором и членом совета директоров телекомпании "Третий канал". Такого рода тандем может означать, что в складывающейся на ведущих телечастотах системе политпропа "Первый" будет разрабатывать преимущественно патриотическую грядку, пытаясь убедить своих зрителей в том, что интересы крупного отечественного бизнеса совпадают с интересами народа и страны, тогда как на самом деле они противоположны, ибо в условиях глобализма национальный бизнес растворяется в транснациональном, для которого никакого народа, по определению, не существует. О корректировке курса канала с откровенно прозападнического на псевдопатриотический свидетельствует и удаление из вещательной сетки программы Светланы Сорокиной "Основной инстинкт". Ей предложено заняться подготовкой документальных фильмов. Вспомним, что в такую же "ссылку" отправили в свое время отставленных от эфира либеральных "ястребов" Савика Шустера и Леонида Парфенова (где вы теперь, кто вам целует пальцы?). Кажется, власть докумекала, что не следует дразнить людей отвратительными для них телеперсонажами, теперь им попытаются подсунуть всякого рода патриотические, популистские обманки.
А вот Андрей Малахов пока непотопляем. "Большая стирка", обернувшаяся "Пятью вечерами", теперь называется "Пусть говорят". Названия разные, а суть одна - возведение негативных сторон человеческой натуры, проявления невежества, распущенности и разврата в перлы "демократических" достижений. С рейтингом у него, кстати, все в порядке, к сожалению, многие еще падки на подобную "чернуху", способную сдвинуть "крышу" у не слишком психологически устойчивых людей.
Существенные перемены и в новостном вещании государственного телеканала "Россия", который в прошлом сезоне, согласно данным социологов, обошел по рейтингам обреченный, как еще недавно казалось, на первенство "Первый канал". Здесь объявился Дмитрий Киселев - один из выдвиженцев "перестройки", не очень удачно подвизавшийся впоследствии на ТВЦ, откочевавший после размолвок с президентом канала Олегом Попцовым на Украину, где немало поработал в пользу "оранжевых". Теперь он здесь будет вести "Вести+", подводя итоги событий дня, а к тому же еще и "Вести. Подробности" с увеличенным на 15 минут хронометражем. Прозападное выражение этого "лица канала" очевидно, как и симптоматичность его появления на официальной телечастоте.
Все эти маневры в эфирном пространстве свидетельствуют о том, что Кремль вполне адекватно оценивает решающую роль телевещания в предстоящих выборных кампаниях и выстраивает его таким образом, чтобы с помощью масс-медийных технологий отыграть очки, катастрофически теряемые и самим Путиным, и особенно его окружением, демонстрирующим редкостную бездарность и неповоротливость, если это, конечно, не нечто большее, то есть сознательная деятельность во вред стране. К сожалению, появляется все больше аргументов в пользу второго варианта.
В заключение несколько слов о наиболее заметных осенних телепремьерах. Это прежде всего стартовавший в воскресенье восьмисерийный фильм "Дело о мертвых душах", созданный по мотивам произведений Гоголя "Мертвые души", "Ревизор", "Петербургские повести", "Вечера на хуторе близ Диканьки". Многие зрители, как свидетельствуют звонки в редакцию "Правды", возмущены столь вольным обращением сценариста Юрия Арабова и режиссера Павла Лунгина с классическими первоисточниками. Но есть и такие, кого столь радикальная реанимация подернутых почетной патиной, но мало, прямо скажем, читаемых сегодня книг восхищает.
Об избранных авторами художественных решениях можно спорить. Они непривычны, они порой шокируют.
Иногда возникает мысль о творческом хулиганстве, которое, впрочем, в искусстве зачастую простительно. Нельзя, однако, не признать, что образ Чичикова, который, по замыслу создателей фильма, должен был предстать этаким чертом, духом русского капитализма, именно таким и получился.
Хочет - приходит в тюрьму, хочет уходит из тюрьмы. А в конце концов превращается в прокурора и сам вершит суд, с пафосом разглагольствует об ужасе взяток, мздоимства, так сказать, бичует общественные пороки. По словам режиссера, при прикосновении к Гоголю оказалось вдруг, что все ситуации и характеры дико современны, а суждения о России так попадают, что не по себе становится. Наверху причудливая воровская власть, как и сейчас, внизу - мертвые души и всяческая чертовская нечисть, а посреди - все эти хлестаковы и акакии акакиевичи. Постановщик считает, что, создав такой образ России, он воплотил мечту Гоголя. Возможно, писатель и в Италию-то уехал потому, что ужаснулся торжеству в России чичиковых, ныне принимаемых многими за носителей прогресса.
Премьера ток-шоу "Спорная территория" на межгосударственном телеканале "Мир", конечно, не столь амбициозна и скандальна. Ее задача - дать аудитории своих слушателей, живущих в странах СНГ, возможность ознакомиться с различными, порой конфликтными и противоречивыми точками зрения на наши общие проблемы и сделать самостоятельные выводы. А сверхзадача - убедить в необходимости реальной общности государств и народов стран СНГ, по сути - в возрождении СССР. Среди участвующих в ток-шоу представителей прессы журналист "Правды". Более подробно о "Спорной территории" мы поговорим в одном из следующих обзоров.

ПЕТР ВЛАДОВ