Телевизионный монстр. Как его одолеть?

В номере "Правды" от 24-27 октября опубликован материал с обсуждения за редакционным "круглым столом" темы "Интеллигенция и культура" под заголовком "Вырастить свой сад на пепелище". Пришло много откликов. И среди них - предложения продолжить "круглые столы" с этой темой. "Переходя от общего к частному", как выразился в своем письме писатель Валентин Осипов. Он же назвал ряд проблем, требующих обязательного обсуждения в нашей газете. Первая в этом ряду - "Телевидение и культура".
Предложение было принято. Обсуждение состоялось. В нем участвовали (по алфавиту) народная артистка России Ж. БОЛОТОВА, социолог и политолог, профессор С. КАРА-МУРЗА, народный артист России из Малого театра Б. КЛЮЕВ, преподаватель истории и права средней школы г. Химки Я. ЛИСТОВ, писатель, директор издательства "Раритет" В. ОСИПОВ, телережиссер-документалист, дважды лауреат Государственной премии СССР В. ОСЬМИНИН, заведующий кафедрой Литературного института имени A.M. Горького, профессор В. СМИРНОВ, сопредседатель Союза писателей России поэт В. СОРОКИН.
Разговор начался... голосом из Заполярья
Да, именно так, причем начался еще за день до назначенного "круглого стола". Накануне в редакции раздался телефонный звонок, на который ответила обозреватель "Правды" Лариса Ягункова. А звонил наш читатель Тимофей БОГДАНОВ из города Кола Мурманской области - 29 лет, выпускник Мурманского технического университета по специальности "менеджмент". Он резко возмущался очередной передачей "Большая стирка", которую только что показали по телевизору, и просил "Правду" активнее защищать телезрителей от цинизма, пошлости и насилия над нормальными человеческими вкусами.
Когда журналистка сказала ему, что завтра в редакции будет "круглый стол" о телевидении и культуре, Тимофей Николаевич попросил передать его участникам следующее:
"Разрешите поблагодарить вас, деятелей культуры, собравшихся в редакции народной газеты "Правда", чтобы заступиться за нас, телезрителей. Мы пытаемся протестовать против засилья пустых, ничтожных "развлекательных" передач, против демонстрации фильмов, пропагандирующих разбой и насилие. Но те, от кого зависит вещание, притворяются, что не слышат нас. Надеюсь, они не смогут сделать вид, что не слышат вас, деятелей культуры.
Политику телевидения мы называем национальным убийством - все направлено на разложение общества, на удушение человеческой личности. Почти все передачи, в том числе и детские, оказывают давление на психику. Разбой и насилие культивируются осознанно и последовательно!
Мы не видим себя - нормальных порядочных людей, занятых честным, полезным трудом, людей, живущих обычными человеческими радостями и заботами. Мы изолированы от производственных, научных и культурных проблем нашего времени, лишены подлинных новостей в этой сфере. К сожалению, и канал "Культура" в этом отношении мало чем отличается от остальных каналов.
Спасибо, что вы нашли время обсудить эти наболевшие проблемы и выступить борцами за чистоту эфира".
Видите, человек ведь пока не знает, как пойдет разговор за "круглым столом", но он нисколько не сомневается, что деятели культуры, собравшиеся в редакции "Правды", могут выступать лишь в одной роли - борцами за чистоту эфира. И для такой уверенности есть все основания у читателя нашей газеты, поскольку она против отравления телевизионного эфира борется постоянно. Достаточно вспомнить хотя бы наши еженедельные телеобозрения, а также публикуемые читательские письма о телевидении. Так что "круглый стол" - продолжение и углубление одной из важнейших тем газеты, присутствующей едва ли не в каждом номере. А причины тому чрезвычайно серьезные.
Куда уж серьезнее!
В самом деле, куда уж, если думающие люди называют политику телевидения НАЦИОНАЛЬНЫМ УБИЙСТВОМ. Об этом встревоженный и возмущенный звонок из Заполярья. Об этом же, в поддержку его, сразу стали говорить участники "круглого стола".
В советское время был девиз "Культуру - в массы!" Так вот, первый вопрос перед собравшимися был поставлен следующим образом: "Несет ли нынешнее телевидение культуру в массы?" Или - "Какую культуру несет нынешнее телевидение?"
Ответ Валентина Сорокина:
- Главная черта так называемого российского ТВ сегодня - уход от национальной истории и культуры. Уход от нашей исконной красоты, от семьи, от родословной. Вместо этого - насмешка, ирония, цинизм. Особенно это касается таких святых для нас имен, как, скажем, Пушкин и Есенин. Читает, например, какой-нибудь хохмач с экрана: "Не жалею, не зову, не плачу" - и добавляет свои корявые, начиненные смрадом строчки. То есть они не только извращают понятие красоты, которым жил и воодушевлялся поэт, но и уничтожают само имя!
А слышим мы с телеэкрана национальную русскую песню? Видим национальный танец? Я теперь, признается Валентин Васильевич, если услышу старинную русскую песню, просто плачу, потому что нас отучают и многих уже отучили от этих песен. Уничтожают историческое совестливое наше сознание. Экран буквально начинен ненавистью к русскому народу.
Вслед за поэтом в разговор включается литературовед. Профессор Владимир Смирнов с горечью отмечает, что ни один телеканал не откликнулся на смерть Юрия Кузнецова - поистине выдающегося таланта русской поэзии, русского слова. Оказывается, это не идет ни в какое сравнение с кражей автомобиля у какого-нибудь одесского куплетиста, о чем телевизионный экран шумит неделями. А как отмечены телевидением двухсотлетие великого Тютчева, столетие Николая Заболоцкого? Почти никак!
- Буржуазия - класс нетворческий, и ни у какого народа, даже самого малочисленного, нет песен о шелесте денег. Поют везде о шелесте листьев, о любви, о жизни и смерти, о ходе облаков, а не о банковских процентах. К тому же вчерашние вороватые комсомольцы и продажные чекисты должны были обладать огромным запасом предательства, чтобы совершить такую контрреволюцию, и это не могло не наложить отпечатка на созданное ими антиобщество. В нем, при активнейшем участии телевидения, создаются теперь антисознание, антикультура. На фасаде этого телевидения, творящего самое мерзостное окаянство, можно прибить как вывеску строки Бунина:
Своекорыстные пророки,
Лжецы и скудные умы...
По мнению Владимира Павловича Смирнова, мы много говорим, насколько они коварны, но недостаточно - как они безнадежно глупы, бездарны, пошлы.
- А самое ужасающее вот в чем. Когда какой-нибудь юморист из Бердичева выдает свою очередную многокилометровую пошлость, а камера переходит в зал, я вижу, как люди покатываются от этой чуши. Что случилось с душой человеческой? Если она находит такой отклик на то, что иначе, как дерьмом, не назовешь! И совсем уж страшно, когда выходит некий отросток и хрипит подзаборную чушь, а под эту "песню" встают президент с патриархом.К вопросу о вкусах и позиции президента
Давайте задержимся на этом наблюдении профессора В.П. Смирнова. Оно, что называется, в самую суть!
За последнее время, особенно в период избирательной кампании, много слышится разглагольствований о благих переменах, которые якобы произошли при новом президенте по сравнению с предыдущим. Но где же эти перемены в наиболее определяющей сфере жизни общества - в сфере культурной, духовной? Где они на телевидении, которое во многом задает тон?
Валентин Осипов, предложивший для "круглого стола" тему о нынешнем телевидении, собрал к разговору в редакции более сотни высказываний на данную тему. Высказываний, которые принадлежат деятелям разных политических взглядов и опубликованы в изданиях отнюдь не патриотических. Но все они говорят о телевидении негативно! То есть - даже они.
Вот Даниил Гранин: "Проблема качественного ТВ, проблема качественной культуры вызревает... Хорошего кино, хорошего театра, хорошей литературы. Что-то надо делать..."
Вот Александр Солженицын: "Разрыв культурного российского пространства... То, что суется вместо культуры, просто разрушительно. Это отрава..."
Вот писатель Владимир Маканин: "Телевидению выгодно, чтобы люди не читали. Меньше читают - значит, больше смотрят. Створаживаем словесность".
Вот только что в "Независимой газете" Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино": "Сколько пошлой попсы на всех каналах! Стыдно за страну Чехова и Достоевского".
А вот с обвинениями в адрес ТВ обращаются руководители Российской государственной детской библиотеки: "На чтение детей незаметно, но значительно влияет телевизионная культура. Педагоги полны тревоги. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи". Огласив все это, писатель и издатель В.О. Осипов задался недоуменными вопросами:
- Отчего же общество не материализует своего отношения к ТВ? Почему у нас нет "Лиги разгневанных телевидением родителей"? Или "Общества обеспокоенных телевидением учителей"? Или "Ассоциации писателей и библиотекарей за цивилизованное ТВ"?
У меня же возник вопрос встречный: а изменило бы что-нибудь создание таких ассоциаций и обществ? Они ведь протестовали бы и критиковали, не более. Но критики, подчас весьма резкой, звучит в адрес телевидения и без того немало, в том числе, как мы убеждаемся по приведенным высказываниям, от людей, которые вовсе не оппозиционны существующей власти, а наоборот, в определенном смысле составляют неотъемлемую часть ее.
- Эти люди и разрушили Советский Союз, советскую культуру! - воскликнул Сергей Кара-Мурза, услышав фамилии Солженицына, Гранина и т.д.
На первый взгляд - парадокс какой-то: даже сами разрушители, получается, недовольны результатами своего разрушения. Но еще больший парадокс видится в другом. Критика с их стороны раздается, однако реакции на нее - почти никакой.
Неудивительно, когда Жанна Болотова, человек вполне советский, от имени таких же деятелей культуры, оставшихся верными советским идеалам, заявляет: "Власть нас не слышит". Так оно и есть, да иначе все эти годы и быть не могло: столь остро сложилось противостояние советских, русских патриотов с одной стороны и существующей власти - с другой. Но Гранин или какой-нибудь Дондурей - это не Болотова. Когда интеллигенция такого рода в 1993-м призвала Ельцина стрелять по Дому Советов, призыв немедленно был реализован. Почему же нет реакции на их призывы совершенствовать ТВ? Может быть, потому, что культурная политика телевидения в данном виде высшую власть (прежде всего - в лице президента Путина) вполне устраивает?
Да, да, да! Если Путину что-то на телевидении требовалось изменить, это было сделано любыми способами. Например, "выстроили" же все каналы политически монотонно, чтобы даже малейшая критика в адрес президента и "партии власти" была исключена. Теперь таковой критики здесь и нет совсем.
А культура... Какой на этих каналах она была, такой и осталась. Пугин ведь не раз продемонстрировал свой художественный вкус. Любимые артисты - Боярский, Розенбаум, Хазанов. Любимые фильмы - американские боевики. Ну а на вопрос по поводу огромного количества жестокости и насилия на телеэкране со вздохом ответил: ничего не поделаешь, для рекламы это наиболее рейтинговые передачи, а без рекламы телевидению нельзя.
Значит, и дальше - тем же курсом?..
Но другая позиция - категорически против
Однако сколь бы высоко ни ставились властью вкусы и позиция президента, нельзя до бесконечности делать вид, будто в обществе нет иных вкусов и другой позиции по отношению к культуре. Есть! Только вот на том же телевидении они полностью или почти полностью отсутствуют. Здесь - одни и те же актеры, одни и те же певцы, художники, писатели. Всем они уже давно, что называется, настряли в зубах. А где, например, Юрий Бондарев? Или Валентин Распутин? Василий Белов? Михаил Алексеев? Егор Исаев? Станислав Куняев?
Перечисление можно продолжать, и в этом ряду окажутся имена поистине выдающихся деятелей отечественной культуры, которым уже многие годы доступ к телеэкрану напрочь закрыт! Потому что на телевидении деление представителей культуры, как и политиков, четкое: есть "свои" - и "чужие".
- Все говорят: "Свобода, свобода", - размышляла вслух Жанна Болотова. - Но оказалось - свобода только для одной части общества, а для другой - полная изоляция. Ведь огромная часть народа по существу лишена взаимного общения. Чудовищное насилие, чудовищный тоталитаризм! Кстати, под каждодневные проклятия в адрес "советского тоталитаризма". А между тем, если говорить о телевидении, кого я вынуждена впускать в свой дом? Не любимых моих профессоров и писателей, а каких-нибудь "специалистов по там-таму", парикмахеров, визажистов... Только что перечитывала чеховский "Остров Сахалин", и вот поражают сейчас его слова, написанные на Енисее: "Я стоял и думал: какая умная, полная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!" И как обманула сегодняшняя жизнь наших великих мечтателей и пророков!
Продолжая мысль замечательной актрисы о насилии, которое творит нынешнее телевидение, Валентин Осипович Осипов заявил:
- Увы, я вынужден сказать прямо и откровенно, что идеологи и политкомиссары на ТВ, за наиредчайшим исключением, предали два главных постулата, которые декларировались-декламировались в начальную пору перестройки.
Первое предательство. Твердилось, что СМИ, и телевидение в том числе, будут служить демократии, сами становясь вполне демократичными. Однако сегодня ТВ абсолютно не подконтрольно обществу и от демократии очень далеко.
Второе предательство. С конца тех же 80-х декларировалось: дайте нам свободу, и мы обеспечим народу полный спектр школ и направлений в культуре, литературе, искусствах. Так и казалось, что цитируется знаменитая китайская формула: "Пусть расцветают все цветы". Но сегодня ТВ-спектр, вместо гармонии всех природных красок, выхолощен до двух-трех, из которых особенно жирно выделяется желтый цвет пошлости.
- Когда сегодня я как актер прихожу на телевидение, куда меня иногда приглашают, то знаю, что здесь главным является критерий не художественный, а продюсерский, - сказал народный артист России Борис Клюев. - То есть во главу угла ставятся понятия "цена" и "деньги", а все остальное - потом. И это поощряет, поддерживает игру на самых низменных чувствах, которая здесь утвердилась, рождает одну за другой передачи, которые сочатся пошлостью, растлевая молодое поколение. Типа той самой "Большой стирки", о которой говорил по телефону товарищ из Мурманской области. Вред от такой телепродукции огромен!
Валентин Осипов предложил обратиться к читателям "Правды" со следующим вопросом: "Каким вы представляете себе культурный багаж народа, если он продолжит впитывать то, что ему дают основные каналы ТВ?"
И вопрос к руководителям ТВ-индустрии: "Хотите ли вы, чтобы культура ваших собственных детей была адекватна продукции вашего телеканала?"
Культурная политика и политическая культура
Изначально мы говорили о культуре, а не о политике. Но есть понятие "культурная политика" и есть определенная политическая культура, причем одно от другого неотделимо, как все более выяснялось в ходе разговора за нашим "круглым столом".
Разве не заданной политикой определялось и определяется, кого из деятелей культуры пускать на телеэкран, а кого - нет? Если еще раз вернуться к именам, легко убедиться: не пускали и не пускают тех, кто оппозиционен существующей власти. Кто не разделяет ее политику, в том числе и культурную. То есть, прежде всего - коммунистов, настоящих патриотов.
- Поставлена задача сломать сам генотип культуры России и построить вместо нее западный тип, - формулирует Сергей Георгиевич Кара-Мурза. - И задача эта успешно решается. А вот наши люди в большинстве своем здравый выбор сделать не смогли. Они оказались беззащитны перед комплексом разрушительных вирусов, и еще предстоит ответить на коренной вопрос: почему? Во всяком случае с помощью телевидения удалось создать такое расщепление в умах, которое несет угрозу, что Россия может быть добита как цивилизация и культура.
Эту тревогу разделяет Ярослав Листов, постоянно общающийся с детьми и подростками школьного возраста. Западные стандарты, которые активно внедряет "российское" телевидение, к сожалению, в таком возрасте многими быстро впитываются и усваиваются.
- У меня учатся дети из разных бывших советских республик, но, когда я начинаю говорить с ними о Советском Союзе, создается такое впечатление, будто говорю о какой-то чужой стране. Россия тоже для многих ребят как бы страна второго или третьего сорта. Существуют в их представлении как идеал только Европа и Соединенные Штаты! И преодолевать американизированное телевизионное влияние весьма непросто.
А телережиссер Владимир Осьминин, взяв слово, рассказал, какая встреча произошла у него в подземном переходе, когда он направлялся на "круглый стол" в "Правду". Старик продавал там копию скульптуры "Родина-мать" - той самой, которая установлена на Мамаевом кургане в Сталинграде.
- Я спросил: "Что же вы ее продаете?" И в ответ услышал: "Вот скоро умру, а внуки выкинут". У меня сердце занялось: ведь действительно выкинут - вот ужас-то в чем! И таких внуков много. А сделало их такими нынешнее телевидение. Именно оно лишило миллионы людей естественного патриотизма. Утверждаю: сознательно лишило чувства Родины!
Это говорил человек, который был единственным на нашей встрече представителем "телевизионного цеха". Признался, что его предупреждали: будешь плохо о телевидении говорить - твои работы нигде не будут показывать.
- Но я все равно это должен во всеуслышание сказать, - заметил он. - Не скрываясь. Для сведения всех: зовут меня Осьминин Владимир Владимирович... Да, началось с ерничества, с насмешки, а насмешка убивает любовь. Это старый способ, который был известен еще в библейском Иерусалиме. Теперь же все это кривлянье по телевидению стало обычным. Мы лишены серьезного разговора с народом, и народ лишен возможности говорить о том, что у него на душе. Вот почему, считая телевидение гениальным изобретением, я очень не люблю многих работников телевидения - своих бывших товарищей.
Владимир Владимирович с болью поведал, что сделала новая власть для скорейшего осуществления той задачи разрушения русского генотипа, о которой говорил С.Г. Кара-Мурза. Эта власть уволила всех телевизионных работников старше 45 лет! И набрала молодых, как чистый лист бумаги, людей - без прошлого, без воспоминаний. Чтобы на все указания они беспрекословно отвечали: да.
- Слава Богу, хоть и с огромным трудом, но мне удалось выжить в такой ситуации. Благодаря тому, что мы, однолетки, собравшись вокруг опытного экономиста, создали некое подобие прежнего творческого объединения "Экран" - свою фильмопроизводящую студию. Так что в меру сил боремся с происходящим. А многие мои коллеги либо спились, либо нищенствуют, либо умерли. Потеряны они! Вычеркнут целый пласт талантливых людей в самом расцвете творческих сил.
Есть ли выход?
На главный вопрос "Что же делать?", который все время возникал по ходу разговора, Владимир Осьминин ответил так:
- Выход вижу только один: сброситься "по рублю" и создать свой патриотический телеканал.
Хорошо бы! Но...
Примерно так можно сформулировать реакцию собравшихся. Да, все согласны - это было бы просто замечательно, однако тут же высказываются сомнения:
- А можно ли такие деньги собрать? Ведь сумма нужна огромная.
- Зюганов уже пробовал, обращался "с шапкой по кругу", но не получилось.
- Да и решит ли проблему такой канал, если он будет один среди многих совсем иных?..
Сойдясь, в конце концов, на том, что от идеи этой отказываться не следует - наоборот, надо еще и еще раз побороться за нее, все сошлись и в другом: телевидение может по-настоящему измениться, если изменятся общество и власть. Значит, говоря по большому счету, бороться нужно именно за это. И вызывает огорчение, что среди патриотической интеллигенции в последнее время ощущается заметный спад энергии и целеустремленности, опять усиливаются стимулируемые властью разобщенность и страх. Выборы в Государственную думу и вся предвыборная кампания продемонстрировали это достаточно наглядно.
При всем при том, по мнению Валентина Осипова, надо со страниц "Правды" воззвать и к профессиональной совести работников ТВ (если, конечно, у кого-то она еще осталась). У них ведь есть своя Академия телевидения, есть другие профессионально-корпоративные организации. Вопрос: как они относятся к засилью безнравственности и пошлости на телеэкране? Пусть ответят!
- ТВ-пошлость варят у всех на виду выпускники университетов. Как же соединяются былые, перед экзаменационными столами, заверения в служении прекрасному с тем, что выливают на народ уже с дипломами профессионалов? Давайте попросим замечательного декана журналистского факультета МГУ провести анонимный опрос выпускников, работающих на телевидении: изменил ли ты идеалам отечественной культуры, а если изменил, то чем это обусловлено и можно ли их возродить?
Кстати, заметил Валентин Осипович, интересно бы выяснить, есть ли госдипломы у авторов таких программ, как "Про это", "За стеклом", "Окна", "Запретная зона", "Большая стирка", про телепузиков, и той передачи, где любимец пошляков Фоменко с эротоманской улыбочкой и репликами для люмпенов раздевает гостей обоего пола?
Но основной итоговый вопрос от имени деятелей культуры - участников "круглого стола" в "Правде" решено обратить к президенту страны. И звучит этот вопрос так:
"Достойна ли, на Ваш взгляд, современная Россия нынешнего уровня ТВ?"
А к читателям газеты участники встречи в редакции обращаются с просьбой продолжить начатый разговор.
ВИКТОР КОЖЕМЯКО. ОБОЗРЕВАТЕЛЬ "ПРАВДЫ"

ВИКТОР КОЖЕМЯКО. ОБОЗРЕВАТЕЛЬ "ПРАВДЫ".