Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Президентская избирательная кампания в средствах массовой информации: 10 февраля 2012 года

2012-02-15 10:06
Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

4 марта 2012 года гражданам Российской Федерации предстоит решить, кто же станет главой государства на ближайшие шесть лет. Соответствующее постановление за №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» было принято верхней палатой российского парламента, Советом Федерации, 25 ноября 2011 г. Именно оно и дало официальный старт президентской избирательной кампании.

Возможность побороться за главный государственный пост России получили:

лидер «Единой России» В.В.Путин (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 2011 г.),

председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),

член бюро президиума Центрального совета «Справедливой России» С.М.Миронов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 декабря 2011 г.),

глава ЛДПР В.В.Жириновский (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),

а также самовыдвиженец – президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ М.Д.Прохоров (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 января 2012 г.).

Упомянутых политических деятелей мы и примем за основных претендентов на пост президента Российской Федерации и включим в аналитическую модель, нацеленную на выявление создаваемого средствами массовой информации фона избирательной кампании.

Для достижения поставленной цели сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний на основании контент-анализа публикаций федеральных и региональных медиа-источников (прессы, радио и телевидения), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний кандидатов в президенты Российской Федерации в медиа-пространстве. При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех участниках «выборной гонки» 4 марта 2012 г.

Кроме того, в исследовании выстраивается контекстуальный ряд их присутствия в СМИ, позволяющий понять, какие события избирательной кампании вызвали наибольший интерес информационного сообщества, а значит, посредством его деятельности дошли до избирателя. А также учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических деятелях.

1. Информационно-политические индексы кандидатов в президенты Российской Федерации

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют кандидаты на пост президента Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют кандидаты в президенты Российской Федерации: 10 февраля 2012 года

 

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

 

10 февраля 2012 г. в медиа-потоке отмечалось 868 сюжетов о В.В.Путине или 71,3% от общего числа высказываний, озвученных в адрес участников президентской избирательной кампании. В 104 материалах (8,5%) фигурировал Г.А.Зюганов, в 95 (7,8%) – М.Д.Прохоров, в 82 (6,7%) – В.В.Жириновский, а в 69 (5,7%) – С.М.Миронов.

Упоминались же кандидаты на пост президента Российской Федерации в СМИ в контексте новостных сообщений следующей тематики:

В.В.Путин:

о подготовке к намеченным на 23 февраля массовым (численностью до 200 тысяч человек) шествию и митингу в поддержку В.В.Путина под лозунгом «Защитим своё отечество» и намерении кандидата в президенты от «Общероссийского народного фронта» лично принять в нём участие;

о предложении Путина сократить новогодние каникулы до семи дней и перенести часть праздничных выходных дней с января на май;

о председательстве Путина на правительственном селекторном совещании, на котором обсуждали предпринимаемые меры по решению жилищного вопроса граждан, занимающих аварийные жилые помещения;

о рабочей встрече Путина с министром природных ресурсов и экологии России Ю.П.Трутневым;

об отказе известного российского актёра Сергея Безрукова от пополнения рядов доверенных лиц Путина и от съёмок в агитационных роликах в поддержку действующего председателя правительства;

Г.А.Зюганов:

о церемонии возложения Зюгановым цветов к памятнику А.С.Пушкина, приуроченной к годовщине гибели великого русского поэта и писателя;

о критическом отношении лидера КПРФ к президентскому законопроекту об упрощении процедуры регистрации политических партий, к перспективам перехода к уведомительному принципу: «На мой взгляд, это не просто глупость, это разрушение политической системы, которая и так до конца не сложилась в Российской Федерации… Это означает, что вместо нормального политического диалога опять будет винегрет и свалка, в которой утонет любая идея»;

об обращении Зюганова к президенту РФ Д.А.Медведеву с просьбой незамедлительно приостановить процедуру назначения глав российских регионов и перейти к их выборности;

М.Д.Прохоров:

о предвыборной поездке главы частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ в Санкт-Петербург;

о прошедшей накануне в Москве встрече Прохорова с представителями бюро Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по демократическим институтам и правам человека;

В.В.Жириновский:

о выступлении лидера ЛДПР в Институте русского языка, приуроченном дню памяти великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина;

о подготовке к запуску в информационное пространство агитационных роликов Жириновского, в которых он предстанет в образе повара, рыбака, шахматиста и любителя собак;

С.М.Миронов:

о реакции Миронова на включение его лидером КПРФ Г.А.Зюгановым в состав «правительства Народного доверия», проект будущей конфигурации государственной системы России глазами коммунистов, «в ранге» спикера Государственной Думы: «Во-первых, мечтать, как известно, не вредно. Второе. Я профессиональный законодатель, я возглавлял вторую палату Федерального Собрания – Совет Федерации. Конечно, считаю себя профессионально готовым быть и председателем Госдумы. Это с точки зрения моих взглядов, возможностей и способностей»;

об инициативе лидера «Справедливой России» законодательно закрепить право политических партий вступать в избирательные блоки и объединения для совместной борьбы за власть и влияние в обществе.

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности претендентов на главный государственный пост в Российской Федерации за период с 20 декабря 2011 г. по 10 февраля 2012 г. (график 1), позволяет заключить, что 10 февраля доля присутствия в информационном пространстве В.В.Путина достигла максимального, С.М.Миронова, В.В.Жириновского и М.Д.Прохорова – минимальному, а Г.А.Зюганова – близкого к среднему за анализируемый период уровню.

График 1

Динамика изменения доли публикаций об участниках президентской избирательной кампании в информационно-политическом пространстве

с I декады декабря 2011 г. по 10 февраля 2012 г.

 

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

 

2. Индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность участников президентской избирательной кампании

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических деятелей, позволил проанализировать не только количественный аспект их присутствия в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 2).

Таблица 2

Характер освещения в информационном пространстве кандидатов в президенты РФ:

10 февраля 2012 года

 

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

 

10 февраля лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования сохранил В.В.Путин, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) взлетел до 4844,6 (при 4155,9 – днём ранее) (график 2).

Тем же образом складывалась ситуация в отношении М.Д.Прохорова, ИИБ которого достиг отметки в 924,3 (против -3,7 – 9 февраля).

Чуть большим стало число положительных высказываний и ярких сюжетов и о Г.А.Зюганове (426,9 ИИБ вместо 380,3 – в предыдущий день) и В.В.Жириновском (257,7 (10 февраля) в противовес 36,2 – накануне).

Напротив, немного ослабли позиции С.М.Миронова: с 618,2 (9 февраля) до 466,1 (на следующий день).

График 2

Динамика индекса информационного благоприятствования участников президентской избирательной кампании с I декады декабря 2011 г. по 10 февраля 2012 г.

 

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

 

Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов на пост президента РФ за период 20 декабря по 10 февраля, составило: 55,2% от суммарного ИИБ – за В.В.Путиным, 13,7% - за М.Д.Прохоровым, 12,9% - за Г.А.Зюгановым, 9,5% - за С.М.Мироновым и 8,7% - за В.В.Жириновским (график 3).

График 3

Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов в президенты РФ за период

I декада декабря 2011 г. – 10 февраля 2012 г.

 

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

 

Некоторые выводы

 

Проведённый анализ позволяет заключить, что 10 февраля 2012 г. В.В.Путин не только сохранил доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, но и укрепил его по сравнению с предыдущим днём. В итоге, кандидату в президенты РФ от партии власти удалось занять 71,3% (при 68,4% - днём ранее) всего «кандидатского медиа-поля», чему соответствовало 868 публикаций. Носили они исключительно одобрительный характер, что выразилось в полученном им индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в 4844,6 (против ИИБ, равного 4155,9, – 9 февраля).

Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации занял Г.А.Зюганов. Ему было отдано 8,5% (вместо 9,5% - в предыдущий день) всех новостных сводок об активности кандидатов на пост президента РФ или 104 информационных сообщения. Большинство из них было выдержано в нейтральном «ключе», о чём свидетельствует ИИБ в 426,9 (против 380,3 – 9 февраля).

Степень интереса, проявленного информационным сообществом к деятельности М.Д.Прохорова, соответствовала 7,8% (при 8,3% - в предыдущий день) или 95 сообщениям, которые имели, в основном, положительный «оттенок». Показателем этого служит полученный им ИИБ, равный 924,3 (при -3,7– днём ранее).

Медиа-активность В.В.Жириновского достигла 6,7% (при 7,7% - 9 февраля) или 82 известий. В информационном фоне деятельности лидера ЛДПР преобладала нейтральность (ИИБ в 257,7 в противовес 36,2 – накануне).

Доля присутствия в медиа-пространстве С.М.Миронова равнялась 5,7% (против 6,1% - в предыдущий день) или 69 информационным сообщениям. Для данных сюжетов была свойственна нейтральная «тональность» (степень информационного благоприятствования была равна 466,1 при 618,2 – днём ранее).

В целом, по итогам 20 декабря 2011 г. – 10 февраля 2012 г. качественное наполнение медиа-потока сводится к: 55,2% от суммарного ИИБ – у В.В.Путина, 13,7% - у М.Д.Прохорова, 12,9% - у Г.А.Зюганова, 9,5% - у С.М.Миронова и 8,7% - у В.В.Жириновского.

 

 

 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Иллюстрации к материалу: