Чарли Чаплин верил в Сталина.


Очередную годовщину начала Великой Отечественной войны телеканалы отмечают в соответствии с их вкусовыми пристрастиями и политической ориентацией.
НА НТВ 22 июня - новый документальный фильм Алексея Поборцева из цикла "Национальная безопасность" - "Если завтра война". В отличие от преисполненной веры в победу известной песни советских времен, из которой позаимствовано название ленты, содержание фильма тревожно. Его, пожалуй, можно назвать предупреждением тем нынешним российским политикам, которые забывают старую, но вечную истину: хочешь мира, готовься к войне. Автор анализирует сегодняшнее состояние российской военной промышленности, проводя параллели с ситуацией, сложившейся накануне нападения гитлеровцев на Советский Союз. Не все знают, что тогда специалисты-оружейники предлагали оснастить нашу армию автоматами. Вожди, однако, решили, что устаревшая "трехлинейка" красноармейцу больше к лицу, чем сомнительное "оружие американских гангстеров". В фильме, правда, замалчивается тот факт, что эта ошибка вскоре была исправлена и наш ППШ оказался намного надежнее и эффективнее немецкого рожкового автомата.
А вот тревога автора фильма о том, что сегодня, когда российские конструкторы разрабатывают множество систем нового современного вооружения, большинство их изобретений так и остается опытными экземплярами в единственном числе, вполне оправданна. Если российское Министерство обороны на что-то и раскошеливается, то большинство новинок все-таки оказывается в распоряжении армий других стран. В фильм включены уникальные кадры, запечатлевшие в действии новейшее стрелковое оружие, средства активной защиты танков и БТР, переносные зенитно-ракетные комплексы и средства противовоздушной обороны, тактические и стратегические ракеты, стратегическую авиацию. Все это, к сожалению, так и не пошло в массовое производство. Нет денег. Не приняты на вооружение боевой вертолет поддержки Ми-28, компьютеризированная система активной защиты наземной боевой техники, автоматически срабатывающая при приближении вражеского снаряда, выпуская на перехват ракету с небольшим зарядом. Нет денег и на освоение суперэффективного ракетного комплекса "Джигит", его скорее всего приобретет Саудовская Аравия.
Не внушает оптимизма и принятая программа перевооружения армии, прописывающая, вопреки словесным декларациям и министра обороны, и президента страны, не переход на современные виды вооружений, а лишь модернизацию уже существующих. Так неизбежное при этом отставание от мирового уровня станет вовсе не результатом чьих-то ошибок и просчетов, оно уже заложено в основополагающие официальные документы. Чего стоят при этом разглагольствования власть имущих о переводе армии на профессиональную основу и т.п.?
Один из эфирных собеседников Алексея Поборцева - Геннадий Никонов, конструктор автомата "Абакан", превосходящего по основным характеристикам даже знаменитый АК-47. Конструктор с 1994 года ждал, когда же его детище, прошедшее все испытания, поступит на вооружение армии. Но так и не дожил до этого дня... Фильм со всей очевидностью показывает: несостоятельная, обанкротившаяся власть не в силах защитить страну, если какому-нибудь агрессору придет в голову проверить ее на прочность.
Канал "Культура" покажет в этот день документальную ленту Марлена Хуциева "Люди 1941 года", посвященную судьбе поколения, чьи детство и юность пришлись на годы войны. Автор сам принадлежит к этому поколению, отсюда эмоциональная приподнятость его работы, в которой использована как архивная хроника времен войны, так и современная видеосъемка. Режиссер сам читает за кадром стихи Самойлова и Твардовского. В звуковом ряде картины - мелодии военных лет, записи песен Булата Окуджавы, много писавшего о войне, в которой сам участвовал.
В этот же день "Культура" начнет показ документального цикла "Война священная". Каждая серия посвящена знаменательным событиям ее истории. Первая - подвигу защитников Брестской крепости. Уникальные кадры хроники, интервью с очевидцами исторических событий.
На ТВС - драматическая киноновелла Евгения Кириченко "Безымянная высота". Девять дней шел кровопролитный бой - наши выбивали отчаянно сопротивлявшихся немцев из небольшой деревушки. На десятый, когда немцы отступили, местные жители вышли навстречу победителям, поздравлять было уже некого - все полегли, умерли от ран. Имен этих солдат до сих пор никто не знает.
И, наконец, о наиболее, пожалуй, значимом экранном событии этих дней. 21 июня на ТВС документальный фильм "Бродяга и диктатор", созданный американским историком кино Кевином Браунлоу и журналистом Михаэлем Клофтом. В нем показано, как причудливо перекликались судьбы великого лицедея века Чарли Чаплина и Адольфа Гитлера, считавшего артиста, создателя сатирического фильма "Великий диктатор", врагом номер один. До сих пор, кстати, было неизвестно, видел ли Гитлер, весьма увлекавшийся кинематографом и особенно любивший американские фильмы, эту ленту Чаплина, или Геббельс, снабжавший шефа новинками кино, не решился травмировать ранимое сердце фюрера столь беспощадной сатирой. Расследование, предпринятое авторами "Бродяги и диктатора", убеждает - видел.
Примечательно, что первая антифашистская лента Голливуда, где Чаплин играет одновременно диктатора Хинкеля и похожего на него как две капли воды еврейского парикмахера, поначалу практически везде была запрещена к показу. Главы государств и политики в 30-х годах заискивали перед Гитлером. Настоящим подвигом стал поступок молодого киномеханика Микола Радошевича, который в оккупированном фашистами Белграде подменил пленку, и вместо развлекательной галиматьи перед заполнившими зал солдатами третьего рейха появилась злая пародия на их возлюбленного фюрера. Когда поняли, в чем дело, кто-то начал палить в экран, а большинство в панике бросилось из зала, дабы не оказаться причастным к явно антигитлеровской акции.
Позднее Чаплин признавался, что если бы тогда, в 38-м году, он представлял себе истинный масштаб гитлеровских преступлений, всей мощи стоявшего за ними мирового зла, то вряд ли осмелился бы снять "Великого диктатора". Кстати, единственной политической фигурой, способной противостоять Гитлеру, артист считал Сталина. И как выяснилось, был прав.
***
Вместо развлекательной галиматьи солдаты третьего рейха увидели злую сатиру на своего фюрера.

ПЕТР ВЛАДОВ