Петух в прислугах.

Моменты истины все-таки бывают. Нет-нет, речь не о Караулове с его драматическими воздеваниями рук: куда же смотрит президент! - после очередных душераздирающих разоблачений, вся энергия которых, как правило, уходит в конечном счете в пустой гудок. Не стоит этот надутый, важничающий креслоблюститель эфира тех громов и молний, которые обрушивает на него патриотическая пресса.
МОМЕНТ истины, нисколько, кстати, не взволновавший зацикленное на рейтингах и деньгах телевизионное закулисье, заключается вот в чем: Сергей Доренко, этот великий и ужасный разрушитель традиционного якобы для российской публичной политики целомудрия, покидает мир родных осин. Он принял предложение Владимира Гусинского и будет теперь радовать своими железобетонными комментариями зрителей принадлежащего беглому олигарху русскоязычного американского телеканала RTVI.
Как само приглашение, так и согласие Доренко - явления поистине знаковые, очень ярко характеризующие нравы, царящие по ту сторону телеэкрана. Ведь именно Гусинский наряду с Примаковым и Лужковым был в свое время объектом телевизионных обличений Доренко, настолько хорошо оплачивавшихся, что ведущий, нигде уже не работая, мог безбедно жить-поживать все эти последние годы, развлекаясь дегустациями заморских вин, катаниями на тяжелых мотоциклах и спортивных самолетах.
Утешает, впрочем, одно обстоятельство: здесь, на Родине, этот самоуверенный краснобай, на полном се-рьезе однажды заявивший, что ему нет нужды создавать свою партию, что его партия - это его зритель, уже не смог пригодиться. Не увенчались успехом ни попытки вновь угнездиться в прямом эфире с программой "Персонально Ваш...", ни намерение влезть непосредственно в политику через широкие ворота Госдумы. Уже сам факт какого-либо сотрудничества с Доренко становился свидетельством некоей нравственной нечистоплотности или, по крайней мере, отсутствия хорошего вкуса. От этого носителя бациллы продажности порядочному человеку следует держаться подальше - таков общий глас. Гусинскому же этот закон, разумеется, не писан. Его этот альянс со вчерашним распинателем скорее всего забавляет: поиметь в прислугах столь редкостного петуха, во-первых, престижно, да к тому же что-то слышится родное в его переменчивом кукарекании, что-то близкое по степени бессовестности.
Но есть, по-видимому, и еще одна причина фатальной невостребованности Сергея Доренко в нынешней России. Политическая жизнь в стране явно утрачивает тот штормовой характер, который отличал ее в ельцинские времена. Нет, вопиющие проблемы, связанные с крахом экономики, социальным расслоением, разгулом коррупции и преступности, никуда не делись и с каждым днем обостряются. Но кремлевские политтехнологи ухитрились запрятать их под купол так называемой стабильности, не погнушавшись вопиющими нарушениями элементарных принципов ими же декларируемой демократии как в ходе двух выборных кампаний, так и в повседневной политике. Взрыв народного гнева, который вдребезги разнесет запечатанный "стабильностью" радиоактивный котел российской действительности, неминуемо грянет. Ну а пока на унылом политическом пустыре, где правят бал косноязычные путинские "единороссы", относительное спокойствие.
Кстати, не один Доренко в этой ситуации остался не у дел. Так же незаметно покинул свое кресло заместителя генерального директора "Первого канала", руководителя аналитической дирекции, специально под него в июне 2002 года созданной, другой светоч российской "демократии" - Марат Гельман. А какие были планы! Перед новой дирекцией поставили задачу - вырабатывать позиции по всем значимым событиям и проблемам жизни страны, выстраивать единую линию во всех информационных и общественно-политических программах, а также сформировать ярко выраженный образ и имидж "Первого канала". Ничего этого не случилось. Никакого "образа" и "имиджа". Никакой "единой линии". Да и сама "аналитическая дирекция" после ухода Гельмана, похоже, приказала долго жить. Нечего, дескать, выпендриваться.
Весьма симптоматичным был отказ руководства канала НТВ от планировавшихся поначалу на период предвыборной кампании дебатов кандидатов в президенты в рамках программы "Свобода слова". Эксперты сочли, что зрительский интерес к ним будет невысоким, а это, мол, подорвет рейтинг программы.
О снижении интереса к политике после президентских выборов, продемонстрировавших не только стране, но и всему миру, что у нас нет выборов, а есть выборные технологии, сигнализировали и аналитики "3 канала", вещающего на Москву и Московскую область. Последовали и оргвыводы. Жертвой пал самый рейтинговый проект: снята с эфира еженедельная программа Петра Толстого "Выводы" - одна из немногих, где можно было услышать независимые суждения о политических событиях в стране и в мире.
В условиях намечающегося в общественной жизни застоя к рулю СМИ ставят дилетантов. Новый министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, по его признанию, "всегда очень мало смотрел телевизор" и "еще не во всем успел разобраться". Контроль над СМИ в новом ведомстве поручен первому заместителю министра Леониду Надирову, который после окончания Ленинградского инженерно-строительного института работал где угодно - в комсомольских и партийных органах, руководил театрами и Академией русского балета имени А.Я. Вагановой, депутатствовал в районных Советах Ленинграда, - но никогда и никак не был связан с миром медиа, здесь он абсолютный новичок, но уже делает широковещательные заявления.В частности, высказывается за передачу лицензирования телерадиовещания, осуществлявшегося до сих пор общественной комиссией, под контроль министерства, апеллируя при этом к указу президента РФ от 9 марта 2004 года. На самом деле указ предписывает министерству разрабатывать государственную политику в области СМИ и издавать нормативные акты. Что же касается выдачи лицензий на вещание, то в указе черным по белому написано, что министерство "не вправе" этим заниматься. Смотрит в книгу, а видит фигу - тот самый случай. С дилетанта что возьмешь?
Показательно, что на первой встрече министра с коллективом своего ведомства и видными деятелями культуры были артисты, кинематографисты, циркачи и художники. И только один телевизионщик - гендиректор канала REN TV Дмитрий Лесневский. Да и тот забрел сюда но собственной инициативе. Руководителей телевидения на встречу не пригласили.
Фото:
- В фильме Алексея Балабанова "Война" Сергей Бодров (младший) сыграл роль вроде бы эпизодическую - капитана Медведева, захваченного в плен чеченскими бандитами, но ставшую, по сути, главной. Последняя экранная работа талантливого артиста, на взлете сраженного кармадонской трагедией.
В других ролях: Алексей Чадов, Иен Келли, Ингеборга Дапкунайте.
***
В воскресенье, 4 апреля, на канале "Россия" в 21.25.

ПЕТР ВЛАДОВ