Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Мониторинг медиаполя на выборах губернатора Курской области. 1–25 августа 2025 года

2025-08-26 18:24
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний, Центр исследований политической культуры России

Центр исследований политической культуры России продолжает проекты региональных мониторингов предвыборной ситуации в субъектах Российской Федерации в канун ЕДГ-2025.

Введение

В ходе мониторинга медиа-пространства в Курской области ставилась задача выявить основные тенденции и особенности медиа-присутствия кандидатов на пост губернатора и участвующих в этих выборах парламентских партий — «Единой России», КПРФ, ЛДПР, СРЗП. Также определялись успешные практики и ключевые проблемы информационной работы, а также оценивались риски и перспективы для каждой политической силы.

1. Оценка медиа-активности кандидатов в губернаторы и партий

Контент-анализ публикаций в региональных СМИ показывает продолжающееся абсолютное доминирование в инфополе Курской области действующего губернатора региона А.Хинштейна.

В табл.1 представлены данные системы «Медиалогия» по медиа-активности в СМИ Курской области кандидатов в губернаторы и парламентских партий, выдвинувших кандидатов.

Таблица 1

Медиа-активность кандидатов в губернаторы и партий в Курской области с 1 по 25 августа 2025 г.

Название объекта

Количество сообщений

Главная роль

МедиаИндекс

Охват (из открытых источников)

Негативный характер упоминаний

Позитивный характер упоминаний

Есть цитирование

Вовлеченность

1

ХИНШТЕЙН Александр Евсеевич (Курская обл.)

2 978

2 519

17 482,00

0,9 млн

13

101

2 231

1664

2

Партия «Единая Россия»

194

126

469,00

0,8 млн

1

44

71

41

3

СМИРНОВ Алексей Борисович (экс-губернатор)

49

37

78,60

0,7 млн

23

8

20

14

4

Коммунистическая партия Российской Федерации

46

19

157,00

0,1 млн

0

3

17

44

5

ТОМАНОВ Алексей Юрьевич (ЛДПР)

37

15

82,00

79,5 тыс

0

0

19

37

6

БОБОВНИКОВ Алексей Николаевич (КПРФ)

33

6

113,00

0,1 млн

0

2

10

41

7

Либерально-демократическая партия России

31

15

67,00

91,4 тыс

0

0

13

0

8

БАЕВ Геннадий Александрович (СРЗП)

24

2

101,00

0,1 млн

0

1

7

39

9

Партия «Справедливая Россия — Патриоты — За правду»

20

14

51,00

81,0 тыс

0

1

15

2

Источник: Система мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия»

Очевидно абсолютное лидерство «Единой России» и ее кандидата Хинштейна:

Партия демонстрирует высочайший уровень медийного присутствия, занимая первое место по количеству сообщений (194) и медиаиндексу (469) среди партий.

 2.Ключевые тенденции

3.«Портрет» медиа-активности кандидатов.

На основании контент-анализа публикаций в Курских СМИ составим «портрет» их медиа-активности.

🟥 Александр Хинштейн (действующий врио губернатора, «Единая Россия»)

Основные темы в публикациях СМИ:


🟥 Алексей Бобовников (КПРФ)

Основные темы в публикациях СМИ:


🟨 Геннадий Баев (СРЗП)

Основные темы в публикациях СМИ:


🟨 Алексей Томанов (ЛДПР)

Основные темы в публикациях СМИ:


4. Итоги медиа-конкуренции кандидатов за анализируемый период

 • Наибольший охват в СМИ — у Александра Хинштейна, за счёт админресурса и новостной повестки (СВО, памятники, спорт).

 • Алексей Бобовников активно использует критическую и разоблачительную риторику, но присутствует реже.

 • Геннадий Баев играет на теме тарифов и социальной повестке, формируя образ защитника «простых людей».

 • Алексей Томанов работает на поле ЖКХ и социальной риторики ЛДПР, при этом активно использует тему спорта и патриотики.

 • Общий тон публикаций: по Хинштейну — нейтрально-позитивный; по Бобовникову и Баеву — критический/протестный; по Томанову — умеренно позитивный.

5. Модель ролей в кампании

 Административный защитникАлександр Хинштейн: «Я обеспечиваю стабильность и порядок»

 Протестный кандидатАлексей Бобовников: «КПРФ против олигархии и коррупции»

 Социальный критикГеннадий Баев: «Справедливые тарифы, честная политика»

 Локальный активистАлексей Томанов: «За справедливое ЖКХ и поддержку семей»

6. Сравнение медиа-активности на выборных кампаниях 2024 и 2025 гг.

1. Единая Россия и её кандидаты

 • В 2024 году основной фигурой был Алексей Смирнов — почти 1 200 публикаций и медиарейтинг 7 864,5.

 • В 2025 году центр внимания полностью сместился на Александра Хинштейна: 2 500 публикаций, медиарейтинг 14 849,8.

 • При этом сама партия «Единая Россия» остаётся на уровне ~400 по МедиаИндексу, тогда как кандидатская активность Хинштейна в десятки раз выше партийной.

 2. КПРФ

 • Наблюдается небольшой рост по МедиаИндексу партии (с 92 до 150).

 • Кандидат Бобовников также усилил позиции (с 41 до 109), но отрыв от кандидата ЕР огромный.

 3. ЛДПР

 • Партийный показатель упал (с 184 до 62).

 • Кандидат Томанов держится стабильно (с 52 до 77).

 4. СРЗП

 • И партия, и кандидат Баев остались на невысоком уровне, с лёгким снижением активности по сравнению с 2024 годом.

Ключевой момент:

В Курской области наблюдается полная медиадоминация «Единой России» через фигуру Александра Хинштейна. Его медиаактивность в августе 2025 года многократно превосходит показатели самого партийного бренда и кратно выше, чем у всех конкурентов вместе взятых. В 2024 году аналогичную роль играл Смирнов, но его показатели были существенно меньше, чем у Хинштейна сейчас.

7. Прогноз

 Основная конкуренция на выборах будет между «Единой Россией» и кандидатами от КПРФ и ЛДПР.

Оппозиционные партии пока не могут существенно повлиять от медийную и электоральную ситуацию. Хотя есть предпосылки для того, чтобы основное противостояние на финише прошло в конфигурации — Александр Хинштейн (ЕР) против Алексея Бобовникова (КПРФ).

Риски для ЕР связаны с возможной критикой за использование административного ресурса, однако их медиадоминирование минимизирует эти угрозы.

• Баев из СРЗП работает на электорат «социального протеста», Томанов из ЛДПР — на «молодёжный и локальный» запрос.

 • Инфополе региона контролируется администрацией, но оппозиция (КПРФ, СРЗП, ЛДПР) пробивает свои ниши через протестные темы.

 • Итоговая дуэль ожидается в формате «власть против протеста».

Подготовили:

С.П. Обухов, И.М. КуприяноваА.М. Михальчук, А.М. Богачев, 

Отв. за выпуск: С.П. Обухов, доктор политических наук

Центр исследований политической культуры России

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний