Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Г.А.Зюганов: КПРФ предлагает альтернативу всем, кто умом и руками зарабатывает себе на жизнь. Программные предложения Компартии по поддержке народного предпринимательства

2007-09-07 19:27
KPRF.RU

КПРФ предлагает, опираясь на опыт советской эпохи – ленинского НЭПа, сталинской кооперации, государственную поддержку народной предпринимательской инициативе


Наш выбор

Недавно меня пригласили на съезд Союза руководителей малых предприятий. На межпартийном форуме, который прошел в рамках съезда, разговор зашел об отношении правительства к этому важнейшему сектору экономики. Ни в одном выступлении не услышал я позитивных оценок. Ведущий дискуссии тележурналист Владимир Соловьев, которого трудно заподозрить в симпатиях к левым, откровенно признал: «Я хочу поддержать Зюганова, действительно самый благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране был при коалиционном правительстве Примакова-Маслюкова, в котором участвовали коммунисты».

Это признание - ответ на различные домыслы о том, что, мол, если коммунисты придут к власти, то задушат на корню всякую инициативу, том числе, малый и средний бизнес. Заявляю определенно - это чушь, не имеющая никакого отношения к реальной позиции и реальным целям нашей партии. Лживые страшилки пускает в ход власть, чтобы отвлечь внимание людей от подлинных безобразий, которые она сама творит.

Наша принципиальная позиция: мы за всякий производительный труд, за многоукладную экономику, за баланс государственных и частных интересов в экономике. Тысячи членов партии - бывшие инженеры, врачи, учителя, военные, ученые, рабочие, крестьяне - трудятся сегодня на малых и средних предприятиях. Нам, коммунистам, небезразличны их проблемы. Ведь как показывает исторический опыт, все страны, успешно выходившие из кризиса, делали опору на малое предпринимательство, которое поднимало легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство и переработку. Как мы можем выступать против того, что служит на пользу людям, помогает решать социальные проблемы и способствует в конечном итоге укреплению государства?

В основе общественной и политической деятельности КПРФ лежит борьба за социальную справедливость. И в этом нас поддерживают миллионы россиян. Мы глубоко убеждены, что частная инициатива и социальная справедливость не противоречат друг другу, они взаимосвязаны и не могут существовать в отдельности, сами по себе. Рынок без социальной справедливости превращается в хаос, базар и воровство, а социальная справедливость без частной инициативы оборачивается губительной уравниловкой, резким торможением, дефицитной экономикой. Все это мы проходили, и возврата к старому больше нет.

К сожалению, после ухода коалиционного правительства, в котором работали коммунисты, малый бизнес в стране оказался загнан в подполье, а исполнительная власть в качестве приоритета выбрала интересы только олигархического капитала. На том же съезде руководителей малых предприятий предприниматели буквально криком кричали с трибуны о том, что власть их не слышит, в упор не видит их проблем, а местное чиновничество душит всеми мыслимыми способами. В ответ ни одного слова поддержки от представителей «Единой России», от членов правительства они так и не услышали. Власти предпочитают вести диалог с теми, у кого на счетах миллиарды.

Основа свободы и благополучия

У КПРФ - другой подход. Мы ведем диалог со всеми, кто умом и руками зарабатывает себе и своим близким на жизнь, открывает новые рабочие места, делает реальное дело. Поэтому считаю важным и необходимым изложить свое видение проблем малого бизнеса, рассказать о том, что нас не устраивает, и какие альтернативы мы предлагаем.

КПРФ рассматривает малый и средний бизнес как фундамент хозяйственного развития страны, основу социального благополучия и стабильности. В этой позиции нет ни популизма, ни отхода от нашей идеологии. Такое отношение к частной инициативе полностью соответствует социально ориентированной экономике, которая реализуется в большинстве цивилизованных стран.

Современная КПРФ не приемлет ни жесткую плановую экономику, ни либеральную модель, которая провозглашает всевластие рынка. Когда государство занимается производством калош, баранок и бижутерии - это глупость. Еще большей глупостью является то, что государство превращает школы и больницы в коммерческие организации и не занимается регулированием энерготарифов, цен на топливо.

С точки зрения КПРФ государство для малого и среднего бизнеса - это гарант свободы предпринимательства, добросовестной конкуренции, оно создает законодательные, налоговые и финансовые режимы благоприятствования. Государство - защитник бизнеса от коррупционных посягательств чиновников и экономических рисков. Малый и средний бизнес, в свою очередь, является основной хозяйственной силой, создающей внутренний валовой продукт. Подчеркиваю - основной.

Этого понимания малого и среднего бизнеса мы, коммунисты, не находим в действиях либерального правительства.

О кредитной политике

Правильнее было бы говорить не о кредитной политике государства в отношении малого бизнеса, а об ее отсутствии.

Понятно, что любое новое дело в бизнесе требует первоначального капитала, оборотных средств.

Где их взять? По идее их должны предоставлять банки в виде кредита. Но вот цифра: лишь каждый двадцатый малый предприниматель в стране смог взять в прошлом году кредит в банке. Почему только двадцатый? Почему не каждый первый? Все очень просто. Банковская кредитная ставка в России ниже 18 процентов не бывает. Все банки кинулись сегодня на скупку земель. Там лакомые куски, на которых можно заработать 80 -100 процентов годовых! Зачем им связываться с малым бизнесом и получать жалкие 18 процентов, если можно сразу сто! Но что делать деловому человеку? Как ему развивать бизнес? Оборотных средств нет, сырье, инструменты купить не на что. И это в то время, когда бюджет и Стабфонд буквально пухнут от нефтяных денег.

Как в нормальной экономике, в которой есть деньги, должен существовать малый бизнес? За примером обращусь к опыту Индии. Решил, например, индус делать, медные тазики. В течение суток ему выдают полный комплект документов, его предприятие освобождают на пять лет от всех налогов, пока оно не разовьется, ему дают в банке под минимальную кредитную ставку (1-2 процента) оборотные средства. То есть стимулируют бизнес. У нас же все делается, чтобы ободрать еще не родившегося ягненка. Какое там освобождение от налогов, какая помощь в подготовке документов. Про кредитную ставку я уже говорил.

Побор за инициативу

Но предположим, что где-то наш предприниматель изловчился и набрал - через друзей, знакомых - необходимую сумму, начал выпускать продукцию, оказывать услуги. Через два месяца он начинает понимать - бизнес нерентабелен. Оказывается, руководитель частного предприятия через единый социальный налог (ЕСН) должен платить за каждое рабочее место. Принимаешь человека на работу, платишь ему заработную плату, и еще с фонда оплаты труда перечисли государству за то, что ты дал человеку работу, благодаря которой он содержит себя и семью. То есть государство не стимулирует, а наказывает рублем частную инициативу. Естественно, предприниматель задумывается, что это за такая рыночная система, которая не позволяет ему создать прибавочный продукт. Ведь в ней во главу угла ставится прибыль. А она образуется за счет разницы между доходами и расходами. Значит, надо что-то делать, чтобы остаться в прибыли. Что? Уменьшать расходы, то есть каким-то образом недоплатить государству. Например, зарплату выдать в конверте наличными, заплатить налог только в той части, которая официально платится. Иначе говоря: уйти в так называемые серые схемы.

В итоге всем плохо: предприниматель попадает на крючок налоговой инспекции, работники предприятия, получая по официальной ведомости символические зарплаты, работают в ущерб будущей пенсии, лишаются возможности получить кредит на квартиру.

Коммунисты предлагают изменить ЕСН, оставив выплаты, связанные с медицинской страховкой и пенсионными накоплениями (которые осуществляло бы физическое лицо, получающее заработную плату), но не облагать налогом фонд оплаты труда. Законодательно должен быть определен минимум заработной платы, наряду с индивидуальным налоговым номером (ИНН) введены персональные расчетные счета, отменена плоская шкала подоходного налога. Абрамовичи и Дерипаски должны платить по 25-30 процентов с доходов, а простые граждане - 8-10%. Главным субъектом налогообложения в этой системе фискальных отношений должен стать работник, который получает достойную плату, и не в конверте, а официально, на свой расчетный счет. Это важное условие, при котором в России появится разумная социально ориентированная и одновременно эффективная экономическая модель. Ведь у предпринимателя высвобождаются значительные средства, которые он сможет инвестировать в расширение производства, в улучшение условий труда, в повышение реальных зарплат, в закупки оборудования. А государство, в свою очередь, получает стабильно растущую налогооблагаемую базу и растущий потребительский спрос, который в нормальной экономике является стимулом и локомотивом экономического роста. А главное исчезает поле для коррупции, для нечестной экономики.

Что такое НДС и как с ним бороться

ЕСН - не единственное несчастье российского предпринимателя. Есть еще одно - так называемый налог на добавленную стоимость. НДС придумали на Западе, когда нужно было экономическими методами сдерживать перепроизводство определенных видов продукции и стимулировать экспорт. В нашей разрушенной горбачевскими и ельцинскими реформами экономике проблема перепроизводства остро не стоит. Не до жиру. Встать бы с колен. Тем не менее экономисты гайдаровского пошиба взяли за основу налоговую модель западной экономики, где внутренний валовой продукт образуется в основном за счет труда и капитала.

Но ведь в российской экономике две трети прироста национального дохода дает природная рента. Наша страна выступает на мировом рынке как экспортер сырьевых ресурсов, стало быть, и бремя налогообложения должно быть переориентировано на рентные доходы.

У нас же главным инструментом пополнения казны стал драконовский НДС, который, по мнению авторитетных ученых, душит производство, лишая нашего товаропроизводителя конкурентоспособности не только на мировом рынке, но и внутри страны.

Злополучный НДС взымается с предприятия несколько раз. В первый раз, когда производитель купил товар, например, партию металла. В его стоимости 18-процентов НДС уже заложен, то есть налог ты уже заплатил, когда купил товар. Потом что-то производишь, реализуешь, получаешь доход и с полученной части дохода обязан вычесть 18 процентов, которые уже заплатил, а оставшуюся часть опять обязан перечислить государству. Причем, система такова, что как только произведенная продукция со склада двинулась на рынок, ты обязан НДС с этой продукции перечислить государству. Ты еще не получил ничего. Ничего не продал, но государство уже обдирает тебя, как липку. О каком развитии малого предпринимательства при такой налоговой «заботе» может идти речь?

Налог на добавленную стоимость фактически превратился в налог на доходы законопослушных товаропроизводителей. Это фактически налоговая дискриминация отечественных предприятий.

Приведу пример Китая. У них тоже есть НДС, но куда более скромный - 11 процентов. При этом каждое предприятие, которое экспортирует свою продукцию, тут же на свой счет получает демпинг - 11 процентов в виде бонуса, если валюта приходит в страну. Тот же подход в Англии, в Польше, в других странах. Но если наш предприниматель приходит в налоговую инспекцию и говорит о возврате НДС за экспорт, ему тут же назначается камеральная проверка. А что такое камеральная проверка? Приходит бригада налоговиков на фирму и выворачивает его наизнанку. Поэтому наш предприниматель никогда в жизни не пойдет в налоговую инспекцию. Там его разденут, разуют.

Для малого бизнеса НДС - ярмо. Очевидно, что надо отменить НДС и вместо него ввести налог с продаж - ты произвел товар, реализовал его, 10 процентов отдай государству в виде налога. Система должна быть прозрачной и не драконовской. Нынешняя же система построена таким образом, что тот, кто начинает заниматься бизнесом, ощущает себя абсолютно бесправным. Она провоцирует предпринимателя и чиновника на нарушения, на коррупционные действия.

В тисках у рейдеров

В последние годы малый бизнес попал еще под один каток - так называемого рейдерства.

К сожалению, большинство российских малых и средних предприятий работает так, что не способно выплачивать дивиденды по акциям. Доходов хватает только на выплату минимальных зарплат. Поэтому люди, имеющие акции или паи, не ощущают их ценности. Акционеры думают, что жизнь пройдет, а бумажки так и останутся лишь записью в реестре акционеров. Какой же я совладелец предприятия? А когда приходят люди со стороны и предлагают за эту долю живые деньги, то человек берет деньги, не раздумывая. В итоге рейдеры скупают контрольный пакет акций, снимают старого директора, назначают своего, выставляют здание, на продажу, причем уже по реальной рыночной цене и снимают сливки. Сотрудники предприятия остаются без работы и не понимают, что произошло. Они своими руками лишили себя возможности зарабатывать на жизнь.

Сегодня рейдеры пошли дальше. Они поняли, что предприятий, у которых здания находятся в собственности, практически не осталось. Их всех обанкротили и уничтожили. Рейдеры модернизировали схему: входят в сговор с работниками территориальных фондов имущества, которые организовывают торги по продаже государственного и муниципального имущества. Это, как правило, здания, в которых арендуют помещения предприятия малого и среднего бизнеса.

Принятый при поддержке фракции «Единая Россия» закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» отнял у арендаторов право первоочередного выкупа арендованных объектов госимущества. Закон провозгласил идею равенства прав всех покупателей при приватизации госимущества. Идея на слух вроде бы разумная. Кто против равенства прав? Но к чему на деле может привести равенство прав у того, кто ворочает миллиардами долларов, и у того, чей годовой оборот составляет миллионы рублей.

Недавно к нам во фракцию обратился руководитель общественного движения «Лига арендаторов госимущества» А. Мишин из Санкт-Петербурга. Он привел показательный пример. На торгах стартовая оценочная цена подвала на Литовском проспекте площадью 225 кв. метров составила 2061 доллар на 1 кв. метр. За подвал, разумеется, боролись предприятия малого бизнеса. А вот помещение на первом и втором этажах в самом центре города — на Невском проспекте площадью 896 кв.м. продавалось уже всего за 827 долларов за кв. метр. Боролись за него владельцы крупных предприятий. Итог торгов таков. В первом случае подвал был продан по цене 3717 долларов за кв. м, то есть почти на 20% выше рыночной. Зато в торгах за здание на Невском проспекте окончательная цена выросла всего на 50 долларов. При этом дом был продан по цене как минимум в 5 раз ниже рыночной. Вот оно - реальное равенство прав в действии.

Руководитель Лиги арендаторов подробно описывает, как работает механизм, при котором кучка ловких дельцов, спекулянтов недвижимостью лишают работы тысячи людей, вступая в сговор с продажными чиновниками.

Показателен пример так называемых аукционов. В прошлом году 36 отдельных помещений общей площадью 5657 кв. м, расположенных в самом центре того же Санкт-Петербурга на Невском, Московском, Большом проспектах, Садовой улице и т.д., были проданы по цене 473 доллара за квадратный метр при стартовой цене 453 доллара холдингу «Невская оптика» - российско-швейцарскому предприятию. Разница между стартовой ценой и ценой продажи 20 долларов. Где же торги? Видимо, торги прошли с чиновниками еще до проведения аукциона.

Лот из 23 объектов общей площадью 4542,4 кв. м продается по 569 долларов за квадратный метр при стартовой цене 561 доллар за квадратный метр (Вестник, №38 (56) от 13.11.2006г.). Это для крупного капитала, с которым можно «договариваться». Одновременно на этом же аукционе помещение в Красногвардейском районе на Малоохтинском проспекте площадью 287 кв. м при стартовой цене 463 доллара малое предприятие приобретает по цене 2517 долларов за квадратный метр. Вот вам и вся поддержка малого и среднего бизнеса.

Заплатив на аукционе в фонде имущества, например, 5 миллионов рублей с арендатора, спекулянт в качестве отступного может взять за предприятие 10 миллионов рублей. Стопроцентная доходность, ничего не делая.

Не удивительно, что за прошлый год в Санкт-Петербурге - вотчине президента - шесть тысяч предприятий выкинули из помещений.

Депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе внесли на рассмотрение Думы законопроект, который разрешил бы добросовестным арендаторам (а это в основном малые предприятия) без конкурса на льготных условиях приватизировать арендуемые помещения. Ведь они уже вложили в помещения капитальные средства. Почему бы не разрешить им рассрочку платежа на пять лет. Люди останутся работать, не пополнится класс безработных, налоги будут поступать в казну. Кому от этого хуже?

Предприниматели доходят до точки кипения

На самом деле проблема эффективного развития малого предпринимательства отнюдь не только в налоговой, кредитной политике. Все дело в курсе, который реализует власть. Объективно у местной власти нет выхода, кроме как давить малый и средний бизнес, так как правительство не оставило местному самоуправлению никакой другой финансовой базы. А после муниципальной реформы, когда вниз было отдано более 40 государственных функций - от похоронного дела до содержания ПТУ, финансовое состояние местных бюджетов стало вообще катастрофическим. Выход - выдавливать последнее у тех, кто вопреки обстоятельствам продолжает работать, не свертывает производство.

Разработанный нашими депутатами законопроект о противодействии коррупции до сих пор лежит без движения в Думе. «Единая Россия» его не пропускает. Мы предложили ведущим партиям подписать Пакт о противодействии коррупции. Как всегда, «Единая Россия» и ЛДПР высказались против. Зато они повысили единый налог на вмененный доход, транспортный налог, хотя большого экономического значения для бюджета эти поступления с малого бизнеса не имеют. Особенно в условиях разбухшего Стабилизационного Фонда.

Только на досрочное погашение долга западным банкирам правительство истратило более 20 млрд. долларов. А на поддержку такого эффективного сектора как малый бизнес лишь 2,5 млрд. руб. Это менее 0,5 процентов от суммы, отданной на Запад.

Потому и не удивительно, что за 15 лет доля малого и среднего бизнеса в объеме внутреннего валового продукта доросла лишь до 10 процентов, да и те цифры явно завышенные. В то время, как в социалистическом Китае и Вьетнаме цифра перевалила за 50 %, в США она достигает 60 %.

При нынешнем государственном курсе перспектив у малого предпринимательства нет. Предприниматели доходят до точки кипения. В Ярославле в ответ на властный произвол они закрыли на час все ларьки, магазины и павильоны.

Только тогда власть поняла, что значит малый бизнес для социальной сферы. Правительство своими неуклюжими действиями сделало все, чтобы предпринимательский класс полевел и стал нашим союзником. Мы решительно заявляем, что работа партии и фракции в Государственной Думе, в местных законодательных собраниях направлена и будет направлена на то, чтобы принимать законы, стимулирующие частную инициативу в малом и среднем бизнесе. Повторюсь, мы твердо убеждены: государство не имеет права отдавать в частные руки контроль над стратегически важными отраслями экономики и жизнеобеспечения – энергетикой, безопасностью, обороной, образованием, медициной, железнодорожным транспортом. Все остальные хозяйственные отрасли являются сферой, где активно действуют рынок и частная инициатива. Эту инициативу коммунисты не имеют право не поддерживать.